Основные участники проекта.

Внешние по отношению к проекту участники.Инициатор проекта – предложил идею проекта. заказчик – кто заказывает проект и будет принимать результаты. Будущий владелец, пользователь результатов проекта – то, кому заказчик впоследствии передаст проект. Но это может быть не всегда. Инвестор – предоставляет денежные средства для финансирования проекта. Спонсор - представитель руководства компании, которая осуществляет проект или представитель заказчика. Должен быть один спонсор. Куратор – представитель руководства компании, оказывающий поддержку проекту и осуществляющий обеспечение общего надзора над управлением проектом. У него нет финансовой власти. Директор по проектам, директор по проектным направлениям – отвечает за весь портфель проектов или только по направлениям. Не ключевые внешние участники проекта. Органы власти – выполняют надзирающие, контрольные или согласующие функции. Покупатели и клиенты – тестируют разрабатываем продукт. Могут быть потребителями проекта. Внутренние участники проекта.Руководитель проекта – полностью отвечает за выполнение проекта и координирует все процессы управления проектом. Если проект крупномасштабный, могут быть руководители под проектов. Администратор проекта – функции технического администрирования задач по текущему управлению проектами. Инженер (архитектор) проекта – разрабатывает общую специфику составляющих компонентов создаваемого продукта и следит за качеством. Команда проекта. Привлекаемые для конкретных работ функциональные специалисты – они получают разовые или многократные задания, за которые потом отчитываются. Внешние участники проекта по отношению к организации-исполнителю. Генеральный подрядчик – внешнее лицо, вовлеченное в работу над проектом как главный внешний соисполнитель проекта или его части. Генеральный проектировщик – организация, специализирующаяся в проектном инжиниринге. Генеральный поставщик - материально-техническое обеспечение проекта. Лицензиар – владеет патентами, торговыми марками, используемыми в проекте. Консультант – оказывает команде проекта консультационную поддержку.

Заинтересованные лица проекта.

Заинтересованные лица проекта или стейкхолдеры – это внешние по отношению к проекту стороны, которые непосредственно не работают в проекте, но проявляют к нему какой-либо интерес, либо на их интересы могут повлиять результаты проекта. Такими лицами могут быть: внутренние - инициатор проекта, инвестор, руководитель и команда проекта, поставщики, подрядчики. Внешние - общественность, органы власти, СМИ, конкуренты.

Руководитель проекта.

Лицо, которого заказчик или инвестор наделяет полномочиями по руководству работами проекта на всех фазах жизненного цикла, а так же руководство всеми процессами, включая контроль и координацию всех работ в проекте. Основные обязанности и задачи руководителя проекта: подготовка плана управления проектом и управление им. Организация текущего планирования. Контроль расписания, ресурсов, финансов. Выполнение и завершение проекта. Взаимодействие с руководителями компании, с нижестоящими структурами, отдельными членами команды, с внешними по отношению к проекту сторонами (заказчиком, спонсором). Контроль ведения проектной документации. управление изменениями, рисками, проблемами. Требования к потенциальному руководителю проекта: жесткие – наличие опыта и знаний управленческой работы, высшее экономическое или техническое образование, навыки управления проектами. Мягкие – наличие лидерских качеств, отсутствие конфликтов по отношению к команде проекта.

Так как финансовая составляющая проектного управления является наиболее важной, то ей уделяется наибольшее внимание. Базовые варианты: 1. Основная схема. Руководитель проекта нанимается заказчиком по контракту, и жесткой финансовой ответственности он не несет. Плюс – объективность руководителя проекта. Минус – риск за результаты проекта полностью возлагается на заказчика. 2. Схема расширенного управления. Руководитель несет ответственность в пределах финансовой сметы. Риски делятся между заказчиком и руководителем проекта. 3. Схема под ключ. Руководитель проекта выполняет функции подрядчика или генподрядчика. Все риски передаются в проект, платой за это является прибыль по проекту, которая остается у подрядчика.

Команда проекта.

Группа физических лиц, вовлеченных в прямое и активное управление проектом, мотивированных на общую цель и результат, занятых в проекте значительное количество времени. Признаки эффективно построенной команды: ясное понимание главной цели проекта всеми членами команды. В команде есть атмосфера открытости. Члены команды уверены друг в друге, есть взаимное уважение. Присутствуют неформальные коммуникации. Присутствуют свободные и открытие потоки информации. Отсутствие жалоб и нареканий.

Когда люди работаю в составе одной группы, каждый выполняет определение роли: 1. функциональные –отражают распределение функциональной ответственности участников проекта. Пример: руководители проекта, помощник руководителя проекта, финансовый менеджер, менеджер по рискам. 2. Командную.Она рассматривается, как характеристика качества применения индивидуальных навыков и опыта. Модели: 1. Роли: ориентированные на выполнение задач команды, ориентированные на создание работы команды, индивидуальные. 2. Тип поведения: руководители – высокая работоспособность. Всеобщие друзья – сбор информации, общение с коллегами. Личные друзья – общаются с другими членами команды, но с глазу на глаз. Мыслители – делают работу в одиночку, объявляют о результатах только после завершения работы. 3. Разработана Белбиным. Роли: председатель – способный объединить людей вокруг общей цели. Исполнитель – дисциплинированный работник. Формирователь – энергичный, с быстрой реакцией. Мыслитель – творческий источник здравых идей. Разведчик – охотник за идеями вне пределов группы. Оценивающий – способный оценить и учесть возможные риски. Коллективист – умеет выслушать, примерить, успокоить. Доводчик - завершитель, доводит начатое до конца. Программа мотивации: 1. Оценка. Проводится анкетирование с целью определения удовлетворенности действующей программой мотивации и выявление того, какие механизмы лучше работают. 2. Разработка. Определяется срок действия, бюджет новой программы. 3. Презентация. Представление участникам. Если нужно идет доработка. 4. Выполнение. Программа выполняется. В конце срока выполняется оценка.

Наши рекомендации