Понятие, основные элементы и участники инновационного проекта

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам инновационного проекта относятся:

- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;

- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;

- организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

- основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом, до частных – по отдельным значениям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Основные участники проекта

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, юридические лица всех форм собственности, международные организации, иностранные юр. лица, физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком.

Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся индивидуальные предприниматели, производственные предприятия, вузы и т.д.

Научно-технические советы(НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Состав и функции команды зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта.

Поддерживающие структуры – организации , содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы;

36. Структура бизнес-плана инновационного проекта

Структура бизнес-плана может быть различной, в зависимости от целей,

задач компании, вида деятельности и ряда других факторов. Здесь приводится

классическая структура, которой в любом случае необходимо придерживаться

при бизнес-планировании.

Подробно:

I. Титульный лист

Название ____________________________________________________________

Информация о разработчиках проекта ____________________________________

Ф.И.О. руководителя проекта, контактный телефон ________________________

Стоимость проекта ____________________________________________________

Предполагаемые источники финансирования ______________________________

Срок реализации проекта _______________________________________________

Срок окупаемости проекта _____________________________________________

II. Содержание

Перечень разделов бизнес-плана с указанием номеров страниц.

III. Резюме

3.1. Цель и задачи проекта, эффективность.

3.2. Описание инновационного продукта.

3.3. Краткие сведения об участниках реализации проекта (в том числе разработчике, организации – потенциальном исполнителе проекта).

3.4. Описание потребности в инвестициях, включая источники, объемы, сроки и направления использования.

3.5. Планируемые объемы производства по завершении реализации проекта (3 года).

3.6. Потенциальная бюджетная эффективность проекта.

3.7. Социальная эффективность проекта (количество создаваемых рабочих мест и др.).

IV. Описание проекта

4.1. Суть проекта, описание инновационного продукта, его назначение и отличие его от имеющихся аналогов.

4.2. Обоснование новизны технических и организационных решений.

V. План маркетинга

5.1. Ситуация на внутреннем и внешнем рынках. Имеющиеся в Российской Федерации и за рубежом аналоги инновационного продукта, степень их присутствия на рынке, характеристика конкурентов. Патентная ситуация.

5.2. Потенциальные рынки сбыта. Контингент потребителей продукции, объем платежеспособного спроса на первые 2 года.

5.3. Ориентировочная цена и себестоимость.

5.4. Планируемые объемы продаж. Организация сбыта продукции и ее рекламы.

Наши рекомендации