Рынок капитала: прибыль и процент. Факторы, определяющие прибыль и рентабельность предприятия.

Капитал — одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства, главный объект рынка капитала. Капитал — это любой ресурс экономики, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ и способный приносить доход.

Капитал существует в различных формах. Изначально он выступает в денежной форме. Это денежный капитал, роль (функция) его сводится к созданию необходимых условий для процесса производства материальных благ. Имея деньги, предприниматель приобретает на рынке необходимые факторы производства: рабочую силу, средства производства и земельный участок (возможно, в аренду).

Другой формой капитала является производительный капитал, функция которого — рациональное потребление приобретенных факторов в процессе производства; создание товаров, обладающих общественной потребительной стоимостью и стоимостью, содержащей прибавочную стоимость и прибыль.

Третьей формой капитала выступает товарный капитал, его роль и функция — в реализации произведенных товаров и содержащейся в них стоимости и прибавочной стоимости, т.е. превращение товарного капитала в денежный.

Именно на этой стадии реализованная прибавочная стоимость превращается в прибыль, доход предпринимателя.

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Факторы, влияющие на величину прибыли.

1) Внутренние факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:

- уровень хозяйствования;

- компетентность руководства и менеджеров;

- конкурентоспособность продукции;

- уровень организации производства и труда и др.;

- производительность труда;

- состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делятся на:

- производственные — характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;

- непроизводственные — связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

- экстенсивные - воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени

- интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

- повышение производительности оборудования и его качества;

- использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- повышение квалификации и производительности труда персонала;

- снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;

- совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли:

- конъюнктура рынка;

- уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

- нормы амортизационных отчислений;

- природные условия;

- государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Функции прибыли:

1) ожидания получить в будущем прибыль способствует осуществлению инноваций и увеличению инвестиций, что ведет к росту объемов производства и увеличению занятости

2) эффективное распределение ресурсов среди альтернативных видов производства, дистрибьюции, продаж – переток средств из нерентабельных отраслей в прибыльные

Бухгалтерская прибыль - это результат реализации товаров и услуг. Она определяется в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и указывается в отчете о прибылях и убытках, как положительная разница между доходами, определяемыми как приращение совокупной стоимости активов, приводящее к увеличению собственного капитала, и расходами, определяемыми как снижение совокупной стоимости активов, приводящее к уменьшению собственного капитала, признаваемыми в отчетном периоде.

Нормальная прибыль:

1) среднеотраслевой уровень прибыли на вложенный капитал, которая может быть получена при использовании капитала, например, при реальном инвестировании

2) уровень прибыли, достаточный для поддержания безубыточного производства и продажи товара, в том числе с учетом издержек самого предпринимателя (затрат его личного труда, использования личного имущества), не отраженных в бухгалтерской документации.

Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

Экономическая прибыль: - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

Монопольная прибыль — прибыль, получаемая фирмой, использующей свою монопольную власть для продажи продукции по цене выше конкурентного уровня. Это величина, превышающая все альтернативные издержки фирмы и нормальную прибыль.

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж. Прибыль - это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

Прибыль = TR - ТС.

Валовой доход TR - это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки ТС - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

MR = Р

Максимизация предельной прибыли представляет собой разницу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

Предельная прибыль = MR - МС.

Предельные издержки - дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Максимально прибыльное равновесие - это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = MR.

Процент — это цена капитала, а именно та часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. Если она выражается в процентах, то такой доход называется процентной ставкой.

Определить величину процента можно на основе теории спроса и предложения. С ростом спроса на капитал и уменьшением предложения капитала уровень процента растет.

С позиций теории спроса и предложения величина процента определяется как своеобразная равновесная цена. Различают среднюю и рыночную, номинальную и реальную ставки процента.

Необходимо различать среднюю ставку процента, которая определяется за длительный период времени, и рыночную ставку процента, складывающуюся ежедневно и подверженную частым колебаниям.

Номинальная ставка показывает, на сколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита.

Реальная ставка — это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т.е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности.

Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности (или нецелесообразности) инвестиций.

Факторы, влияющие на процентные ставки:

- риск – чем выше возможность невозврата ссуды, тем больший процент будет взимать кредитор

- срочность – чем больше срок займа, тем выше проценты по нему

- размер ссуды – для двух ссуд равной срочности и уровня риска процентная ставка будет более высокой для ссуды меньшего размера

- налогообложение – налоги на определенные виды облигаций не облагаются налогами

- несовершенство рынка – отсутствие конкуренции среди кредиторов

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Краткосрочные инвестиции - инвестиции со сроком до 1 года - вложение излишка денежных средств в ценные бумаги. Краткосрочные инвестиции выгодны в период действия высоких процентных ставок.

Долгосрочные инвестиции:

- затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (более года), не предназначенных для продажи

- долгосрочные финансовые вложения (более года) в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Определение процента

Рынок капитала: прибыль и процент. Факторы, определяющие прибыль и рентабельность предприятия. - student2.ru

Наши рекомендации