Прибыль и рентабельность коммерческих организаций
Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров и услуг) над расхо- дами на производство и реализацию этой продукции (товаров и услуг). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческих орга- низаций.
Получение прибыли является результатом деятельности организации по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и ос- новных средств.
Различают прибыль от реализации продукции, балансовую (валовую) прибыль и чистую прибыль.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) ис- числяется в коммерческой организации как разница между доходами (выручкой) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС, акциза) и суммой расходов на ее производство и реализацию в денежном выражении.
Пример.Выручка от реализации продукции в свободных
ценах составила 180,0 тыс. руб. Расходы на производство и реа- лизацию продукции — 120 тыс. руб. Ставка НДС — 18%. Данная продукция акцизом не облагается.
Выручка без налогов составит:
180,0 – (180,0/1,18 ´ 0,18) = 152,5 тыс. руб.
Прибыль — 152,5 – 120,0 = 32,5 тыс. руб.
На предприятиях торговли прибыль от реализации товаров определяется как сумма выручки-нетто (выручка за вычетом НДС, других налогов) за вычетом покупной стоимости реали- зованных товаров и суммы издержек обращения за проданные товары (с учетом общехозяйственных расходов).
Балансовая прибыль слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств и иного имущества организации и сальдо сумм прочих операций от неосновной деятельности. Таким образом, балансо- вая прибыль отражает все результаты хозяйственной деятель- ности организации:
ПБ= Прп + При+ Дв, где ПБ — прибыль балансовая, руб.;
Прп — прибыль от реализации продукции, руб.;
При — прибыль от реализации основных средств и иного имущества, руб.;
Дв — прочие доходы (сальдо) от неосновной деятельности.
Прибыль от реализации имущества (основных средств и
иного имущества) определяется как разница между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью (по балансу), скорректированной на коэффициент инфляции.
К прочим доходам относятся доходы, полученные от опе- раций по неосновной деятельности (виды таких операций изло- жены выше), за минусом соответствующих расходов, т. е. сумма сальдо по этим операциям.
Балансовая прибыль используется для оценки эффектив- ности производства, выявления динамики определения общей рентабельности.
Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоря- жении предприятия (организации) после уплаты всех налогов и сборов и используемая на развитие производства, образование денежных фондов и социальные нужды.
Распределение балансовой прибыли коммерческих пред- приятий и организаций осуществляется по следующей схеме (рис. 13.2).
Проблема получения и эффективного распределения при- были до сих пор остается нерешенной ввиду того, что далеко не каждое предприятие может разумно распределить и исполь- зовать полученный им доход. Деятельность предприятий на началах коммерческого расчета приводит к тому, что прибыль
Рис. 13.2. Схема распределения прибыли коммерческой организации
выступает не только в качестве главного результата финансово- хозяйственной деятельности, но и источника удовлетворения разнообразных потребностей самого предприятия и государства в целом. Прибыль предприятий — важный источник финанси- рования развития производственной деятельности предприятия и обеспечения других внутрихозяйственных потребностей. Постоянно возрастает роль прибыли в формировании бюджет- ных и внебюджетных фондов. Важнейшее требование, которое предъявляется к распределению прибыли на предприятии, заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного производства на основе установле- ния оптимального соотношения между денежными средствами, направленными на потребление и накопление.
Распределение прибыли не является только внутренней проблемой предприятия, так как имеет более широкое соци- альное и экономическое значение. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и обеспечивать производственные материальные и социальные нужды предприятий.
В практике коммерческих предприятий и налоговых органов выделяют также налогооблагаемую прибыль, которая исчисля- ется специальным расчетом.
Налогооблагаемая прибыль равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму отчислений: в уставный или другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законо- дательством; рентных платежей в бюджет; прибыли от произ- водства и реализации сельскохозяйственной продукции; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий, а также учитывается установленный законода- тельством о налоге перечень доходов и расходов, не учитывае- мых при налогообложении (ст. 251, 270 НК РФ).
Прибыль, являясь абсолютной величиной, еще не характе- ризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяется показатель рентабельности.
Для определения рентабельности производства использует- ся балансовая прибыль. Различают рентабельность предприятия и рентабельность продукции, а также активов.
Рентабельность предприятия рассчитывается как отно- шение балансовой прибыли к объему реализации продукции (выручке), или к общим затратам на производство, или к сред- негодовой стоимости основных и оборотных средств:
, или , или , где Ро — рентабельность общая, %;
ПБ — прибыль балансовая, руб.;
В — выручка от реализации продукции, руб.;
З — затраты на производство, руб.;
Соф— среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Соо— среднегодовая сумма оборотных средств, руб.
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение
суммы прибыли, полученной от реализации конкретной продук- ции, к выпуску продукции или к полной ее себестоимости:
или ,
где Рп— рентабельность продукции, %;
Прп— прибыль от реализации конкретной продукции, руб.;
Вп— выпуск конкретной продукции, руб.;
Сп — себестоимость реализованной продукции, руб.
На предприятиях торговли уровень рентабельности оп-
ределяется как сумма балансовой прибыли по отношению к товарообороту, т. е.
,
где О — оборот (выручка) от продажи товаров, руб.
Рентабельность активов рассчитывается как отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убы- ток) к итогу актива баланса.
Основными факторами роста прибыли и рентабельности
на коммерческом предприятии являются:
· увеличение доходов (выручки) от реализации продукции (работ, услуг);
· снижение расходов и, следовательно, себестоимости про-
дукции (работ, услуг).
На увеличение суммы доходов (выручки) оказывают влия- ние объем реализованной продукции (в натуральном выраже- нии) и цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и его факторов производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение произ- водительности труда за счет роста квалификации работников, повышения фондовооруженности, улучшения организации труда, повышения качества продукции.
Существенное влияние на объем реализации продукции (выручку) оказывает уровень цен.