Тема 2.4 Прибыль коммерческих организаций

1. Экономическая сущность и функции прибыли.

2. Виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, до налогообложения, чистая.

3. Распределение и использование прибыли в организации.

4. Методы планирования прибыли. Факторы роста прибыли.

5. Рентабельность предприятия. Основные показатели рентабельности.

1. Экономическая сущность и функции прибыли

В рыночной экономике одной из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли и увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности.

С экономической точки зрения прибыль – это разность между доходами и расходами организации. Прибыль является абсолютным показателем эффективности производства.

На величину прибыли в производственной деятельности влияют факторы:

1. Зависящие от деятельности предприятия:

- качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

- уровень производительности труда;

- затраты на производство и реализацию продукции;

- уровень цен на готовую продукцию;

2. Независящие от деятельности предприятия:

- уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы;

- конъектура рынка;

- инфляция;

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд функций:

1) Прибыль является источником формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели определённые расходной частью бюджета.

2) Прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия. Факт получения прибыли свидетельствует о платёже и кредитоспособности предприятия.

3) Прибыль является основным источником прироста собственного капитала и источником социальных благ для членов трудового коллектива. Собственники предприятия, ориентируясь на величину прибыли принимают решения по поводу инвестиционной деятельности и дивидендной политики предприятия.

Таким образом, прибыль организации – это основной фактор ее экономического и социального развития.

2. Виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, до налогообложения, чистая

Конечным финансовым результатом деятельности организации является прибыль или убыток. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) организация наряду с балансом составляет форму №2 «Отчет о финансовых результатах». По форме № 2 конечный финансовый результат деятельности организации рассчитывается следующим образом:



1.Валовая прибыль = Выручка от продажи товаров (работ, услуг) без НДС и акцизов Себестоимость ¾ проданных товаров (работ, услуг)
2.Прибыль (убыток) от продаж = Валовая прибыль - Коммерческие Расходы - Управленческие расходы

Коммерческие расходы: транспортные расходы, оплата погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, на рекламу.

Управленческие расходы: расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, на подготовку и переподготовку кадров, на оплату аудиторских и консультационных услуг, представительские расходы.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль от продаж + Прочие доходы ¾ Прочие расходы
4. Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения - Сумма налога на прибыль  

Налог на прибыль рассчитывается на основании данных налогового учета.

Сумма налога на прибыль = Прибыль налогооблагаемая * ставка налога / 100%

3. Распределение и использование прибыли в организации

Под распределением прибыли понимается перечисление части прибыли в бюджет в виде налога и экономических санкций и использование чистой прибыли (ЧП) по целевому назначению в соответствии с учетной политикой. Распределение прибыли. остающийся в распоряжении организации, регламентируется учетной политикой, а некоторые моменты распределительного процесса фиксируется в уставе организации.

Чистая прибыль используется организацией по следующим направлениям:

1. На накопление - использование чистой прибыли на финансирование капитальных вложений:

а) реконструкция действующего производства;

б) техническое перевооружение производства;

в) новое строительство и др.

2. На потребление - использование части прибыли на социальное развитие и социальные нужды:

а) финансирование расходов по эксплуатации объектов социально-бытового назначения;

б) строительство объектов непроизводственного назначения;

в) проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий;

г) материальное поощрение работников.

3. Отчисление средств в резервный капитал (5% от чистой прибыли). Его величина характеризует готовность предприятия к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью. Основное назначение резервного капитала состоит в покрытии убытков организации отчетного года.

4. Методы планирования прибыли. Факторы роста прибыли.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах. Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования.

Метод прямого счета

Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

П тп = Ц тп - С тп, где

П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

П рн = В рн - С рн , где

В рн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок),

П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

С рн - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

П рп = П о1 + П тп - П о2, где

П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

П о2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета - метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по- ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

Аналитический метод

При планировании прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Рб) .

Рб = (По : тп) * 100% ,где

По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года.

В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

5. Рентабельность предприятия. Основные показатели рентабельности.

Рентабельность является относительным показателем эффективности деятельности предприятия. Показатели рентабельности позволяют определить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля вложенного в активы средств. Существует система показателей рентабельности, но при расчете любого из них в числителе всегда используется прибыль.

При принятии решений связанных с процессами управления и формирования прибыли используются следующие показатели:

1. Рентабельность капитала – это отношение прибыли к капиталу (активам), характеризует общую доходность вложенного в производство капитала и служит для определения и сравнения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и отраслях.

R кап = Прибыль/совокупные (чистые) активы * 100%

2. Рентабельность продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к ее себестоимости, характеризует эффективность основной производственной деятельности организации.

R прод. = Прибыль от реализации продукции / себестоимость продукции * 100%

3. Рентабельность продаж – отношение прибыли к выручке от реализации продукции, характеризует величину прибыли на 1 рубль реализации, используется для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товаром и величиной издержек производства.

R продаж = Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции * 100%

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль прибыли в деятельности организации?

2. Классифицируйте прибыль организации по источникам ее образования.

3. Классифицируйте прибыль организации по составу элементов, ее формирующих.

4. Классифицируйте прибыль организации по характеру ее использования.

5. Опишите процесс распределения прибыли. Как может использоваться прибыль организации?

6. Представьте схему формирования нераспределенной прибыли организации.

7. От чего зависит рентабельность собственного капитала организации?

8. Зависит ли рентабельность активов от рентабельности продаж?

9. Влияет ли ценовая политика компании на рентабельность продаж и рентабельность собственного капитала организации?

10. Как проявляется влияние учетной политики организации на ее финансовые результаты?

Наши рекомендации