Тема 28. Основы организации бюджетного процесса в Республике Беларусь

1. Понятие и участники бюджетного процесса

2. Организационная работа по составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов

1. Понятие и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, и иных участников данного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

В основе бюджетного процесса лежит законодательная база (рис.).

Тема 28. Основы организации бюджетного процесса в Республике Беларусь - student2.ru

В Республике Беларусь бюджетный год совпадает с календарным, т.е. начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Но срок действия бюджета не совпадает с бюджетным циклом. Четыре этапа бюджетного процесса (рис. 28.2) осуществляются в следующих временных периодах:

1) составление проекта бюджета – до 1 сентября года, предшествующего началу нового бюджетного года;

2) рассмотрение и утверждение бюджета – до 1 декабря;

3) исполнение бюджета в течение года действия закона о бюджете;

4) составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – не позднее пяти месяцев со дня окончании отчетного финансового года.

Таким образом, бюджетный цикл составляет почти двухгодичный период. Этапы бюджетного процесса следуют в указанной последовательности, которая подлежит изменению. На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время.

Рассмотрение и утверждение как бюджетов, так и отчетов об их исполнении производятся г л а с н о, если только речь не идет о вопросах, отнесенных законодательством Республики Беларусь к категории государственных секретов.

Составление проектов республиканского и местных бюджетов определяется в целях определения объема средств, необходимого для выполнения функций государственными органами Республики Беларусь и органами местного управления и самоуправления, а также для экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.

В ходе бюджетного процесса решаются следующие задачи:

• выявление материальных и финансовых резервов государства для обеспечения устойчивого экономического роста;

• определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема доходов в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема расходов исходя из потребностей бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения;

• обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами;

• контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

Основным принципом организации бюджетного процесса является принцип ежегодности, согласно которому бюджет ежегодно принимается как финансовый план государства сроком на один год с 1 января по 31 декабря, причем обязательно до начала финансового года.

Участниками бюджетного процесса являются органы государственного управления, организации и физические лица:

• Президент Республики Беларусь;

• Парламент Республики Беларусь;

• Правительство Республики Беларусь;

• местные Советы депутатов;

• местные исполнительные и распорядительные органы;

• органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

• национальный банк Республики Беларусь;

• иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений организаций и осуществлению бюджетного процесса;

• распорядители и получатели бюджетных средств;

• банки;

• иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Все они имеют определенные Бюджетным кодексом Республики Беларусь права и обязанности. Количество участников и их функции могут изменяться на различных стадиях бюджетного процесса.

Особым участником бюджетного процесса выступают бюджетные организации, которые:

• несут нагрузку по исполнению бюджета и эффективному использованию государственных финансовых ресурсов;

• в соответствии с закрепленными за ними функциями и задачами разрабатывают планы своей деятельности, бюджетные сметы, сметы доходов и расходов внебюджетных средств, увязанные с этими планами деятельности;

• обеспечивают исполнение бюджета по выделенным бюджетным средствам;

• составляют и представляют распорядителю бюджетных средств бухгалтерскую отчетность в составе, определенном Министерством финансов Республики Беларусь.

Бюджетные организации могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима:

• для их уставных целей (ради которых они созданы), соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций;

• для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

По внебюджетным средствам бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь.

Средства, получаемые бюджетными организациями от приносящей доходы деятельности, после налогообложения используются на обеспечение функционирования этих организаций и развитие и материально-технической базы (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь). Направления и порядок использования данных средств определяются Правительством Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность по внебюджетным средствам составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь в порядке и по формам, установленным Министерством финансов Республики Беларусь.

Бюджетные организации имеют права осуществлять заимствования в любой форме и предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам.

Важным участником бюджетного процесса являются распорядители бюджетных средств, действующие на основе установления им бюджетных назначений с возложением определенных функций для осуществления программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета.

Бюджетные назначения – это полномочия на использование определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (или решением Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год) в порядке, определенном Бюджетным кодексом.

Распорядителями бюджетных средств могут быть:

• по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о республиканском бюджете па очередной финансовый год, – государственные органы, другие государственные организации, подчиненные Президенту Республики или Правительству;

• бюджетным назначениям, предусмотренным решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, – государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, иная организация, ответственная за реализацию определенных задач и функций государства в соответствии с законодательством;

• бюджетным назначениям, предусмотренным законодательным актом о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, – государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Средства бюджета, получаемые физическими лицами и организациями, которые не имеют статуса бюджетной организации, предоставляются им только через распорядителей бюджетных средств.

Основные функции распорядителей бюджетных средств:

• разработка планов своей деятельности в соответствии с функциями и задачами, определенными законодательством, исходя из необходимости достижения установленных результатов за счет эффективного расходования бюджетных средств. Планы представляются в Министерство финансов (либо соответствующий местный финансовый орган) вместе с материалами для подготовки проекта республиканского (или местного) бюджета на очередной финансовый год;

• расчет на основе плана деятельности объема ассигнований к проекту бюджета на очередной финансовый год и составление проекта бюджетной сметы. Расчет и проект сметы направляются в Министерство финансов (или местный финансовый орган);

• обеспечение управления бюджетными назначениями и определение по согласованию с Министерством финансов (или местным финансовым органом) порядка использования предусмотренных им бюджетных назначений;

• утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств;

• контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и представлением отчетности;

• ведение реестров расходных обязательств. Распорядители средств республиканского и местных бюджетов составляют и представляют в Министерство финансов (или местный финансовый орган) сводную бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, определенных Министерством финансов, а также сводную бюджетную смету.

Получатели бюджетных средств законодательно наделены набором прав и обязанностей .

Если распорядитель бюджетных средств уменьшают размер ранее доведенных бюджетных ассигнований и это сделает невозможным исполнение бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных договоров (согласований), то получатель бюджетных средств обязан принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.

Бюджетные средства предоставляются получателям бюджетных средств через распорядителей в виде бюджетных ассигнований. Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных им в текущем финансовом году, прекращается по его окончании. При этом неиспользованные остатки средств на счетах организаций перечисляются в доход соответствующего бюджета.

На основании бюджетных ассигнований в соответствии с указаниями Министерства финансов Республики Беларусь разрабатываются и утверждаются бюджетные сметы получателей бюджетных средств. Они составляются в денежном выражении (тысячах рублей с одним десятичным знаком) и действуют в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Получатели бюджетных средств несут ответственность за управление бюджетными ассигнованиями, принимают бюджетные обязательства и осуществляют расходы только в пределах установленных бюджетных ассигнований.

2. Организационная работа по составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов

Составлению проектов республиканского и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на очередной финансовый год (включая среднесрочную финансовую программу).

IIрогнозы разрабатываются на три года (с учетом года, на который составляется бюджет) и ежегодно уточняются.

В Министерство финансов Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, Министерство экономики Республики Беларусь представляет прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь, а национальный банк Республики Беларусь – прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей страны на три года.

Министерство финансов на основе представленных прогнозов разрабатывает проект основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь (включая несрочную финансовую программу), который не позднее 1 мая текущего года вносится на рассмотрение Правительства. Он служит основой при разработке проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики на очередной финансовый год.

Проект основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на очередной финансовый год содержит предложения по следующим основным параметрам:

• удельный вес прогнозного годового объема валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет;

• предельный размер дефицита консолидированного бюджета и основные источники его финансирования;

• изменения в законодательстве, принятие которых необходимо для реализации бюджетно-финансовой и налоговой политики на очередной финансовый год;

• особенности межбюджетных отношений;

• лимит государственного долга Республики Беларусь.

Для подготовки проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на очередной финансовый год создается межведомственная группа. Межведомственная группа также координирует работу по подготовке проекта закона о республиканском бюджете Республики Беларусь на конкретный финансовый год. Руководителем группы назначается заместитель премьер-министра. Группе разрешено при необходимости привлекать в установленном порядке к работе специалистов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству.

Среднесрочная финансовая программа – это документ, содержащий данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и стратегии приоритетных направлений расходов бюджета в пределах имеющихся ресурсов на среднесрочную перспективу. Такая программа составляется на три года: за первый год принимается тот, на который составляется бюджет; следующие два – плановый период, на протяжении которого проявляются реальные результаты заявленной финансовой политики. Данный документ подлежит ежегодной корректировке с учетом уточненных прогнозных параметров социально-экономического развития и денежно-кредитных показателей Республики Беларусь.

Бюджетные программы – это программы, финансирование которых предусмотрено (полностью или частично) за счет средств республиканского и местных бюджетов. Они обеспечивают внедрение в бюджетный процесс программно-целевого метода и включают комплекс мероприятий (заданий), увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, который обеспечивает реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы.

Паспорт бюджетной программы (подпрограммы) составляется государственным заказчиком по установленной Министерством финансов Республики Беларусь форме. В этом документе содержатся сведения: о названии и заказчике бюджетной программы; бюджете, за счет средств которого выполняется программа; выполнении программы в предыдущие периоды (если программа продолжает финансироваться) и планах ее выполнения в очередном финансовом году и в следующие два года.

Мероприятия (задания) бюджетной программы группируются в паспорте бюджетной программы по следующим видам:

• научное обеспечение (проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ);

• инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов;

• иные целевые мероприятия.

Информация в паспорте бюджетной программы отражается по отчетному и плановому периодам: за о т ч е т н ы й период принимаются предыдущий и текущий годы, за п л а н о в ы й – очередной финансовый (бюджетный) год и последующие два года.

Таким образом, паспорта бюджетных программ используются Министерством финансов и местными финансовыми органами не только для подготовки перечня программ, финансирование которых предусматривается соответственно из республиканского или местного бюджета в очередном финансовом (бюджетном) году, но и для оценки выполнения бюджетных программ, ранее принятых к финансированию.

Паспорта бюджетных программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, представляются государственными заказчиками в Министерство финансов в сроки, установленные для разработки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, а программ, подлежащих финансированию за счет средств местных бюджетов, в местные финансовые органы в сроки, установленные для подготовки проектов соответствующих местных бюджетов.

Подготовительный этап разработки проектов республиканского и местных бюджетов включает составление реестра расходных обязательств Республики Беларусь – перечня структурных элементов законов, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принимаемых в пределах их компетенции и являющихся основанием для выделения бюджетных средств. Реестр используется при определении объемов действующих и принимаемых обязательств республиканского и местных бюджетов.

Реестр расходных обязательств республиканского бюджета ведет Министерство финансов, а местных бюджетов – местные финансовые органы. Сводный реестр расходных обязательств консолидированного бюджета ведет Министерство финансов.

Министерство финансов Республики Беларусь на основе информации, полученной от распорядителей бюджетных средств, создает следующие документы:

• реестр расходных обязательств республиканского бюджета;

• сводный реестр расходных обязательств местных бюджетов;

• сводный реестр расходных обязательств консолидированного бюджета Республики Беларусь.

На предварительных этапах бюджетного процесса определяется также размер специфического бюджетного резерва – оборотной кассовой наличности.

Оборотная кассовая наличность — это сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Она образуется за счет остатков средств по бюджетам на начало планируемого финансового года и доходов бюджетов текущего года сверх предусмотренных расходов.

В ходе исполнения бюджета оборотная кассовая наличность может быть использована на следующие цели: па покрытие кассовых разрывов, возникающих из-за несовпадения сроков поступления доходов бюджета и выдачи бюджетных ассигнований; финансирование не запланированных, но неотложных мероприятий и др.

Минимальный размер оборотной кассовой наличности составляет объем расходов, равный недельному фонду заработной платы бюджетных организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Тема 29. Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и местных бюджетов

1. Составление и рассмотрение проекта республиканского бюджета. Утверждение республиканского бюджета

2. Составление и рассмотрение проектов местных бюджетов. Утверждение местных бюджетов

1. Составление и рассмотрение проекта республиканского бюджета.Утверждение республиканского бюджета

1.

Составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Правительство республики утверждает порядок организации работы по составлению проекта республиканского бюджета и фор­мированию расчетных показателей по консолидированному бюд­жету Республики Беларусь, консолидированным бюджетам облас­тей и бюджету г. Минска.

Непосредственно работу по подготовке проекта бюджета прово­дит Министерство финансов Республики Беларусь, на которое так­же возложены обязанности по методическому руководству, состав­лению проекта республиканского бюджета, расчетных показателей консолидированного бюджета и определению нормативов отчисле­ний от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты об­ластей и бюджет г. Минска.

В соответствии со сроком представления проекта республикан­ского бюджета па очередной финансовый год, установленным Пра­вительством Республики Беларусь, Министерство финансов гото­вит указания распорядителям бюджетных средств, областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам о порядке и сроках представления необходимых материалов, которые включа­ют в себя перечень показателей и формы представления материалов.

Следующая стадия — рассмотрение. Бюджетный кодекс обязывает распорядителей бюджетных средств, областные (Минский городской) исполнительные комите­ты своевременно и в полном объеме представлять в Министерство финансов достоверные требуемые материалы.

В установленные сроки Министерство финансов с участием представителей распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов производит рас­смотрение указанных материалов на предмет их соответствия цели, условиям приоритетности и эффективности использования бюд­жетных средств. В ходе этого процесса стороны вырабатывают со­гласованную позицию, в противном случае Министерство финансов готовит заключение по не согласованным вопросам. При положительном итоге рассмотрения разрабатывается проект республикан­ского бюджета на очередной финансовый год в форме проекта зако­на. Вместе с расчетами, перечнем бюджетных программ, аналити­ческими и другими материалами он, как того требует законода­тельство, вносится Министерством финансов па рассмотрение Пра­вительства Республики Беларусь.

Документы и материалы, представляемые вместе с проектом республиканского бюджета:

• основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики (включая среднесрочную финансовую программу);

• оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета за текущий финансовый год;

• пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета на очеред­ной финансовый год, включая информацию об экономическом по­ложении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях на очередной финансовый год;

• расчетные показатели по консолидированному бюджету на планируемый финансовый год;

• основные показатели взаимоотношений республиканского бюд­жета с местными бюджетами;

• прогнозные расчеты но основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;

• справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;

• сведения о государственном долге Республики Беларусь.

После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает:

• распорядителям бюджетных средств — суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в данном про­екте;

• областным (Минскому городскому) исполнительным комите­там — расчетные показатели по консолидированным бюджетам об­ластей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответ­ствующие бюджеты.

И наконец, стадия утверждения.

Бюджетный кодекс Республики Беларусь определяет перечень показателей, утверждаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год:

• предельный размер и источники финансирования дефицита республиканского бюджета или размер профицита республикан­ского бюджета;

• предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;

• доходы республиканского бюджета в общей сумме и по груп­пам, подгруппам, разделам и основным подразделам классифика­ции доходов бюджета;

• распределение доходов между республиканским и местными бюджетами; нормативы отчислений от регулирующих доходов рес­публиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;

• размеры межбюджетных трансфертов;

• нормативы бюджетной обеспеченности;

• расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;

• доходы государственных целевых бюджетных фондов, вклю­ченных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам класси­фикации доходов бюджета по каждому из фондов;

• расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов респуб­ликанского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);

• распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификаци­ей расходов республиканского бюджета и функциональной класси­фикацией расходов бюджета;

• перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;

• объем ассигнований на реализацию государственной инвести­ционной программы;

• размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;

• лимиты внутреннего государственного долга и внешнего госу­дарственного долга;

• перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств рес­публиканского бюджета;

• иные показатели, установленные законодательными актами и Правительством Республики Беларусь.

Вместе с проектом закона о республиканском бюджете в Правительство Республики Беларусь представляется пе­речень бюджетных программ., финансирование которых преду­сматривается за счет средств республиканского бюджета. По каж­дой программе указываются:

• ее название;

• нормативный правовой акт об утверждении программы;

• объем средств, направляемых па финансирование программы за счет средств республиканского бюджета.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Бе­ларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные по­казатели по консолидированному бюджету Республики на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшест­вующего очередному финансовому году, представляются на рас­смотрение Президенту Республики, который не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит проект в Палату представителей, и та рассматривает про­ект в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Бюд­жетным кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

В случае если вносятся предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета, то обязательно должны быть определе­ны источники компенсации потерь данных доходов либо виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. В то же время предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов.

Следует отметить, что при необходимости внесения изменений и (или) дополнений в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс либо в законы, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату пред­ставителей до внесения проекта закона о республиканском бюдже­те на очередной финансовый год или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов.

Следовательно, до принятия проекта закона о республиканском бюджете Палатой представителей принимается проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в законы по вопросам на­логообложения и в иные законы при необходимости внесения в них изменений.

Принятие закона о республиканском бюджете на очередной фи­нансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшес­твующего очередному финансовому году.

Закон о республиканском бюджете подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в центральной печати.

2. Составление и рассмотрение проектов местных бюджетов. Утверждение местных бюджетов

Непосредственное составление проектов местных бюджетов производится местными финансовыми органами на основе ожидае­мого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год.

В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы имеют право полу­чать необходимые сведения от местных финансовых органов друго­го уровня бюджетной системы Республики Беларусь, а также от иных государственных органов и организаций.

Проекты местных бюджетов формируются на базе:

• основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год;

• прогнозов основных параметров экономического развития Рес­публики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей;

• нормативов бюджетной обеспеченности;

• плана социального и экономического развития соответствую­щей административно-территориальной единицы;

• собственных доходов;

• нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров м е ж б ю д ж е т н ы х трансфертов, установленных законом о республи­канском бюджете на очередной финансовый год и решениями вы­шестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной фи­нансовый год.

Порядок и сроки составления проекта местного бюджета опре­деляются местными исполнительными и распорядительными орга­нами. При этом областные (Минский городской) исполнительные комитеты устанавливают для местных финансовых органов сроки подготовки расчетных показателей по консолидированным бюдже­там соответствующих административно-территориальных единиц и по местным бюджетам.

Окончательное формирование местных бюджетов па оче­редной финансовый год осуществляется после утверждения выше­стоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соответствующие местные бюджеты.

Таким образом, после утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолиди­рованные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюдже­там районов, бюджетам городов областного подчинения и област­ным бюджетам для определения нормативов отчислений от регули­рующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфер­тов.

После утверждения областных бюджетов и нормативов отчисле­ний от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты рай­онов осуществляется окончательное составление районных бюджетов и расчетных показателей но бюджетам сельсоветов, посел­ков городского тина, городов районного подчинения для определе­ния нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюд­жеты и сумм межбюджетных трансфертов с их последующим ут­верждением.

При подготовке проектов местных бюджетов создаются следую­щие документы и материалы:

• оценка ожидаемого исполнения местного бюджета и консоли­дированного бюджета соответствующей административно-террито­риальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) за текущий финансовый год;

• пояснительная записка к проекту местного бюджета;

• расчетные показатели по консолидированному бюджету ад­министративно-территориальной единицы (для бюджетов област­ного и базового уровней) на планируемый финансовый год;

• основные показатели взаимоотношений с другими бюджета­ми;

• прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов местного бюджета;

• справочно-аналитическая информация к перечню бюджет­ных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;

• другие документы и материалы.

Проекты местных бюджетов вместе с перечисленными докумен­тами и материалами представляются в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, которые рассматри­вают данные проекты и нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, после чего разрабатывают про­екты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и вносят их для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов в установленные ими сроки. Здесь про­екты решений рассматриваются постоянными комиссиями мест иых Советов депутатов, и по ним выносятся заключения.

Исходя из результатов рассмотрения проекта комиссией и мест­ным Советом депутатов в целом готовится решение о бюджете соот­ветствующей территориальной единицы па очередной финансовый год. Его принятие осуществляется до начала планируемого финан­сового года и подлежит официальному опубликованию в местной печати.

Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Так нее, как и для республиканского бюджета, Бюджетный ко­декс регламентирует перечень показателей, которые в обязатель­ном порядке утверждаются решением местного Совета депутатов:

• предельный размер и источники финансирования дефицита бюджета или размер профицита бюджета;

• предельный уровень дефицита нижестоящего местного бюд­жета по отношению к его доходам;

• доходы местного бюджета в общей сумме и но группам, под­группам, разделам и основным подразделам классификации дохо­дов бюджета;

• нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижесто­ящие бюджеты;

• размер межбюджетных трансфертов;

• нормативы бюджетной обеспеченности;

• расходы местного бюджета в общей сумме, а также по функ­циональной классификации расходов бюджета;

• доходы государственных целевых бюджетных фондов, вклю­ченных в состав местного бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации до­ходов бюджета по каждому из фондов;

• расходы государственных целевых бюджетных фондов, вклю­ченных в состав местного бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов по соответствующей программе (подпрограмме) по каждому из фондов сог­ласно акту законодательства, которым утверждена эта программа;

• распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификаци­ей расходов местных бюджетов и функциональной классификаци­ей расходов бюджета;

• перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;

• размер оборотной кассовой наличности по местному бюджету;

• лимит долга органов местного управления и самоуправления;

• иные показатели, установленные законодательством.

В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) мест­ных бюджетов до начала финансового года осуществляется времен­ное управление бюджетом, при котором Правительству Республи­ки Беларусь и местным исполнительным и распорядительным орга­нам дается право осуществлять расходы соответствующего бюджета с учетом ограничений.

При временном управлении бюджетом Правительство Респуб­лики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные ор­ганы не имеют права:

• предоставлять бюджетные ссуды и бюджетные займы;

• осуществлять финансирование государственных капиталь­ных вложений;

• формировать резервные фонды и осуществлять расходы из них;

• осуществлять заимств

Наши рекомендации