Инвестиционный рынок: его оценка и прогнозирование
Понятие инвестиционного рынка, его классификации.
Характеристика отдельных сегментов инвестиционного рынка
Инвестиционный рынок - сфера обмена инвестиционными товарами в материально-вещественной, денежной и натуральной формах.
Инвестиционные товары как элемент капитального имущества,
являются особым видом товаров, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности
с целью получения дохода (эффекта) в перспективе.
Эти товары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать:
· в материальной форме (элементы физического капитала);
· в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги);
· а также одновременно и в материальной, и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.).
Обобщающей характеристикой инвестиционных товаров является их
способность приносить доход.
Инвестиционный рынок- это совокупность экономических отношений, складывающихся между продавцами и покупателями инвестиционных товаров и услуг. Товарами на этом рынке выступают объекты инвестиционной деятельности. В соответствии с их классификацией инвестиционный рынок структурно распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов.
Обобщающим признаком классификации инвестиционного рынка является выделение основных объектов инвестирования.
Во-первых, рынок объектов реального инвестирования:
а) рынок недвижимости - промышленные объекты, жилье, объекты малой приватизации, земельные участки, объекты незавершенного строительства, аренда;
б) рынок прямых капитальных вложений - новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение;
в) рынок прочих объектов реального инвестирования - художественные ценности, драгоценные металлы и изделия, прочие материальные ценности;
Во-вторых, рынок объектов финансового инвестирования:
г) фондовый рынок - акции, государственные обязательства, опционы и фьючерсы. Основная функция фондового рынка состоит в мобилизации с помощью ценных бумаг финансовых средств для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности реального сектора экономики. Ещё одна важнейшая функция фондового рынка – информационная. Ситуация на нем дает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре и ориентиры для размещения капиталов;
д) денежный рынок - депозиты, ссуды и кредиты, валютные ценности;
В-третьих, рынок объектов инновационных инвестиций:
е) рынок интеллектуальных инвестиций - лицензии, ``ноу-хау'', патенты;
ж) рынок научно-технических новаций - научно-технические проекты, рационализаторство, новые технологии.
Данная классификация инвестиционного рынка позволяет более полно осуществлять анализ и прогнозирование его развития в разрезе отдельных сегментов, определять приоритетные объекты инвестирования на том или ином этапе экономического развития страны.
Степень активности инвестиционного рынка (соотношение его элементов) определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Она представляет собой форму проявления на инвестиционном рынке в целом или отдельных его сегментах факторов (условий), определяющих соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка особенно важно для инвесторов по причине больших рисков, влекущих за собой снижение доходов, а нередко и потерю инвестируемого капитала.
Обособление реального и финансового капиталов лежит в основе
выделения двух основных форм функционирования инвестиционного
рынка:
· первичного — в форме оборота реального капитала;
· вторичного — в форме обращения финансовых активов.
Основные элементы инвестиционного рынка – спрос, предложение, цена, конкуренция, - их взаимосвязь
Спрос- это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Спрос
Рис. 2. P - цена, Q - количество приобретенного товара.
Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса.