Следовательно, проведя анализ себестоимости, можно сказать, что предприятие ОАО «Макфа» оптимально распределяет свои затраты по видам продукции
Южный институт менеджмента
(ЧОУ ВО ЮИМ)
Кафедра менеджмента, маркетинга и предпринимательства
Курсовая работа по дисциплине
«Финансовый менеджмент»
Тема: « Анализ и управление факторами, влияющими на финансовые результаты деятельности предприятия»
Выполнила:
ст. гр. М1МО-12
Драгун О.С.
Проверил:
Канд. экон. наук,
доцент каф. Реутска И.В.
КРАСНОДАР – 2015
ВВЕдение………………………………………………………………...3
1. экономическая сущность и виды финансовых результатов.
1.1 Сущность и виды финансовых результатов……………………....5
1.2 Факторы, влияющие на величину финансовых результатов…16
1.3 Показатели рентабельности………………………………………...21
2.ОРГАНИЗАЦИОННО– ЭКОНОМИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МАКФА»
2.1 Организационно – правовая характеристика ОАО «МАКФА»…..24
2.2 Финансово – экономическая характеристика ОАО «МАКФА» …28
3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МАКФА»
3.1 Анализ изменения структуры выручки и прочих доходов…...33
3.2 Анализ изменения структуры себестоимости и прочих
расходов………………………………..…………………………...…….34
3.3 Анализ показателей рентабельности……………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...45
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………….…………………………..47
ВВЕдение
Анализ - одна из важнейших функций управления экономическими системами. В той или иной степени анализом занимаются все, кто имеет хоть малейшее отношение к деятельности хозяйствующих субъектов.
Анализ имеет множество областей приложения, одна из них - финансовая деятельность субъекта хозяйствования.
Предприятиям для эффективной работы необходимо уметь анализировать свою прошлую деятельность и планировать будущую.
Обобщающим показателем экономической эффективности производства является рентабельность. Под рентабельностью понимается доходность, прибыльность предприятия, выраженная в процентах. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
Факторы влияющие на результат финансовой деятельности являются важными характеристиками финансового состояния предприятия. При анализе этих факторов рассматривается результат предприятия за рассматриваемый период.
На основе анализа факторов финансового результата можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность, какие проблемы нужно решить для более комфортного функционирования предприятия. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях.
Таким образом, в условиях рыночной экономики просто необходимо владеть знаниями в области финансового анализа, и уметь применить их на практике. Этим объясняется актуальность темы исследования.
Целью написания курсовой работы является изучение факторов влияющих на финансовый результат предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, финансовых результатов раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
- рассмотреть основные факторы влияющие на финансовый результат предприятия;
- дать общую характеристику исследуемого предприятия ОАО «Макфа»;
- провести анализ уровня и динамики факторов ОАО «Макфа».
- обобщить выводы и разработать рекомендации по результатам проведенного анализа.
Предметом исследования является экономическое содержание показателей рентабельности и методика их анализа.
Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Макфа».
Анализ основан на данных бухгалтерской отчетности ОАО «Макфа» за 2012-2015 год. Формы отчетности приведены в приложениях.
В качестве источников написания работы использовались нормативные документы, специализированные учебные пособия, материалы периодической печати, данные бухгалтерской отчетности предприятия.
1. экономическая сущность и виды финансовых результатов.
1.1 Сущность и виды финансовых результатов
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью деятельности предприятия. Прибыль создает гарантии для его существования и развития. На рынке предприятия выступают, как правило, относительно обособленные товаропроизводителя.
Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, которые принимают форму себестоимости продукции.
Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Коммерческая организация всегда ставит целью деятельности получение прибыли, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат деятельности. Это ставит предприятие в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.
Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
-характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
- является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- является источником формирования бюджетов разных уровней.
Следует отметить, что определенную роль играют и убытки. Они показывают ошибки и просчеты менеджмента предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.
Ведущие экономисты в области бухгалтерского учета, экономического анализа и финансового менеджмента большое место уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с разной степенью детализации.
Например, А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин, раскрывая предлагаемую ими методику анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия, отмечают, что «финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала отчетного периода» Данное определение компилирующее с определением выручки по Международным стандартам учета и финансовой отчетности. Авторы перечисляют наиболее важные показатели финансовых результатов, характеризующие абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, к которым относятся: прибыль (убыток) от реализации, прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности, прибыль (убыток) отчетного года, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Далее, продолжая анализировать методологию комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности, А.Д. Шеремет рассматривает организацию анализа прибыли и рентабельности продукции и дает следующее определение понятия доходов: «...приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств...» Подчеркивается, что сердцевиной финансового результата хозяйственной деятельности предприятия выступает «чистая прибыль отчетного года».
А. Русак в работе, посвященной анализу хозяйственной деятельности в промышленности, рассматривают понятие «конечный финансовый результат», под которым понимается прибыль, представляющая собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом»
Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова уделяют внимание влиянию инфляции на финансовые результаты, однако не рассматривают соотношение между понятиями «финансовый результат» и «прибыль», а сразу же дают определение прибыли: «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса». Таким образом, категории «прибыль» дана достаточно широкая характеристика, прибыль – это чистый доход, особый ресурс и конечная цель развития бизнеса.
О.В. Ефимова под финансовым результатом деятельности предприятия понимая прибыль , в то же время отмечает, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», и в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов».
Г.В. Савицкая отмечает, что «финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности»: «прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции». Г. В. Савицкая выделяет такие показатели, как балансовая (совокупная) прибыль, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль. «Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от прочих операций». «Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль». «Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды».
И.А. Бланк, анализируя финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли, характеризует балансовую (совокупную) прибыль как «один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия». Это сумма следующих видов прибыли предприятия: прибыли от реализации продукции (или операционной прибыли), прибыли от реализации имущества и прибыли от прочих операций при главной роли операционной прибыли, доля которой в настоящее время составляет примерно «90-95 % общей суммы прибыли».
В.В. Бочаров рассматривает порядок формирования финансовых результатов предприятия (прибыли), систематизируя статьи, входящие в отчет о прибылях и убытках и показывая формирование прибыли от валовой до нераспределенной (чистой) прибыли (непокрытого убытка) отчетного периода .
Таким образом, финансовый результат – это комплексное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также конечный результат финансовой деятельности в виде прибыли и чистой прибыли. Под конечным финансовым результатом понимается разность доходов и расходов в разрезе различных видов и деятельности предприятия в целом.
В соответствии с требованиями ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация обязана формировать следующие числовые показатели:
-валовую прибыль;
- прибыль (убыток) от продаж;
-прибыль (убыток) до налогообложения;
- прибыль (убыток) от обычной деятельности;
- чистую (нераспределенную) прибыль или непокрытый убыток.
Однако, что собой представляют эти показатели в названном нормативном акте не указано. По нашему мнению, исходя из логики построения отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), каждый из приведенных показателей прибыли (убытка) может быть определен следующим образом.
Валовая прибыль (убыток) – показатель, определяемый как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и других косвенных налогов и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).
Прибыль (убыток) от продаж – показатель, определяемый как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов организации.
Прибыль (убыток) до налогообложения - показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) от продаж, увеличенной на сумму процентов к получению, доходов от участия в других организациях,
прочих доходов и расходов, и величиной процентов к уплате.
Прибыль (убыток) от обычной деятельности – показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и текущим налогом на прибыль, скорректированный на величину отложенных налоговых активов (обязательств), сформированных с учетом требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток) – показатель, определяемый как величина прибыли (убытка) от обычной деятельности, увеличенная (уменьшенная) на сумму чрезвычайных доходов (расходов) отчетного периода.
Следует обратить внимание, что форма отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), рекомендованная приказом Минфина России от 22.07.2003 г. № 67н [7], не предусматривает обособленного отражения чрезвычайных доходов и расходов. Однако, учитывая рекомендательный характер документов, утвержденных данным приказом, а также то, что ПБУ 4/99 относится к более высокому (второму) уровню в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, сформулированное нами определение чистой прибыли представляется правомерным.
Кроме того, современная практика отечественного бухгалтерского учета предполагает, начиная с составления отчетности за 2008 г., формирование еще двух показателей прибыли (убытка):
- базовой прибыли (убытка) на акцию;
- разводненной прибыли (убытка) на акцию.
Из названий показателей следует, что они должны определятся только акционерными обществами. Порядок их определения раскрыт в Методических рекомендациях по раскрытию прибыли, приходящейся на одну акцию. Данными рекомендациями определено, что:
- базовая прибыль (убыток) на акцию – это отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в течение этого периода в обращении. При этом под базовой прибылью (убытком) понимается прибыль (убыток) отчетного периода после налогообложения, уменьшенная на сумму дивидендов, начисленных за отчетный период по привилегированным акциям;
- разводненная прибыль (убыток) на акцию – это величина, сформированная путем уменьшения базовой прибыли (увеличения убытка), в следствие допущения о возможности в предстоящем отчетном периоде выпуска в обращения дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов, за исключением их выпуска путем дробления либо в пределах суммы дооценки основных средств, направленной на увеличение уставного капитала.
Из вышеизложенного следует, что базовым для определения понятия прибыли для целей бухгалтерского учета выступает показатель валовой прибыли. Вместе с тем, порядок его определения зависит от признания организацией доходов исходя из требований ПБУ 9/99 и расходов исходя из требований ПБУ 10/99 .
В соответствии с ПБУ 9/99 доходы организации – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением его увеличения вследствие вкладов участников (собственников). В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации различают:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие доходы.
Изучение положений ПБУ 9/99 позволяет сделать вывод, что обычными для организации, являются виды деятельности, предусмотренные ее учредительными документами. Соответственно, в общем плане, под доходами от обычных видов деятельности следует понимать выручку, полученную от осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами организации.
Под прочими доходами следует понимать:
-доходы от совместной деятельности;
- поступления от реализации основных средств организации;
- проценты за предоставление в пользование, в т.ч. кредитному учреждению, денежных средств.
- полученные штрафы, пени, неустойки;
- полученные безвозмездно активы;
- поступления в возмещение убытков;
- выявленная в отчетном году прибыль прошлых лет;
- суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- суммы дооценки активов и т.п. поступления.
Для определения прибыли доходы, сформированные с учетом требований ПБУ 9/99 подлежат корректировке на величину расходов. Под расходами организации понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением его уменьшения по решению участников (собственников).
По аналогии с доходами, расходы организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
В общем плане, под расходами по обычным видам деятельности следует понимать расходы на изготовление (приобретение) и реализацию продукции, работ, услуг (товаров) в соответствии с учредительными документами организации.
Следует отметить, что структура ПБУ 10/99 «Расходы организации» полностью соответствует структуре ПБУ 9/99 «Доходы организации», а содержание соответствующих видов прочих расходов, включая чрезвычайные, аналогично содержанию прочих доходов, которое было нами рассмотрено выше.
Еще одним важным моментом в процессе определения показателей прибыли (валовой, от продаж и т.д.) является порядок признания доходов и расходов. Это связано с тем, что не каждый факт получения или выбытия объектов бухгалтерского учета признается в качестве дохода или расхода соответственно. Обобщение положений ПБУ 9/99 и 10/99 позволяет сформулировать следующие условия их признания:
-сумма дохода (расхода) может быть определена;
- доход получен, а расход осуществлен в соответствии с требованиями законодательства;
- имеется достаточная уверенность в том, что в результате конкретной операции для организации произойдет увеличение или уменьшение экономических выгод.
Исходя из изложенного выше, представим обобщенную схему формирования финансовых результатов деятельности организации (рис. 1).
Рисунок 1- Схема формирования финансовых результатов деятельности организации.
В практическом плане представляет интерес порядок планирования прибыли на предприятии. Как правило, планирование прибыли производится раздельно по видам деятельности. В процессе планирования важно максимально учесть факторы, которые могут оказать влияние на финансовые результаты.
В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования условий хозяйствования, планы по прибыли, как правило, разрабатываются на год. В условиях высокой инфляции предприятия чаще планируют финансовые результаты на квартал или ежемесячно. Объектом планирования могут являться любые из рассмотренных нами элементов прибыли. При этом особое внимание уделяется, как правило, планированию прибыли от продаж.
На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.
При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.
Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).
Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период. Для составления плана прибыли используются и другие методы, например анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, а также другие аналитические методы.
Еще один важный в практическом плане, по нашему мнению, вопрос – распределение прибыли. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Объектом распределения на предприятии является чистая (нераспределенная) прибыль. Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, за исключением установления в ряде случаев размеров отчислений в резервный фонд, регулирования порядка формирования резерва по сомнительным долгам, определения направлений использования средств подведомственных организаций (учреждений), полученных от осуществления в разрешенных случаях предпринимательской деятельности.
Порядок распределения и использования прибыли конкретного предприятия фиксируется в его учредительных документах (уставе, учредительном договоре
Таким образом, прибыль является одной из основных экономических категорий рыночного хозяйства. Как экономическая категория прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Она является показателем, который отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, – это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия.
1.2 Факторы, влияющие на величину финансовых результатов
Основным содержанием экономического анализа является исследование влияния изменения величины факторов на изменение значения результирующего показателя.
Факторы – движущие силы (причины и условия) экономических процессов и явлений, определяющих характер или существенные черы их развития.
Факторы могут быть классифицированы по разным признакам.
С позиции воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы могут быть:
– основные, оказывающие решающее воздействие на результативный показатель, и второстепенные, не оказывающие решающего воздействия;
– внутренние, зависящие от деятельности организации, и внешние, не зависящие от деятельности организации;
– объективные, не зависящие от воли и желания людей, и субъективные, зависящие от воли и желания людей;
– общие, действующие во всех отраслях экономики, и специфические, действующие в условиях одной отрасли или организации;
– постоянные и переменные;
– экстенсивные, связанные с количественным ростом, и интенсивные, связанные с использованием резервов. Если при анализе необходимо измерить влияние каждого фактора, то их разделяют на:
– количественные, выражающие количественную определеность, и качественные, определяющие внутренние качества признака, особенности изучаемых объектов;
– простые, не раскладывающиеся на составные части, и сложные зависящие от других факторов;
– прямые, оказывающие непосредственное влияние на результативный показатель (факторы первого порядка), и косвенные (факторы второго порядка);
– измеряемые и неизмеряемые.
Исследуемые в анализе факторы могут быть квалифицированы по разным признакам, что позволяет точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей.
Рисунок 2- Факторы, влияющие на величину финансовых результатов.
Большинство изучаемых факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В зависимости от состава факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные) Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде.
Для правильной оценки предприятия факторы необходимо подразделят еще на объективные и субъективные. Объективные факторы, например стихийные бедствие. Не зависит от воли и желания людей. В отличии от объективных субъективные причины зависят от деятельности юридических и физических лиц.
Воздействие отдельных факторов на результативный показатель может быть количественно измерено. Вместе с тем имеется целый ряд факторов, влияние которых на результаты деятельности предприятия не поддается непосредственному измерению, например обеспеченность работников жильем, детскими учреждениями, уровень подготовки кадров и т.д.
По своей природе факторы подразделяются на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.
- Природно-климатические факторы оказывают больше влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в добывающей промышленности, лесном хозяйстве и других отраслях;
- к социально-экономическим относятся жилищные условия работников, организация спортивной и оздоровительной работы на предприятии, общий уровень культуры и образования кадров;
- производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов.
По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные.
- К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель;
- второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности.
По отношению к объекту исследования факторы классифицируются на внутренние и внешние т.е. зависящие и независящие от деятельности данного предприятия.
По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические.
- К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики;
- специфические являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия.
По продолжительности воздействия на результаты деятельности различают факторы постоянные и переменные.
- Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени;
- воздействие переменных факторов проявляется периодически, например освоение новых технологий или продукции.
По характеру действия факторы делятся на интенсивные и экстенсивные.
- Интенсивные факторы характеризуют степень усилий, напряженности труда в процессе производства;
- к экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественными, а не с качественными приростами результативного показателя.
Различают следующие факторы внешней среды влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия: экономические, политические, рыночные, технологические и международные факторы.
Экономические факторы.
Экономические факторы, которые влияют на деятельность фирмы. К ним относят:
- уровень занятости;
- международный платежный баланс;
- стабильность курса валют;
- налоговая ставка.
Каждый из этих факторов может представлять как угрозу, так и новую возможность для фирмы.
Нестабильность курса валют приводит к колебанию цен на услуги, так как происходит повышение цен у конкурентов. На рост себестоимости влияет также увеличение таможенных пошлин и введение дополнительных таможенных тарифов.
Политические факторы.
Компания полностью зависит от государственной политики и поэтому руководство должно чутко следить за нормативными документами местных и региональных органов власти, федерального правительства. Особенно надо следить за работой налоговой инспекции, чтобы вовремя устранять препятствия для деятельности фирмы. Деятельность фирмы регламентируется следующими нормативными документами: «Постановление правительства РФ», «Законы РФ», «Налоговый кодекс РФ», «Санитарные нормы и правила для оптовых складов», а так же «КЗоТ».
Рыночные факторы.
Рыночная среда очень изменчива. Изменяются демографические условия, жизненный цикл различных изделий, уровень конкуренции. А так же следует учитывать сезонность.
Технологические факторы.
Изменения в технологической внешней среде могут поставить Компанию в безнадежное конкурентное положение. Для этого необходимо иметь офисное оборудование, машины в исправном положении и. т. п., которые облегчают труд работников, увеличивают маневренность проделываемых операций. Смена этого оборудования должна происходить по мере его износа, чтобы Компания не простаивала и всегда являлась конкурентно способной по качеству выполнения работ (быстрой обработки информации на ЭВМ, быстрой доставки в нужные точки и т. п.).
Социальные факторы.
Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы и общества. Именно социальные факторы создают часто самые крупные проблемы для фирмы. Нестабильная экономическая ситуация не позволяет фирме обеспечить работникам надлежащую социальную защиту.
1.3 Показатели рентабельности
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить с затратами или с используемыми ресурсами.
Рентабельность это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность, или доходность.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.
Общая рентабельность (производства) отражает результативность использования имущества предприятия й эффективность производства, показывая величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных и оборотных средств. Она определяется как отношение Суммы валовой прибыли к средней за данный период стоимости основных и оборотных средств.
В общей рентабельности отражаются изменения себестоимости продукции, величина и уровень использования производственных фондов, рост производительности труда, изменение объема реализации продукции (работ, услуг), факторы ценообразования.
Рентабельность продукции может быть рассчитана как по реализованной, так и по товарной продукции. Она позволяет соизмерить затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг) с полученной прибылью; определяется по основным видам продукции: круглые лесоматериалы, пиломатериалы (хвойные, лиственные) и т.д.
Рентабельность продукции можно рассчитать по всей продукции (реализованной, товарной) и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.
Рентабельность товарной продукции показывает, сколько прибыли может быть получено с каждого затраченного на ее производство рубля.
Рентабельность реализованной продукции характеризует не только эффективность затрат на ее производство и реализацию, но и отражает изменения в политике ценообразования предприятия, эффективность управления затратами на предприятии через рациональное распределение общехозяйственных и других расходов.
На рентабельность продукции оказывают влияние структура продукции, отпускные цены на продукцию, цены на сырье и материалы, а также уровень затрат на единицу продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Показатели рентабельности отдельных видов продукции дают возможность ориентации предприятия при выборе вариантов производственной программы.
Рентабельность продаж это отношения между расходами и Доходами.
Рентабельность основных производственных фондов учитывает эффективность использования только основных производственных фондов и показывает величину прибыли, приходящейся на рубль вложенных основных средств.
Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия опредеяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от денных бумаг и долевого участия в других предприятиях к бщему объему долгосрочных финансовых вложений. Получений результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов, в ряде случаев он может быть выше.
Можно сделать вывод, что анализирование данных показателей просто необходимы для дальнейшего существования предприятия.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО– ЭКОНОМИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Макфа»
2.1. Организационно – правовая характеристика