Трансфертное ценообразование
Трансфертная цена - цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. В БУ это осуществляется на основании по себестоимости продукции.
Трансфертная цена необходима для увеличения количества показателей оценки эффективности деятельности центров ответственности.
Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи продукции, работ, услуг между центрами ответственности.
По трансфертным ценам составляется внутренняя сегментарная отчетность.
На практике применяются 3 метода трансфертной цены:
1.на основе рыночных цен
o преимущества: объективный характер цен
o применяется в условиях большой децентрализации
o когда существуют центры прибыли, центры ответственности свободны при выборе внешних и внутренних покупателей. Следовательно, полуфабрикаты продукции реализованы на сторону.
o Условия выполнения этого метода:
§ Центры ответственности, приобретающие продукцию, покупают её внутри предприятия до тех пор, пока продающий центр не начинает завышать свою цену и, следовательно, желает продавать свою продукцию на внешнем рынке.
§ Покупающий центр ответственности может приобрести продукцию на стороне
§ Хотя бы если одно условие не выполняется, можно перейти к следующему методу:
2.На основе себестоимости продукции по принципу «себестоимость плюс». Три варианта формирования цены:
Полная себестоимость продукции
i. Преимущества: объективный характер
ii. Такая цена не стимулирует снижение себестоимость
iii. По этой цене нельзя судить об эффективности деятельности центра ответственности
Переменная себестоимость:
iv. Постоянные затраты через трансфертную цену не возмещаются.
v. В основе лежит себестоимость, рассчитанная по методу директ-костинг
vi. Эта Цена позволяет контролировать работу центра ответственности, т.к. постоянные затрат не зависят от работы центров ответственности.
vii. Вместе с тем здесь не формируется показатели прибыли и рентабельности
Нормативная себестоимость:
viii. С помощью нормативной себестоимости можно определить набор показателей, которые позволят оценить эффективность деятельности центра ответственности, т.к. нормативная себестоимость основана на эффективном использовании ресурсов и является плановым показателем.
ix. В результате разницы формируется прибыль, рентабельность, следовательно, можно разработать комплекс показателей для материального стимулирования работников..
3.На основе договорных трансфертных цен. При этом трансфертная цена определяется по следующей сумме двух показателей:
b. Удельная переменная себестоимость:
c. Маржинальный доход (постоянные затраты + прибыль), утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж
Анализ безубыточности.
Точка безубыточности- объем производства, который обеспечивает организации нулевой финансовый результат.
При использовании информации проведения анализа необходимо знать определенные допущения. Невыполнение этих допущений приводит к ошибкам и неправильным выводам.
процедуры общих затрат к выручки точно определено в пределах релевантного уровня:
· Постоянные затраты не изменяются в пределах релевантного уровня.
· Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему в пределах релевантного уровня.
· Переменные затраты на единицу (удельные переменные затраты) продукции являются постоянными.
· Производительность труда не меняется.
· Цены на материалы и услуги тоже не меняются
· Отсутствуют структурные сдвиги
· Объем продаж незначительно отличается от объема производства
· Ассортимент продукции предприятия остается неизменным.
· Переменные затраты и продажная цена на 1 продукции определяется как средний взвешенный показатель затрат на различные единицы продукции и цен на соответствующие товары
Этот анализ позволяет определять безубыточность производства или точку безубыточности.
1)Графический метод
2)Метод уравнения
Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль (для расчета точки безубыточности прибыль = 0).
3)метод маржинального дохода ТБ=Совокупные постоянные затраты/маржинальный доход на единицу продукции