Основы организации бюджетного процесса
Бюджетный процесс в Российской Федерации
1. Основы организации бюджетного процесса
2. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
3. Организация исполнения бюджетов
Основы организации бюджетного процесса
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными полномочиями соответствующих органов власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса являются:
Конституция РФ,
Бюджетный кодекс РФ,
иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы,
законы и муниципальные правовые акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления.
Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования этой системы, полномочия участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, бюджетную классификацию, установление форм бюджетной документации и отчетности,
санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, — федерального бюджета.
Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном
уровне регулируется муниципальными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления.
Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
законодательные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк РФ;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами,
главные распорядители бюджетных средств,
главные администраторы доходов бюджета,
главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупноетью бюджетных полномочий.
Президент РФ:
направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, определяя в нем приоритеты бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;
подписывает и обнародует федеральные законы, включим Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
принадлежит право законодательной инициативы, в том числе по бюджетным вопросам; он имеет право отклонить Федеральный закон о федеральном бюджете и, наконец, он подписывает закон об исполнении федерального бюджета.
К бюджетным полномочиям законодательных органов гоударственной власти, представительных органов местного самоуправления относятся:
рассмотрение проекта соответствующегобюджета и его утверждение,
утверждение отчета обисполнении бюджета,
осуществление последующего контроля заисполнением бюджета,
формирование и определение правовогостатуса органов,
выполняющих контороль за исполнением соответствующихбюджетов.
К бюджетным полномочиям исполнительных органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований относятся:
составление проекта бюджета,
внесениеего с необходимыми документами и материалами на утверждениезаконодательных органов,
разработка иутверждение методики распределения и порядков предоставлениямежбюджетных трансфертов,
обеспечение исполнения бюджетаи составления бюджетной отчетности,
представление отчета обисполнении бюджета на утверждение законодательныхорганов, обеспечение управления государственным долгом.
Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ
разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации основные направления денежно-кредитной политики,
обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.