ПерспективыˑразвитияˑналоговыхˑоргановˑРФ

Сегодня ˑналоговые ˑорганы ˑпредставляют ˑсобой ˑразветвленную, ˑчетко ˑотлаженную ˑсистему. ˑНо ˑдостигнутые ˑрезультаты ˑпроцесса ˑстановления ˑи ˑразвития ˑналоговых ˑорганов ˑпока ˑеще ˑне ˑсовершенны. ˑДо ˑтех ˑпор, ˑпока ˑбудет ˑсуществовать ˑуклонение ˑот ˑналогов, ˑбудет ˑи ˑнеобходимость ˑдальнейшего ˑразвития ˑи ˑреформирования ˑсистемы ˑналоговых ˑорганов ˑс ˑцелью ˑповышения ˑэффективности ˑих ˑработы.

Таким ˑобразом, ˑв ˑФНС ˑРФ, ˑуправлениях ˑи ˑинспекциях ˑдолжна ˑпостоянно ˑвестись ˑработа ˑпо ˑсовершенствованию ˑналогового ˑадминистрирования. ˑПроводимые ˑмероприятия ˑдолжны ˑбыть ˑнаправлены ˑна ˑусиление ˑкачества ˑконтрольной ˑработы, ˑулучшения ˑстандартов ˑобслуживания ˑналогоплательщиков, ˑсоздание ˑздоровой ˑфинансово-экономической ˑсистемы ˑи ˑулучшение ˑпредпринимательского ˑклимата ˑв ˑРоссии.

Существует ˑеще ˑмного ˑпроблем ˑв ˑфункционировании ˑналоговых ˑорганов. ˑВыделим ˑнекоторые ˑиз ˑних.

Данная ˑсистема ˑпозволяет ˑрешить ˑнесколько ˑважных ˑзадач. ˑВо-первых, ˑобеспечить ˑпростоту ˑприменения ˑавтоматизированных ˑсредств ˑобработки ˑинформации. ˑВо-вторых, ˑминимизировать ˑвлияние ˑчеловеческого ˑфактора ˑпри ˑосуществлении ˑмероприятий ˑналогового ˑконтроля. ˑЭта ˑсистема ˑтакже ˑпозволит ˑвыполнить ˑтребования ˑзаконодательства ˑо ˑналогах ˑи ˑсборах ˑи ˑправовых ˑактов ˑФНС ˑРФ ˑв ˑчасти ˑсоблюдения ˑсроков ˑсоблюдения ˑкамеральных ˑи ˑвыездных ˑналоговых ˑпроверок, ˑа ˑтакже ˑпериодичности ˑих ˑпроведения. ˑС ˑее ˑпомощью ˑможно ˑбудет ˑтакже ˑвыявлять ˑнаиболее ˑвероятные ˑзоны ˑриска ˑ(нарушения ˑналогового ˑзаконодательства) ˑи ˑопределять ˑуровни ˑналогового ˑконтроля.

Также ˑнеобходимо ˑбудет ˑтщательно ˑстроить ˑграфики ˑвыездных ˑналоговых ˑпроверок, ˑчтобы ˑреализовать ˑпринципиально ˑновый ˑподход ˑк ˑих ˑпланированию, ˑкоторый ˑпредполагает ˑсоблюдение ˑопределенных ˑпринципов ˑреагирования ˑна ˑвозможные ˑправонарушения ˑпутем ˑанализа ˑвсей ˑимеющейся ˑинформации ˑо ˑконкретном ˑналогоплательщике. ˑОсобо ˑнужно ˑотметить ˑсерьезную ˑаналитическую ˑсоставляющую, ˑпоскольку ˑименно ˑна ˑоснове ˑанализа ˑможно ˑбудет ˑопределять ˑкруг ˑналогоплательщиков, ˑподлежащих ˑвыездному ˑконтролю ˑв ˑпервоочередном ˑпорядке. ˑТо ˑесть ˑречь ˑидет ˑо ˑвдумчивом ˑподходе ˑк ˑвыбору ˑобъектов ˑпроверки. ˑПодразумевается ˑтакже, ˑчто ˑрешения ˑо ˑпроведении ˑпроверок ˑдолжны ˑбудут ˑприниматься ˑцентрализованно, ˑа ˑдействия ˑпроверяющих ˑ- ˑскоординированы ˑв ˑуправлениях ˑи ˑинспекциях ˑразличных ˑсубъектов ˑРФ.

В ˑфункционировании ˑналогового ˑоргана ˑвстречается ˑмножество ˑи ˑдругих ˑпроблем, ˑодной ˑиз ˑкоторых ˑявляется ˑприем ˑналоговой ˑотчетности ˑпо ˑканалам ˑсвязи ˑили ˑна ˑмашинных ˑносителях. ˑТакой ˑметод ˑпринятия ˑналоговой ˑотчетности ˑотчасти ˑпоможет ˑрешить ˑпроблему ˑдостоверности ˑданных, ˑно, ˑкак ˑпоказывает ˑпрактика, ˑи ˑв ˑэлектронном ˑвиде ˑможно ˑполучить ˑналоговую ˑдекларацию, ˑсоставленную ˑс ˑгрубейшими ˑошибками.

Инспекции ˑРоссии ˑпризывают ˑналогоплательщиков ˑпредставлять ˑотчетность ˑв ˑэлектронном ˑвиде. ˑВ ˑкачестве ˑстимулов ˑдля ˑперехода ˑна ˑбесконтактный ˑметод ˑподачи ˑдеклараций ˑназываются ˑудобство ˑсдачи ˑотчетности, ˑснижение ˑриска ˑтехнических ˑошибок, ˑа ˑтакже ˑвозможность ˑполучения ˑдополнительных ˑэлектронных ˑуслуг. ˑОднако ˑне ˑсекрет, ˑчто ˑналогоплательщики ˑпо-прежнему ˑбольше ˑдоверяют ˑбумаге. ˑУсловием ˑдля ˑсоздания ˑтакой ˑсистемы ˑявляется ˑналичие ˑинфраструктуры ˑс ˑчетко ˑобозначенной ˑнормативно-правовой ˑбазой ˑи ˑпрограммой ˑконтроля ˑза ˑсоблюдением ˑналогового ˑзаконодательства, ˑа ˑпри ˑнеобходимости ˑ- ˑвозможностью ˑиспользования ˑпринудительных ˑмер.

В ˑнастоящее ˑвремя ˑпроводится ˑреформирование ˑструктуры ˑи ˑфункций ˑналоговых ˑорганов ˑс ˑцелью ˑповышения ˑэффективности ˑрезультатов ˑих ˑработы. ˑПоэтому ˑособого ˑвнимания ˑзаслуживает ˑопределение ˑнаиболее ˑдейственных ˑформ ˑи ˑметодов ˑналогового ˑконтроля, ˑзначительно ˑповышающих ˑобъем ˑналоговых ˑпоступлений ˑв ˑбюджетную ˑсистему ˑРоссии.

Основной ˑформой ˑналогового ˑконтроля ˑявляются ˑналоговые ˑпроверки, ˑкоторые ˑпозволяют ˑнаиболее ˑполно ˑпроследить ˑза ˑсвоевременностью, ˑполнотой ˑи ˑправильностью ˑвыполнения ˑналогоплательщиком ˑсвоих ˑобязанностей. ˑОстальные ˑформы ˑналогового ˑконтроля ˑиспользуются ˑв ˑкачестве ˑвспомогательных ˑметодов ˑвыявления ˑналоговых ˑправонарушений ˑили ˑмогут ˑприменяться ˑдля ˑсбора ˑдоказательств ˑпо ˑвыводам, ˑкоторые ˑсодержатся ˑв ˑакте ˑпроверки. ˑНалоговый ˑконтроль ˑусиливается ˑсегодня ˑза ˑсчет: ˑувеличения ˑчисла ˑуглубленных ˑкамеральных ˑналоговых ˑпроверок ˑи ˑповышения ˑих ˑрезультативности ˑ[15, ˑс.86].

Итак, ˑналоговым ˑорганам ˑследует ˑувеличить ˑпрактику ˑиспользования ˑавтоматизированной ˑкамеральной ˑпроверки, ˑт.к. ˑэто, ˑво-первых, ˑпозволяет ˑвыявить ˑбольшую ˑчасть ˑгрубых ˑнарушений ˑналогоплательщика, ˑвлекущих ˑначисление ˑпени, ˑво-вторых, ˑдисциплинирует ˑналогоплательщика, ˑв-третьих, ˑповышается ˑрезультативность ˑвыездных ˑпроверок, ˑпроводимых ˑпо ˑрекомендациям ˑкамеральных ˑотделов ˑинспекций, ˑт.к. ˑпозволяет ˑвыявить ˑте ˑнаправления ˑвыездной ˑпроверки, ˑкоторые ˑмогут ˑбыть ˑнаиболее ˑэффективными ˑс ˑточки ˑзрения ˑвозможных ˑнарушений ˑналогового ˑзаконодательства ˑ[5, ˑс.81].

Следующая ˑзадача ˑдля ˑналоговых ˑинспекций ˑ- ˑперспективное ˑсовершенствование ˑпроцедуры ˑвыездных ˑналоговых ˑпроверок. ˑБольшого ˑвнимания ˑтребует ˑвнедрение ˑв ˑпрактику ˑналоговых ˑорганов ˑавтоматизированных ˑсистем ˑсопровождения ˑвыездных ˑналоговых ˑпроверок. ˑПозитивный ˑопыт ˑтакой ˑработы ˑимеется ˑв ˑотдельных ˑрегионах ˑРФ ˑ- ˑиспользуемая ˑв ˑэтих ˑрегионах ˑпрограмма ˑпозволяет ˑна ˑоснове ˑданных ˑналоговой ˑотчётности ˑи ˑучётных ˑрегистров ˑорганизации ˑвыявлять ˑсферы ˑвозможных ˑналоговых ˑправонарушений, ˑопределять ˑпотенциальный ˑразмер ˑдоначислений, ˑи, ˑследовательно, ˑконцентрировать ˑвнимание ˑпроверяющих ˑна ˑсоответствующих ˑнаправлениях ˑпроведения ˑпроверки. ˑ

Итак, ˑдля ˑсовершенствования ˑи ˑразвития ˑналоговых ˑорганов ˑочевидными ˑв ˑближайшей ˑперспективе ˑявляются ˑследующие ˑмероприятия.

Совершенствование ˑналогового ˑадминистрирования ˑтаким ˑобразом, ˑчтобы ˑспособствовать ˑувеличению ˑчисла ˑналогоплательщиков, ˑисполняющих ˑобязанности ˑперед ˑгосударством ˑсогласно ˑзакону, ˑи ˑсоответственно ˑснижению ˑчисла ˑтех, ˑкто ˑисполняет ˑсвои ˑобязанности ˑпо ˑуплате ˑналогов ˑне ˑсвоевременно ˑили ˑвовсе ˑстремится ˑот ˑних ˑуйти. ˑРечь ˑне ˑидет ˑо ˑкакой-то ˑединовременной ˑакции ˑили ˑкампании. ˑВ ˑданном ˑнаправлении ˑИФНС ˑдолжна ˑработать ˑпланомерно, ˑдолжен ˑбыть ˑразработан ˑкомплекс ˑспециальных ˑмер. ˑНо ˑособый ˑакцент ˑдолжен ˑбыть ˑсделан ˑна ˑулучшение ˑкачества ˑконтрольной ˑработы ˑналоговых ˑорганов ˑи ˑустановление ˑпартнерских ˑвзаимоотношений ˑс ˑналогоплательщиками.

Следующие, ˑэто ˑвнедрение ˑи ˑразвитие ˑмеханизма ˑдосудебного ˑурегулирования ˑналоговых ˑспоров. ˑС ˑодной ˑстороны, ˑпроцедуры ˑдосудебного ˑурегулирования ˑспоров ˑпозволяют ˑболее ˑтщательно ˑрассматривать ˑвозражения ˑналогоплательщиков, ˑс ˑдругой ˑ- ˑпомогают ˑим ˑизбежать ˑдополнительных ˑрасходов ˑна ˑсудебное ˑразбирательство.

Также ˑнеобходимо ˑпривлекать ˑкак ˑможно ˑбольшее ˑчисло ˑналогоплательщиков ˑк ˑпереходу ˑна ˑэлектронное ˑпредставление ˑотчетности. ˑВ ˑчастности, ˑдля ˑтакой ˑкатегории ˑплательщиков ˑбесплатные ˑдополнительные ˑуслуги ˑпо ˑканалам ˑсвязи. ˑНалогоплательщикам-организациям ˑжелательно ˑполностью ˑперейти ˑна ˑпредставление ˑналоговых ˑдеклараций, ˑбухгалтерской ˑотчетности ˑи ˑиных ˑдокументов, ˑслужащих ˑоснованием ˑдля ˑисчисления ˑи ˑуплаты ˑналогов, ˑв ˑэлектронном ˑвиде ˑпо ˑТКС. ˑДля ˑэтого ˑнеобходимо ˑобеспечить ˑюридическую ˑзначимость ˑдокументов, ˑпередаваемых ˑот ˑналогоплательщика ˑв ˑналоговый ˑорган ˑи ˑобратно, ˑа ˑтакже ˑсовместимость ˑбухгалтерских ˑпрограмм ˑс ˑпрограммами ˑпередачи ˑданных ˑналоговой ˑотчетности. ˑЮридическую ˑзначимость ˑдокументооборота ˑобеспечивает ˑзаконодательно ˑзакрепленная ˑэлектронно-цифровая ˑподпись. ˑВесь ˑкомплекс ˑработ ˑпо ˑподключению ˑналогоплательщиков ˑк ˑсистеме ˑсдачи ˑотчетности ˑв ˑэлектронном ˑвиде ˑвыполняют ˑспециализированные ˑоператоры ˑсвязи, ˑсертифицированные ˑФНС ˑРоссии. ˑОни ˑобеспечивают ˑгарантированную ˑсоответствующими ˑлицензиями ˑзащищенность ˑпередаваемых ˑналогоплательщиками ˑсведений, ˑсоставляющих ˑкоммерческую ˑи ˑналоговую ˑтайну ˑи ˑт.д.

Наши рекомендации