Основы организации бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников местного процесса, по составлению и рассмотрению проэктов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Проэкт ФБ и проэкты бюджетов ГВФ РФ составляются и утверждаются сроком на 3 года (очередной финн. Год и плановый период). Проэкт бюджета субъекта РФ и проэкты бюджетов территориальных ГВФ (проэкты местных бюджетов), составляются и утверждаются сроком на 1 год или сроком на 3 года, в соответствии с законом субъекта Рф (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

В соответствии с БК РФ неотъемлемыми элемен­тами процедуры составления проекта ФБ являются:

- Бюджетное послание Президента РФ Фед. Собранию,которое задает стратег. и краткоср. ориентиры бюдж. политики, согласованные с общими целями и задачами эк. полити­ки гос-ва.

- Прогноз соц.-эк. развития РФ на планируемый год

-Осн. направл-я бюджет.и налог. политики РФ

- Прогноз сводного фин. баланса (баланса фин. ресурсов) РФ.

- Проекты бюджетов соотв. фондов на планируемый год и прогноз формир-я и расх-я средств этих фондов по годам на среднесрочную перспективу.

- прогнозов развития отраслей эк. и соц.-эк. развития субъектов РФ;

Исходными макро-эк.показателями для составления закона о бюджете является объем ВВП и темп его роста, уровень инфляции. В проекте закона о бюджете содержится общий объем расходов, дох-в, профицит/дефицит, а также объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, общий объем кап.и тек.расходов бюджета.

Также в проекте ФЗ о ФБ д.б. опред-ны: верх.предел гос.внеш долгаРФ, предел гос.внеш.заимств.РФ, пределы предоставл-я РФ гос. кредитов иностр.гос-вам и междунар. Орг-ям, предел предост-я гос.гарантий 3-м лицам на привлеч-е внеш.заимств-ий.

На завершающем этапе формирования ФБ Министерство финансов РФ представляет в Правительство РФ:

• проект ФБ на планируемый год;

• проектировки осн. расходов ФБ на среднесрочную перспективу;

• прогнозы консолид. бюджета РФ на планируемый год на среднесрочную перспективу;

• предварительные итоги исполнения ФБ и кон­солидированного бюджета РФ за первое полугодие текущего года и оценку их предполагаемого исполнения за текущий год;

• отчет об исполнении ФБ и консолидирован­ного бюджета РФ за предшествующий год.

Следующая стадия БП — рассмотрение и утверж­дение ФБ, которую регламентирует БКРФ (ст.196).Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект ФЗ о ФБ,кот.рассм.его в 4-х чтениях.

ФЗ о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере пенсии, минимальном размере оплаты труда и др. должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта ФЗ о ФБ.

Принятый Гос. Думой ФЗ о ФБ рассм-ся Сов.Фед. в течение 11 дней со дня представления Гос.Думой. Одобренный Сов. Фед. ФЗ о ФБ на очередной фин. год в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в сми.

Исполнение бюджета призвано обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и фин-е всех запланированных бюдж. расходов. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Исполнение бюджетов осуществляем Фед. Казноч-во.

По результатам исполнения бюджетов составляется отчетность вобъеме и по формам, утверждаемым МинфиномРФ. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Прав-во РФ пред­ставляет Гос. Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении ФБ за отчетный фин. год в фор­ме проекта ФЗ.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении ФБ за отчетный фин. год в течение 1,5 меся­ца после его представления в Гос. Думу и готовит соот­в. заключ.е. Гос. Дума рассм-ет отчет об исполнении ФБ в течение 1,5 месяца после по­лучения заключения Счетной палаты РФ. По результатам рассм-я отчета в Гос. Думе РФ может быть принято решение об утверждении либо отклонении отчета об исполнении ФБ. Отчет об исполнении ФБ утверждает­ся в форме ФЗ.

Важной составной частью работы по исполнению бюджета явля­ется экономический анализ результатов исполнения бюджета.

Основы исполнения бюджетов.

Роль Федерального казначейства в процессе исполнения федерального бюджета РФ.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов ГВФ, обеспечивается правительством РФ. Исполнение субъектов бюджетов РФ и бюджетов территориальных гос. ВФ обеспечивается высшим исполнительным органом гос-ой власти субъекта РФ, исполнение местных бюджетов обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Фин.орган – это МИНФИН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ, органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. (Единство кассы означает, зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.)(Принцип подведомственности означает, что – получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования и ЛБО, только от главного распорядителя (распорядителя бюджетных средств в ведении которого они находятся). – главные распорядители (распорядители бюд. Средств не в праве распределять бюд. Ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям не включенным в перечень подведомственным им распорядителям и получателям). - - распорядитель и получатель бюд. Средств, могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей, только одного главного распорядителя бюджетных средств.) Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.( Кассовое обслуживание, исполнения бюджетов, бюджетной системы РФ осуществляет Фед. Казначейство и его территориальные органы.

Исполнение бюджета по доходам: предусматривает: --зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределенных по нормативам, установленным бюд. Кодексом, законом (решением о бюджете) и иными законами субъектов РФ и мун-ми правовыми актами. –возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а так же сумм % за несвоевременное осуществление такого возврата, и % начисленных на излишне взысканные суммы. ---зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм. –уточнение административных доходов бюджета платежей в бюджеты б.системы РФ.

Исполнение бюджета по расходам: предусматривает: - принятие бюджетных обязательств (получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО, путем заключения гос-х (мун-х) контрактов, иных договор с физ. И юр. Лицами, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг). (Бюджетные обязательства- это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответсвующем фин. Году. Денежные обязательства- это обязанность получателя бюд. Средств, уплатить бюджету, физ. Или юр. Лицу, за счет средств бюджета, определенные денежные средства, в соответсвии с выполенными условиями, гражданско правовой сделки или с положениями закона, условием договора или соглашения. –подтверждение ден. Обязательств (получат. Бюд. Средств, подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета ден. Обязательства в соот-ии с платежными и иными документами необходимыми для санкционирования их оплаты). – санкционирование оплаты ден. Обязательств (осущ-ся в форме разрешительной надписи после проверки документов, предусмотренных порядком санкционирования, оплатой ден. Обязательств). –подтверждение исполенения ден. Обязательств (осуществляется на основании плат. Документов, подтверждающих списание ДС с единого счета бюджета, на счета физ. Или юр. Лиц – поставщиков товаров, работ, услуг, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов МЖД права).

Порядок доведения бюд. Ассигнований, ЛБО, при организации исполнения фед-го бюджета по расходам, регламентируется приказом МИНФИНА РФ от 30.09.08 г. №104Н.

Порядок открытия и ведения л/с федеральным казначейством и его территориальными органами, регламентируется приказом фед. Казначейства от 07.10.08 г. №7 Н.

Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств фед-го бюджета, регламентируется приказом миНфИНА России от 15.08.08 №80 Н.

Порядок санкционирования оплаты ден. Обязательств, получателя средств фед. Бюджета, регламентируется приказом МИНФИНА РФ от 01.09.08 г. №87 Н.

Правило обеспечения налич. Деньгами, организаций л/с которым открыты в органах фед.казначейства. регламентированы приказом МИНФИНА РФ от 31.12.10 №199 Н.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Отчетная стадия бюджетного процесса:3 этапа: 1.составление бюджетной отчетности. 2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета. 3. Рассмотрение и утверждение отчета об исполении бюджета. Отчет об исполнении бюджета, за отчетный финансовый год, утверждается законом с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

Казначейское исполнение бюджета.В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений.

В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе.

Наши рекомендации