Взаимодействие сотрудников налоговых органов со следственными подразделениями полиции в целях раскрытия налоговых правонарушений

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК с 1 января 2011 г. все уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК, отнесены к подследственности следователей следственных подразделений Следственного комитета при прокуратуре РФ, правопреемником которого согласно Указу Президента РФ от 27 сентября 2010 г. N 1182 стал Следственный комитет РФ.

В связи с изложенным в главное управление процессуального контроля Следственного комитета РФ от руководителей региональных следственных управлений (отделов) начали поступать обращения по вопросам толкования действующего уголовного, уголовно-процессуального и налогового законодательства Российской Федерации, а также (меж-) ведомственных подзаконных нормативных правовых актов в части, касающейся складывающегося порядка принятия, регистрации, проверки (рассмотрения) и разрешения первичной информации о признаках налоговых преступлений (правонарушений).

Часть 1 ст. 144 УПК определяет, что дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение, в том числе о направлении по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК), в срок не позднее 3 суток со дня его поступления.

Инструкция о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета, утвержденная Приказом от 7 сентября 2007 г. N 14, отказ правомочного должностного лица принять сообщение о преступлении, а также невыдачу им уведомления о приеме сообщения о преступлении считает недопустимым (п. 18). Аналогичные предписания, надо полагать, будут содержаться и в обновленном нормативном правовом акте этого ведомства.

В информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2008 г. N 36-42-08 "О практике взаимодействия органов предварительного расследования с налоговыми органами по вопросам привлечения индивидуальных предпринимателей к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений" обращалось внимание на то, что действующее российское законодательство предусматривает несколько видов нарушений законодательства о налогах и сборах, каждое из которых влечет различную юридическую ответственность.

В этой же директиве отмечалось, что коллизия норм уголовного, налогового и административного законодательств в правоприменительной практике должна быть разрешена в соответствии с п. 3 ст. 108 НК и ст. 29.9 КоАП, согласно которым налоговая или административная ответственность физического лица наступает лишь в том случае, если допущенное им нарушение не влечет уголовную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК в стадии возбуждения уголовного дела следователь вправе требовать проведения документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов.

Практика свидетельствует о том, что в подавляющем числе случаев осуществления процессуальных проверок следователи следственных подразделений Следственного комитета поручают необходимые оперативно-розыскные мероприятия соответствующим государственным органам, несмотря на положения п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК о возможности направления органам дознания письменных поручений лишь по уголовным делам, находящимся в их производстве. Представляется, что подобные нарушения закона не допустимы.

Помимо изложенного следует учитывать и предписания, содержащиеся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 9 марта 2010 г. N 69-11-201 "О разъяснении норм Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором отмечалось, что в некоторых субъектах Федерации по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.1 УК, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа. Согласно п. 3 ст. 108 НК основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление этого факта решением налогового органа, вступившим в законную силу. Решение о возбуждении уголовных дел указанной категории, принятое на основании только материалов проверки, полученных в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", признается необоснованным.

П. 3 ст. 32 НК РФ установлено, что если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанные в этом требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сложившаяся в некоторых регионах РФ практика возбуждения уголовных дел о преступлениях, касающихся налогового законодательства (после вступления в законную силу решения налогового органа), необоснованно ограничивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует использованию возможностей оперативных подразделений для выявления и раскрытия указанных преступлений. Однако оперативные подразделения ОВД, согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", вправе выявлять факты и получать сведения, в том числе документально оформленные, об уклонении от уплаты налогов и сборов. Изучение изъятых документов специалистами подразделений документальных проверок и ревизий позволяет установить признаки составов налоговых преступлений.

В целях упорядочения практики возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям органам предварительного следствия и дознания следует руководствоваться исключительно нормами уголовно-процессуального законодательства, так как законодательство о налогах и сборах регулирует лишь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение закреплены в разделе VI Налогового кодекса РФ (главы 15, 16 и 18), в котором нет упоминания об уголовной ответственности и преступлениях в налоговой сфере.

Изучение норм Федерального закона N 383-ФЗ и их сопоставление с ранее действовавшими нормами позволяет сделать вывод о том, что внесенные изменения, в первую очередь, направлены на либерализацию ответственности за налоговые правонарушения и преступления (ст. 28.1 УПК и примечания к ст. 198 и 199 УК). Правонарушителю органы налогового контроля, а в случае возбуждения уголовного дела - органы предварительного расследования обязаны предоставить возможность возместить причиненный ущерб бюджетной системе РФ.

Заключение

Современная налоговая система отвечает потребностям национальной экономики и позволяет обеспечивать стабильную динамику наполнения бюджета. Налоговая система в России направлена на взаимный информационный обмен между налоговыми и контролирующими органами с налогоплательщиками. По результатам исследования в данной работе можно сделать следующие выводы:

  1. С учетом всех возможных последствий налогоплательщику выгоднее знать свои законные права и пользоваться ими, чем минимизировать налоги незаконными методами.
  2. Проанализировав нормативное правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятий и выявить пути снижения объемов налоговых платежей без нарушений действующих законов, легальными способами такая оптимизация возможна только при квалифицированном подходе уже на этапу планирования каждой сделки.
  3. Должная осмотрительность в хозяйственной деятельности предполагает гармоничное сочетание предпринимательского подхода и учета налоговых рисков. Поэтому исходя из рассмотренных в этой работе трех зон налогового риска рекомендуется учитывать следующее:

· при создании дочерних организаций не запрещено использовать наиболее выгодный налоговый режим, но запрещено функционирование организации без наличия деловой цели, исключительно в интересах налоговой экономии;

· если ваш поставщик предлагает выгодные ценовые условия, но при этом отгрузка товара (выполнение работ) будет происходить с другого юридического лица, поинтересуйтесь добросовестностью этой новой организации;

· - если предлагаются разного рода варианты с использованием схем для перевода средств через проблемные банки, помните, что уплата налога может быть не засчитана.

4. Правила, введенные Федеральным законом N 383-ФЗ, касающиеся изменений налогового законодательства, распространяются только на действия налоговых и иных уполномоченных органов, осуществляющих налоговый контроль, и не могут ограничивать процессуальную самостоятельность должностных лиц органов дознания, следствия и оперативных подразделений.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, (ред. от 19.07.2011), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011)

5. Гусов В.С. Социальные проблемы налогообложения в России // Налоги. – 2009. – Первый выпуск. – С. 35 – 40.

6. Жданова В.Ю. Специальный налоговый режим и налоговая льгота // Налоговая политика и практика. – 2010. - № 2. – С. 40 – 49.

7. Залесский А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения // Экономические и математические методы. – 2009. - № 1. – С. 39 – 55.

Наши рекомендации