Ценообразование

Галабурдо Наталья Алексеевна

Тема: "Теоретические основы ценообразования"

?:

1) Теории ценообразования;

2) Эластичность спроса и предложения по цене;

3) Точка равновесия;

4) Цена и типы рынка.

"Закон стоимости или теория трудовой стоимости". Автор — К. Маркс.

Закон стоимости — это закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляется в соответствии со стоимостью, то есть общественно необходимыми затратами труда, так как стоимость — это воплощенный и овеществленный в товаре труд.

Закон стоимости предусматривает сведение индивидуального рабочего времени, стоимости к общественным или общественно необходимым затратам.

Общественно необходимые затраты — это затраты, сложившиеся на рынке при средней интенсивности труда и умелости работника, то есть это норматив, в который товаропроизводитель должен укладываться.

Функции закона стоимости:

- учетная;

- распределительная;

- стимулирующая;

- дифференциация товаропроизводителя.

Закон стоимости — является основным законом цен в любой экономике. Однако, имеет следующие недостатки:

1) учитывает только один фактор формирования цены — труд. Практика же показала, что формирование цены осуществляется с учетом четырех факторов производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Закон стоимости на современном этапе применяется в тесной взаимосвязи с иными законами: законом спроса и предложения, законом экономии времени и т.д.

2.1 Рыночная теория предельной полезности.Определяла, что цена товара зависит в большей степени не от затрат производителя, а от оценки этих затрат покупателем.

2.2 Представители австрийской школы так же считали, что цена не имеет под собой никакой объективной основы. И теорию стоимости полностью отрицали.

Сторонников теории 2.1 и 2.2 объединяло то, что цена должна формироваться в рамках максимальной свободы.

Теория спроса и предложения.Автор — А. Маршал.

Данная теория объясняла природу цены опираясь на закон стоимости и на закон спроса и предложения, то есть цена, это категория, которую согласен платить потребитель, опираясь на степень полезности товара, при этом она учитывает понесенные производителем издержки. Маршал стал автором закона спроса и предложения.

Данные теории потерпели крах в начале 20-го века.

3.0 Теория регулируемого капитализма.Автор — Кейнс.

Государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь, поскольку, рыночный механизм к саморегулированию не способен. С данной теории основным объектом гос-регулирования должны стать ДКП и бюджетная политика

4.0 Теория монетаризма.Автор — Фридмен.

Суть политикисдерживания заключается в целенаправленном ограничении прироста денежной массы. Так как именно рост денег на рынке оказывает первостепенное влияние на цены (на процентную ставку по кредитам).

Теория монетаризма, в первую очередь, исходит из того, что рыночная экономика в своей основе является сбалансированным хозяйством, способным к саморегулированию. Единственное что может нарушить этот баланс — это диспропорция между темпами роста производства и темпами роста денежной массы в обращении. В своей основе, данная теория направленна на уменьшение спроса, в последующем при восстановление производства увеличивается занятость, снижается инфляция. Применялось в политике Рейдана.

Заслуживают внимания, так же, иные теории.

5.0 Теория Гейлбрейда.Предусматривала сочетание законов рынка и законов плановой экономики.

Данная теория нашла свое применение в Швейцарии.

6.0 Теория Ойкена.Теория немецкого чуда. (Свобода в рамках закона).

Экономика развивалась по трем основным законам:

1) свобода конкуренции;

2) свободные цены;

3) блок государственных проблем, которые решаются государством.

Рыночный механизм существует под спросом и предложением. Спрос — это потребность покупателя.

Закон спроса — чем выше цена, тем ниже спрос.

Ценовая эластичность — степень чувствительности потребителя к изменению цены. Коэффициент ценовой эластичности по спросу определяется следующим образом: Кэ(спр)=^Q(%)/^P(%)

Коэффициент ценовой эластичности может быть больше единицы. Снижение цены вызывает еще большее изменение спроса.

Коэффициент меньше единицы — спрос не эластичный. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса.

Коэффициент эластичности равен единице. Изменение цены влечет пропорциональное изменение спроса.

Фактор оказывающий влияние на ценовую эластичность:

1) наличие и доступность товарозаминителей;

2) значение товаров для потребителя;

3) доступность товара или услуги.

Перекрестно-ценовая эластичность по спросу — это, изменение цены на один товар влечет за собой изменение спроса на другой.

Коэффициент перекрестной эластичности может быть больше нуля — что свидетельствует о взаимо заменяемости товара.

Меньше нуля — взаимодополняемость товара.

Ценообразование - student2.ru Предложение — количество товаров на рынке. Закон предложения: чем выше цена — тем больше предложение.

На изменение предложения оказывают такие факторы как: цены на ресурсы, технологии, новаторство, налоги, количество производителей и так далее.

Ценовая эластичность предложения — степень чувствительности производителя к изменению цены.

Кэ=S/P

Если коэффициент эластичности больше 1 — предложение считается эластичным. Если меньше 1 — не эластично.

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

1) от способности к длительному хранению и стоимости хранения;

2) от особенности производства;

3) от временного фактора.

Типы рынка Кол-во прод. Кол-во покуп. Тип товаров Влияние прод. на уров. цен Уровень цены Наличие торговой мврки Возможность прон. на рын.прод
Рынок монополии 1-3…     Присутствуют Высокая Не обязательно, но желательно Крайне затруднительно
Монополистическая конкуренция Множество Множество Дифференцированный Присутствует Широкий диапазон цен Обязательно Присутствует
Олигополия Больше чем на рынке монополии, но меньше чем на рынке монополистической конкуренции. Множество Стандартный или дифференцированный Присутствует, но с риском организовать войну цен Цена ведущего продавца Не обязателен Затруднительно
Конкуренция Множество Множ Стандартный Отсутствует Дифференцированная Не обязательно Присутствует

Тема:"Цены в механизме функционирования национальной экономики"( на первое практическое)

?:

1) сущность и значение цены в рыночной экономики;

2) функции цены и принципы ценообразования;

3) факторы ценообразования;

4) система цен;

5) состав цены по элементам;

6) цели и задачи ценообразования;

7) концепция ценовой политики в Республике Беларусь.

Экономическое содержание категории цена проявляется в том, что она отражает все стороны деятельности предприятия. Цена выступает единственной экономической категорией, которая приносит доход. Все остальное изначально затратно.

Цена — это денежная оценка стоимости товара или продукта.

Тариф — это денежная оценка стоимости услуг, работ.

Ценообразование — это процесс формирования, регулирования и контроля за ценами со стороны государственных органов власти.

Для того, что бы ценовая политика субъекта хозяйствования была успешная, существуют следующие предпосылки:

1) необходимо знать, как правильно сформировать цену (знать состав цены, законодательные нормы, рыночные факторы определяющие цены и т.д.);

2) необходимо знать, как потребитель воспринимает цену.

Цена играет две роли:

1) выступает индикатором качества;

2) выступает индикатором того, сколько должен заплатить потребитель.

Наши рекомендации