Фискальная политика государства
ВОПРОС.
Налоги(сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Налоговая система –совокупность взимаемых государством налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца’’.
Современные принципы налогообложения таковы:
1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов;
2) налогообложение доходов должно носить однократный характер;
3) обязательность уплаты налогов;
4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
5) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики.
Каждый налог содержит характеристику следующих основныхэлементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.
Субъект налога(налогоплательщик)– физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.
Источник налога – доход, от которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).
Налоговая ставка– величина налога на единицу обложения.
В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Все налоги в конечном итоге выплачиваются из дохода. Поэтому их вид зависит от соотношения между ставкой налога (его процентом) и доходом.
Прогрессивный налог–это налог, процентная ставка которого повышается в связи с ростом самого дохода.
Регрессивный налогпредусматривает, что его средняя ставка понижается по мере роста дохода.
Пропорциональный налогпредполагает, что, независимо от роста дохода, средняя налоговая ставка сохраняется в одном и том же виде.
Налоговые льготы –полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Налоговые санкции– наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.
При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налогиуплачиваются непосредственно с доходов, капитала, недвижимости, земли (налоги на прибыль, имущество, транспортные средства и др.). Косвенные налоги перекладываются на конечных потребителей товаров и услуг как надбавка к цене (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.).
Налоговая система должна выполнять следующие функции:
• фискальную, т.е. служить источником дохода госбюджета;
• распределительную, т.е. перераспределять национальный доход от богатых к бедным, из одних отраслей в другие;
• стимулирующую, т.е. через систему налоговых льгот и привилегий способствовать ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, увеличению занятости населения;
• регулирующую, т.е., изменяя условия налогообложения, правительство способствует решению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед обществом.
Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. Например, снижение налогового бремени с производителей освободит часть прибыли от перечисления в бюджет. На эти деньги предприниматели смогут расширить производство, их доходы увеличатся, следовательно, возрастут и налоговые поступления в бюджет.
ТРЕТИЙ ВОПРОС
Фискальная политика государства
Фискальная политика – политика государства в области налогообложения и расходов с целью регулирования экономики. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.
Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направления в соответствии с конкретными целями общества.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и соответственно роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.
Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогов приводит к росту доходов: 1) населения, а следовательно, к росту сбережений; 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода. Рост производства, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и политики автоматических стабилизаторов.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию.
В русле проводимой фискальной политики государства есть вторая составляющая – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическими, или встроенными стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.
К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического роста – обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. И первое и второе желательно с точки зрения экономической стабильности.
Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС
Денежный рынок (англ. Money market) — система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок до одного года. Система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств на срок, превышающий один год получила название рынок капитала (англ. Capital market). Денежный рынок, наряду с рынком капитала представляет собой часть более общей финансовой категории — финансовый рынок.
Денежный рынок может быть подразделён на:
1. Рынок краткосрочных ценных бумаг
2. Рынок межбанковских кредитов
3. Рынок евровалют
Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников[2].
В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают[1]:
1. Банки
2. Небанковские кредитные организации
3. Предприятия и организации различного типа — юридические лица
4. Физические лица
5. Государство в лице определённых органов и организаций
6. Международные финансовые организации
7. Другие финансово-кредитные учреждения
В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают:
1. Банки
2. Профессиональные участники фондового рынка
§ Брокеры
§ Дилеры
§ Управляющие компании
3. Другие финансово-кредитные учреждения
Интересы участников денежного рынка состоят в получении дохода от операций с различными финансовыми инструментами денежного рынка. Кредиторы получают доход в виде процента на переданную сумму. Заёмщики получают доход в виде дополнительной прибыли, полученной от использования заимствованных денежных средств. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионного вознаграждения или разницы между процентными ставками привлечения и размещения средств.
Инструментами денежного рынка являются[2]:
1. Различные краткосрочные ценные бумаги:
§ Облигации
§ Казначейские (правительственные) векселя (англ. Treasury bills)
§ Агентские векселя (Агентства, спонсируемые правительством такие как гос.ипотечное учреждение и т. п.) (англ. Agency bills)
§ Муниципальные векселя (Городские, сельские, поселковые) (англ. Municipal bills)
§ Коммерческие векселя (юридических лиц) (англ. Commercial bills)
§ Банковские векселя (англ. Bankers bills)
§ Акцептированный банковский чек (англ. Bankers' acceptance )
§ Коммерческие бумаги (ноты) (англ. Commercial paper (notes))
§ Депозитные сертификаты (юр.лиц) (англ. Certificate of deposit)
§ Сберегательные сертификаты (физ.лиц) (англ. Certificate of deposit)
2. Краткосрочные кредиты
§ Межбанковские кредиты
§ Коммерческие кредиты
3. Сделки РЕПО (англ. Repurchase agreements, REPO) — продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа
Особенностью инструментов денежного рынка является низкий финансовый риск.