Основные участники проекта и их функции
Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз его жизненного цикла.
Таким образом, постоянными являются функции по реализации проекта на протяжении его жизненного цикла, а состав участников, их роли, распределение ответственности и обязанностей могут меняться. Здесь не существует общепринятых жестких регламентов.
В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы участников проекта.
Основные участники бизнес-проекта и их функции:
- Инициатор- сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта.
- Заказчик - главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов, будущий владелец и пользователь результатов проекта. Он определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих средств или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта, несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом.
- Инвестор(ы) - сторона(ы), вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Цель инвесторов - максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Инвесторы являются полноправными партнерами проекта и владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиций, пока им не будут выплачены все средства по контракту с заказчиком или кредитному соглашению.
- Руководитель проекта - лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта, мониторингу на протяжении жизненного цикла проекта до достижения определенных в проекте целей и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.
- Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта состоит в осуществлении функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта.
- Различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта и др.
Для определения полного состава участников проекта, построения его функциональной и организационной структур для каждого проекта на стадии разработки его концепции необходимо определить:
- предметную область - цели, задачи, работы и основные результаты (т. е. что нужно сделать, чтобы реализовать проект), а также его масштабы, сложность, допустимые сроки;
- отношение собственности, вовлеченной в процесс осуществления проекта (Что сколько стоит и кому принадлежит?);
- основные идеи реализации проекта (Как сделать?);
- основных активных участников проекта (Кто будет делать?);
- основных пассивных участников проекта (Кого касается проект?);
- мотивации участников проекта (возможный доход, ущерб, риск и т.д.).
В успешном завершении проекта и эффективной эксплуатации его заинтересованы все основные участники, реализующие таким образом свои индивидуальные интересы.
Инвесторы в этом случае получают возврат вложенных капиталов и предусмотренные дивиденды.
Заказчик (владелец, клиент) получает реализованный проект и доходы от его использования.
Руководитель проекта и его команда получают плату по контракту, дополнительное вознаграждение по результатам работы и образованной прибыли, а также повышение профессионального рейтинга.
Органы власти собирают налоги со всех участников, тем самым удовлетворяют общественные, социальные и экологические нужды и требования на вверенной им территории.
Потребители получают необходимые им товары, продукты и услуги, плата за которые возмещает расходы на проект и образует прибыль, получаемую активными участниками проекта.
Мониторинг в ходе разработки и реализации бизнес-про- ектов позволяет легче преодолеть помехи и препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для переходного периода в России, как:
- нестабильная экономика;
- дефицит и ограничения средств и ресурсов;
- инфляция и возрастание стоимости;
- возрастающая сложность;
- появление и усиление конкуренции;
- социальные проблемы и требования;
- экологические изменения и требования;
- проблемы потребительского рынка;
- возрастающие требования к качеству работ.
Если же эти изменения не анализируются и не учитываются при управлении бизнес-проектами, то это приводит к таким негативным результатам, как:
- снижение доходов и прибылей участников;
- превышение установленных стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта;
- увеличение штрафов за нарушение обязательств;
- повышение установленных лимитов на потребляемые трудовые и материально-технические ресурсы;
- запаздывание с введением новых технологий;
- отставание во внедрении и практическом использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
- отставание выпуска новой продукции на потребительский рынок;
- поспешность и непродуманность в принятии решений и неизбежная расплата за них;
- низкая эффективность инвестиций и большие сроки окупаемости проектов;
- возрастание трудностей в определении сроков достижения целей бизнес-проекта.
5. Структура бизнес-плана, направления и преимущества его использования.
БП- это документ, описывающий основные аспекты деятельности предприятия, содержащий анализ проблем, с которыми оно может столкнуться и способы их решения.
Разрабатывается как для новых предприятий, так и для действующего бизнеса.
Задачи:
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место предприятия на этих рынках;
2) определить затраты на производство продукции, оказания услуг, сбыта, соизмеряя их с качеством и ценами, по которым они будут продаваться;
3) выявить соответствие рынка труда потребностям в квалифицированных специалистах, оценить свои возможности по стимулированию их труда и повышению мотивации;
4) проанализировать наличие необходимых материалов и их доступность;
5) перечислить возможные риски и способы их снижения.
Бизнес-план должен быть достаточно детальным , чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы и кредиторы смогли получить полное представление о предлагаемом программе и его целях.
нормальная структура бизнес-программы при создании имеет следующий вид:
1. резюме бизнес-плана;
2.местонахождение фирмы;
3.цели бизнеса;
4.Отросль;
5.Описание вида деятельности
6. описание продукции (услуги);
маркетинг и сбыт продукции (услуги);
7. анализ рынка
8. конкуренция и конкурентные преимущества
9. организация и практика внутренних и внешних связей;
10. стратегия маркетинга
11. прогнозирование продаж
12. расчёт переменной составляющей затрат на производство
13. производственный план;
организационный план;
14. Управление персоналом
15. Планируемая прибыль
16. Оценка рисков
17. финансовый план;
18. стратегия финансирования
19. график реализации проекта
Приложение
Содержание бизнес-программы и степень его детализации зависят от размеров проекта и сферы, к которой он относится. Приложение приходит важной частью бизнес-плана, содействует разгрузке основного текста от
деталей и дает возможность предоставить потенциаль-ным партнерам и инвесторам различные добавочные материалы. В приложения включаются доказательства , которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, доставленных в бизнес-плане.
К числу обязательных документов относят следующие:
биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
плоды маркетинговых исследований;
заключения аудиторов;
подробные техники характеристики продукции;
гарантийные корреспонденции или контракты с поставщиками и потребителями;
договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
заключения служб государственного наблюдения по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
статьи из журналов и газет о занятия предприятия;
отзывы авторитетных организаций.
В одном случае бизнес-план не требует объемной проработки, и потому часть его разделов может отсутствовать. В другом — бизнес-план надо разработать в более полном объеме, ради чего следует провести достаточно трудоемкие маркетинговые исследования.
6. Основные разделы бизнес-плана, их содержание.
Список основных разделов бизнес плана может выглядеть так:
· резюме;
· цели и задачи компании;
· анализ ситуации на рынке;
· производственный план;
· маркетинговый план;
· план организации управления;
· финансовый план.
Каждый из пунктов может делиться на другие подпункты, иметь иные названия, но суть остается та же, что в представленном списке. Также указанные основные разделы бизнес плана предприятия могут дополняться другими необходимыми ответвлениями.
Характеристика и описание основных разделов бизнес плана
1. Резюме – это первый раздел бизнес плана, и он представляет собой краткое содержание всего документа. Составляется резюме самым последним, когда весь бизнес план уже готов. Цель раздела – привлечь инвестора, заинтересовать его, обрисовать в двух словах перспективы проекта.
2. Цели и задачи – проводится SWOT-анализ, который показывает возможности рынка по приобретению предлагаемой продукции. Описываются цели разработанного проекта и задачи, при помощи которых они будут достигнуты.
3. Анализ ситуации на рынке –проводится оценка конкурентов.
4. Производственный план –подробно описываются процессы производства, необходимые для этого технологии, сырье, работники, посредники.
5. Маркетинговый план –проводится изучение уровня цен и рентабельности продаж, потребностей покупателей. Просчитываются и анализируются затраты на рекламу, повышение имиджа фирмы и уровня продаж товаров и услуг. Этот раздел является основным разделом бизнес плана.
6. Организационный план – содержит информацию о партнерах, описывает процесс организации управления. Приводится схема структуры предприятия, примеры возможного штатного расписания. Просчитываются затраты на оплату труда и повышения квалификации кадров.
7. Финансовый план – обобщает все предыдущие части и подает данные в стоимостном выражении. Финансовый план составляется один на всё время реализации бизнес-проекта. Описываются возможные источники получения средств.
На практике состав разделов бизнес плана практически всегда отличается от того, что предлагается в теории. Каждая фирма разрабатывает его под свои конкретные нужды, предъявляет определенные требования и ищет различные пути для удачной деятельности. Так как не бывает одинаковых ситуаций, то и найти 2 идентичных бизнес плана невозможно, поскольку характерная черта этого документа – индивидуальность.
Основные разделы бизнес плана помогают описать, как будет функционировать компания, как будут достигаться поставленные цели. Это не статичный документ - разделы бизнес плана могут обновляться, в них вносятся поправки и изменения. Такие корректировки могут быть связаны как с трансформациями внутри фирмы, так и с модификациями во внешней среде (на рынке).
7. Содержание резюме в бизнес-плане, основные требования к его оформлению.
Резюме(теория бизнеса) — это сжатый, скоро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое процесс или развивая имеющееся.
Резюме разрабатывается после составления всех других отраслей бизнес-плана, однако помещается в начале. По сути, теория бизнеса является сокращенной версией самого бизнес-плана. Порядок ее изложения достаточно свободен, однако ее надо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, получение пришли ) и назначения разрабатываемого бизнес-плана. В нем формулируются все направления деятельности, по каждому из которых определяются цели и пути их достижения.
В данном разделе бизнес-плана должно изложить следующие вопросы:
генеральные цели организации, к которым она будет стремиться, например: достижение объемов продаж; получение чистой пришли ; достижение ее доли на живущем рынке;
основные стратегии, разработанные для достижения этих цельнее ;
состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках определенной стратегии;
чем будет заниматься организация в планируемый время ;
какие необходимы средства для этого и где предполагается их получить;
чем предлагаемые организацией товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их;
какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;
какова ожидаемая выручка от продаж;
каковы планируемые затраты на производство товаров (служб );
какая предвидится чистая прибыль;
каков ватерпас прибыльности инвестиций в это дело;
по истечении какого срока заемные средства могут быть гарантированно ворочены ;
характерные обстоятельства работы организации;
данные о создании и регистрации;
общительные телефоны руководителей.
В отрасли , описывающем ситуацию в настоящее пора и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты: 1) генеральные события, повлиявшие на появление идей бизнес-плана;
2) главные обстоятельства и проблемы, заслуживающие перед менеджерами;
3) состояние рынка и положение, которого надо добиться.
В отрасли , характеризующем объект бизнеса, необходимо заметить направленность бизнес-плана (продукция, службы , услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление). Также здесь необходимо отметить роль товара для потребителей, его редкость . Желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.
кончает раздел описание ключевых факторов, которые обязаны определить успех предлагаемого бизнеса.
8. Содержание организационного раздела бизнес-плана.
Существенную роль играет и организационный раздел бизнес плана, который должен ознакомить заинтересованных лиц с формой собственности, вопросами руководства компанией, распределения полномочий и ответственности, особенностями организационной структуры. При составлении данного раздела бизнес плана необходимы ответы на следующие вопросы.
1. Какова форма собственности предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.)?
2. Кто основные участники или главные акционеры организации? Сведения по основным акционерам должны быть представлены в соответствии с требованиями ФКСБ России: наименование (для юридических лиц) с указанием сведений по государственной регистрации, фамилия, имя, отчество и паспортные данные для физических лиц; количество и типы акций, которыми владеет данное физическое или юридическое лицо; процентное соотношение акций, которыми владеет данное лицо, к общей величине акционерного капитала. Аналогичные сведения должны быть представлены и по участникам обществ с ограниченной ответственностью.
3. Если форма собственности акционерная, важно указать, сколько акций и какого типа всего было выпущено и предполагается эмитировать.
4. Каковы основные положения о правах акционеров (участников) и процедуры выплаты дивидендов?
5. Кто входит в состав совета директоров и правления корпорации? Перечислить членов совета директоров и правления, указать должность, квалификацию, опыт, образование каждого.
6. В чем выражается участие собственников и совета директоров в повседневном управлении компанией?
7. Как распределяются полномочия среди менеджеров фирмы?
8. Каковы особенности контрактов, заключаемых с менеджерами фирмы? Как осуществляется вознаграждение менеджеров?
Кроме того, предпринимателю следует охарактеризовать действующую на фирме систему повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также смету расходов на обучение. Этот момент очень важен, так как ведущие фирмы мира вкладывают в повышение квалификации значительные средства. Применяет ли фирма различные формы участия работников в акционерном капитале фирмы и какие?
При описании организационной структуры необходимо четко показать: какова структура управления фирмой, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация также будет интересовать инвесторов и банкиров.
При этом предпринимателю необходимо подчеркнуть достоинства организационной структуры своей фирмы и ее соответствие критериям рациональности, в качестве которых можно назвать:
· соответствие объема выполняемых управленческих работ числу их исполнителей;
· сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации;
· отсутствие параллелизма и дублирования функций;
· оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;
· соблюдение норм управляемости, то есть числа исполнителей, выходящих на одного руководителя или координатора их деятельности;
· степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления.
Таким образом, данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты как система управления фирмой и ее кадровая политика.
Организационный план
Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Организационная структура фирмы.
Распределение обязанностей.
Сведения о партнёрах.
Описание внешней среды бизнеса.
Трудовые ресурсы фирмы.
Сведения о членах руководящего состава.
9. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в юридическом разделе бизнес-плана.
Организационно-правовая форма – это юридически закрепляемая форма собственности, способ формирования капитала предприятия, распределения результатов и ответственности за его деятельность. Правильно выбранная организационно-правовая форма предприятия может дать учредителям дополнительные инструменты для осуществления своих планов по развитию и защите бизнеса. Чаще всего регистрируют общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытые акционерные общества (ЗАО) и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИП). Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от тех задач, которые предстоит решать предпринимателям.
Наиболее популярной формой коммерческого юридического лица у представителей среднего и малого бизнеса является общество с ограниченной ответственностью, которое обладает рядом преимуществ по сравнению с другими организационно-правовыми формами коммерческих организаций. Например, в отличие от других юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью может состоять из одного учредителя – физического лица. Став учредителем такого ООО, а также генеральным директором, предприниматель сможет полностью контролировать свой бизнес.
Но представители малого бизнеса чаще всего выбирают статус индивидуального предпринимателя. Обычно это деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и прочих услуг, оказываемых населению. Индивидуальным предпринимателям предоставлено больше свободы в обращении с денежной наличностью. Учет у индивидуального предпринимателя проще и не требует глубоких познаний в области бухгалтерского учета. Но в случае банкротства ИП отвечает всем своим личным имуществом.
Плюсы и минусы ПБОЮЛ
(предприниматель без образования юридического лица)
Плюсы:
· Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности.
· Меньший перечень необходимых документов и чуть меньше беготни по инстанциям.
· Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов. Государство заявляет об этом, но есть ситуации, в которых учёт и отчётность ООО практически не отличаются от того же при регистрации ПБОЮЛ. Например, при схожем виде деятельности традиционная система налогообложения ПБОЮЛ мало, чем отличается от системы налогообложения ООО на кассовом методе.
· Бухгалтерский учет отсутствует — индивидуальные предприниматели ведут книгу учета доходов и расходов, а также представляют квартальный отчет о доходах и расходах.
Минусы:
· Ответственность по долгам всем личным имуществом.
· Отсутствие возможности распределения между учредителями ответственности по обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности.
· С точки зрения перспектив привлечения дополнительных инвестиций или продажи создаваемого бизнеса, самая «неудобная» форма - ПБОЮЛ. Для привлечения внешнего финансирования ПБОЮЛ доступны только кредитные средства, акций или долей у него нет - предложить потенциальному инвестору ему нечего.
· С аналогичной проблемой столкнется предприниматель и при продаже своего бизнеса. Продать он может только свои активы, принадлежащие ему как личное имущество.
· Наследование и дарение бизнеса, который ведет предприниматель также связано с большим количеством юридических сложностей, в результате чего передать свой бизнес в умелые руки потомков можно будет только при выполнении большого количества бумажной работы.
В жизни часто бывает так, что некоторые предприятия – юридические лица просто отказываются работать с ПБОЮЛ.
Ооо.
Веские преимущества
Одним из самых значимых преимуществ является то, что учредители ООО не отвечают по его обязательствам, а несут риск потери имущества только в пределах своего вклада в уставный капитал.
2. ООО – самый подходящий вариант, если бизнес начинают совместно несколько человек. В данном случае их доля в уставном капитале общества будет пропорциональна их вкладам.
Если учредители имеют разные взгляды на дальнейшее развитие бизнеса, то любой из участников в любой момент может выйти из ООО. При этом ему будет выплачена действительная стоимость доли или выделено имущество.