Тема 10. Основы организации бюджетного процесса

Составление, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета. Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов

Основы организации бюджетного процесса.

Задачи и роль бюджетного планирования и прогнозирования.

Организация и порядок исполнения бюджета по уровням бюджетной системы.

Бюджетный процесс.

Бюджетный процессэто регламентированная законодательством деятельность органов власти и управления по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю. Бюджетный процесс в РК определяется Бюджетным кодексом, ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – функции Парламента и местных представительных органов – маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти. Функции Президента РК – определение основных направлений бюджетной политики страны, порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении, решение о введении чрезвычайного государственного бюджета, формирование Республиканской бюджетной комиссии, осуществление иных полномочий в соответствии с законами Республики Казахстан.

Планирование бюджета является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений бюджета на планируемый период и направлений их использования с учетом их приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства.

Уполномоченный орган по бюджетному планированию осуществляет прогнозирование поступлений бюджета на основе среднесрочного плана социально-экономического развития и среднесрочной фискальной политики, а также формирует лимиты расходов бюджета для текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.

Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период.Уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе среднесрочной фискальной политики формирует лимиты расходов бюджета для текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.

Администраторы бюджетных программ составляют бюджетные заявки – (это совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых на предстоящий финансовый год и трехлетний период).

Администраторы бюджетных программ составляют бюджетные заявки для обоснования необходимости бюджетных программ и определения суммы их финансирования при разработке бюджета. Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых на предстоящий финансовый год и трехлетний период. В паспорте бюджетной программы (подпрограммы) определяются цели, задачи, нормативно-правовое обоснование, ожидаемые результаты, мероприятия, ответственные исполнители, сроки выполнения, стоимость, источники финансирования бюджетной программы.

Бюджетные заявки рассматриваются уполномоченным органом по бюджетному планированию, который проводит их оценку и готовит по ним соответствующее заключение. Бюджетная комиссия рассматривает бюджетные заявки и заключение уполномоченного органа по бюджетному планированию и принимает по ним решение.

Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых Республиканской бюджетной комиссией решений составляет окончательный вариант проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии. Рассмотрение и определение окончательного варианта проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.

Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 августа текущего года представляет проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год на рассмотрение Правительству РК.

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому. Утверждение республиканского бюджета на предстоящий финансовый год происходит на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года.

В случае, если Парламентом Республики Казахстан до 1 декабря текущего года не будет принят закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год, Президент Республики Казахстан вправе издать указ о республиканском финансовом плане на первый квартал предстоящего финансового года, который действует до утверждения Парламентом Республики Казахстан республиканского бюджета.

Исполнение бюджета - это выполнение комплекса мероприятий по обеспечению поступлений в бюджет, реализации бюджетных программ.Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря

Исполнением бюджета является выполнение комплекса мероприятий по обеспечению поступлений в бюджет, реализации бюджетных программ, а также финансированию дефицита (использованию профицита) бюджета. Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря текущего финансового года.

Правительство Республики Казахстан обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет обслуживание исполнения местных бюджетов.

Для централизованного осуществления бюджетных операций и ведения их учетав Национальном Банке Республики Казахстан открывается Единый казначейский счет, а по поступлениям в иностранной валюте и ведения их учета – банковский счет. Единый казначейский счет включает остатки средств контрольных счетов наличности, счетов государственных учреждений и других счетов. Контрольный счет наличности предназначен для учета операций по поступлениям и произведенным платежам из соответствующего уровня бюджета. Счета государственного учреждения предназначены для учета бюджетных расходов и иных средств, разрешенных законодательными актами Казахстана.

Также издаются Постановления Правительства РК и местных исполнительных органов о реализации закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и о реализации решения маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год, в которых предусматриваются поручения по обеспечению своевременного исполнения республиканского или местного бюджета администраторам бюджетных программ, уполномоченному органу по исполнению бюджета.

При исполнении бюджета разрабатывается и утверждается уполномоченным органом по бюджетному планированию годовой план финансирования – документ, определяющий годовые объемы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по экономической классификации расходов бюджета, сбалансированные с годовым объемом поступлений. Годовой план финансирования также направляется администраторам бюджетных программ.

Исполнение бюджета по поступлениям заключается в проведении уполномоченным органом комплекса мероприятий по обеспечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет в размерах, не ниже установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год или решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год. Исполнение бюджета по поступлениям включает:

1) уплату и зачисление поступлений на единый казначейский счет;

2) распределение поступлений между уровнями бюджетов;

3) возврат из бюджета сумм поступлений либо их зачет в счет погашения налоговой задолженности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществлении уполномоченным органом по исполнению бюджета, администраторами бюджетных программ мероприятий, направленных на полное и своевременное выполнение бюджетных программ в пределах сумм, утвержденных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год либо скорректированным бюджетом.

Основными этапами исполнения расходов бюджетов являются:

1) составление и утверждение планов финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам и платежам;

2) составление и утверждение сводного плана поступлений и финансирования;

3) выдача разрешений на принятие государственными учреждениями обязательств;

4) регистрация гражданско-правовых сделок государственных учреждений;

5) осуществление платежей и переводов;

6) освоение бюджетных средств.

Для формирования сводных планов поступлений и финансирования администраторами бюджетных программ в порядке, определяемом Правительством, разрабатываются планы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам и платежам – документы, определяющие помесячный график принятия государственными учреждениями обязательств и осуществления ими выплат для их исполнения по экономической классификации расходов бюджета.

Объем бюджетных средств, в пределах которого государственные учреждения принимают обязательства, определяются на основе специального документа – разрешения. Разрешения выдаются:

1) уполномоченными органами по исполнению бюджета администраторам бюджетных программ;

2) администратором бюджетных программ подведомственным государственным учреждениям.

В процессе исполнения бюджетов центральным и местным уполномоченными органами по исполнению бюджета осуществляется мониторинг освоения бюджетных средств посредством анализа и оценки помесячного распределения годовых сумм планов финансирования, обоснованности вносимых администраторами бюджетных программ изменений в планы финансирования, выявления причин неисполнения планов финансирования, составления отчета об исполнении бюджетных программ.

В ходе исполнения бюджетов возможно уточнение бюджетов – изменение показателей бюджетов посредством внесения изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год или в решение маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год. Уточнение бюджета производится в обязательном порядке в случаях:

1) принятия или изменения законодательных актов РК, предусматривающих сокращение поступлений или увеличение расходов бюджета;

2) снижения поступлений бюджета в ходе его исполнения на сумму свыше 10% от их годового утвержденного объема.

Отчет об исполнении республиканского бюджета представляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета -ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, в Правительство Республики Казахстан, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и центральные уполномоченные органы по бюджетному планированию и по внутреннему контролю не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год с приложениями представляется Правительством Республики Казахстан ежегодно не позднее 1 мая текущего года в Парламент Республики Казахстан и Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Парламент Республики Казахстан рассматривает годовой отчет Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год после получения отчета Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета.

Наши рекомендации