Трансфертное ценообразование

Используется в крупных холдингах и АО, где отдельные подразделения имеют относительную самостоятельность. Встает задача распределения ответственности и контроля за исполнителями. Определение степени централизации согласуется с понятием «центр ответственности». Выделяют 4 группы центра ответственности: 1)центр затрат (руководители отчитываются только за затраты), 2)центр доходов (руководители отчитываются только за доходы); 3)центр прибыли (руководители отвечают за затраты и прибыль); 4)центр инвестиций (руководители отвечают за затраты, прибыль, капиталовложения).

Сегментирование организации на подразделения, связанные условиями вертикальной интеграции бизнеса, порождает проблему назначения трансфертной цены. Трансферт – это покупка продукции, работ, услуг одним структурным подразделением у другого структурного подразделения внутри одного юридического лица.

Трансфертное (внутрикорпоративное) ценообразование относится к оценке товаров, продуктов или услуг, которые переданы, куплены или проданы между членами одной корпорации. Напр., от родительской компании к филиалам или между филиалами.

Внутреннее перемещение включает в себя: сырье, полуфабрикаты, ГП, распределение постоянных затрат, ссуд, выплат, лицензионных платежей и т.д.

Теоретически любой учет затрат по местам их возникновения предс тавляет собой форму трансфертного ценообразования. Однако на практике трансфертные цены ассоциируются с обменом продуктом или услугой при наличии хотя бы одного центра прибыли или инвестиций.

Трансфертная цена – внутренняя цена, отражающая стоимость ресурсов, по которой одно подразделение (цех, отдел) передает другому продукт или услугу. Продукт, передаваемый из одного цеха в другой называют полуфабрикатом собственного производства.

Если цех может реализовать полуфабрикат на внешний рынок, то такой рынок называется рынком полуфабрикатов или промежуточным рынком.

Основная цель трансфертного ценообразования в условиях рынка – это получение информации для принятии решений «покупать на стороне или у своих подразделений», а для ТНК – как повысить конкурентоспособность за счет снижения себестоимости и налогов.

Трансфертная цена = переменные затраты на единицу + валютная маржа на единицу, упущенная от внешних продаж.

Методы определения трансфертной цены:

1)Основан на затратах

2)Метод определения цены по рыночной стоимости

3)Договорная цена

При использовании 1-ого метода используется два подхода:

- по переменной себестоимости (метод вклада);

- по полной себестоимости (метод поглощения).

Нужно отметить, что фирмы очень часто игнорируют элемент прибыли в назначении цены другому подразделению. Вклад каждого подразделения в покрытие общехозяйственных затрат и прибыль обычно проявляется при подходе с сегментированием отчетов о прибылях, который наиболее приемлем для ТНК.

При первом подходе в основе цены лежит переменная себестоимость. Альтернатива 1: подразделение двигателей покупает новые реле у внешних поставщиков по 0,45 тыс.руб. за штуку. Подразделение реле продолжает производить и продавать реле старой модификации.

Альтернатива 2: подразделение двигателей покупает реле у подразделения реле за внутреннюю трансфертную цену. Переменная себестоимость нового реле – 300 руб/ед. , V производства = 500ед/год.

Альтернатива 1. Расчет валовой маржи:

Показатели Подразделение реле Подразделение двигателей Итого по компании
  Чистая выручка 600 р 30 тыс.руб 1800 руб.за двигатель 90 тыс.р.   120 мнл.
Переменные затраты 0,36 тыс.р 1,2тыс.р  
- Всего переменных затрат 18 тыс. 60 тыс. 78 тыс.
Валовая маржа 12 тыс. 30 тыс. 42 тыс.

Альтернатива 2: 300 руб. – новое реле, 1800 руб – двигатель

Показатель Подразделение реле Подразделение двигателей Итого
Чистая выручка 15 тыс. 90 тыс. 90 тыс. (исключаются продажи внутри фирмы на сумму 15 тыс.р.)
Переменные затраты 300 р. 15 тыс. 1,05 тыс. 52,5 тыс   52,5 тыс.р.
Валовая маржа 37,5 тыс. 37,5 тыс.р.

Снижение валовой маржи, если компания выберет 2-ую альтернативу, =4,5 тыс.р.

Подход к установлению цены на основе переменной себестоимости имеет главный недостаток, а именно не побуждает руководителя к размышлению о необходимости трансферта между подразделениями..

Ослабление контроля всех фактических затрат приводит к тому, что последнее продающее подразделение аккумулирует все потери от неэффективного управления затратами.

При второй альтернативе невозможна оценка деятельности руководителя подразделения по показателю рентабельности инвестиций или остаточной прибыли.

Трансфертная цена нового реле при 2-ой альтернативе = 0,3 тыс.руб (перемен.затраты) +240руб(Вал.маржа

(600-360=240), где 360 – переменные затраты на старое реле, 240 р. – валовая маржа нового реле (упущенная).

2) Метод трансферта на основе рыночной цены открытого конкурентного рынка. Данный метод может использоваться организациями с высокой степенью децентрализацией управления.

Предположим, что отделение А ТНК производит продукт, который можно продавать отделению Б или внешнему покупателю на промежуточном рынке. При этом цена промежуточного продукта = 0,75 тыс.р. Переменные затраты = 0,45 (у отделения А). У отделения Б окончательная рыночная цена внешним показателем = 3 тыс.р., трансфертная цена отделения А = 0,75 тыс.р., переменные добавленные затраты = 1,2 тыс.р.

Трансферт между двумя подразделениями будет продолжаться до тех пор, пока цены от внешних поставщиков для подразделения Б не станут ниже 750 р. След-но, цена промежуточного рынка в 750 р. Обслуживает трансферт между двумя подразделениями.

Показатель Отделение А Отделение Б Итого (компания в целом)
Продажная цена 0,75 т.р. 3 т.р. 3 т.р.
Переменные затраты на ед. 0,45 тыс.р. 1,2 тыс.р. 1,65 тыс.р.
Трансфертная цена единицы 0,75тыс.р.  
Валовая маржа на единицу 0,3 1,05 1,35 тыс.р.

Т.обр. при использовании цены промежуточного рынка, одна часть ее достается подразделению А, а другая часть – подразделению Б.

3) Первый вариант:

Отделение А имеет полную загрузку мощностей. Трансфертная цена = переменные затраты на ед.+ валовая маржа на единицу, упущенная от внешней продажи, т.к. подразделение в полной мере может продавать

Тц=450+(750-450)=750 руб. –нижний предел трансфертной цены как будто все продажи идут только внешним покупателям. В этом случае отделение А не захочет продавать отделению Б продукт по 0,6 тыс.руб. Если оно назначит такую цену, то будут потери по 150 руб. с единицы (валовой маржи) как для самого предприятия А, так и для предприятия в целом.

Вариант 2: отделение А имеет резервные мощности. При недозагруженных мощностях внешние издержки=0, т.е. отсутствует альтернатива использования свободной мощности. При длительной недозагрузке производственных мощностей будущие выгоды бизнеса внутри компании будут больше, чем отделение имело бы на стороне. Предположим, что отделение Б делает покупки у внешних поставщиков по 0,6 тыс.руб. за ед.

Трансфертная цена= переменные затраты на ед.=0,45 тыс.руб. (нижний предел трансфертной цены), т.к. внешние издержки = 0

Верхний предел = 600 р.

От 450 до 600р можно назначать трансфертную цену (это диапазон трансфертной цены).

Т.обр. трансфертная цена – это цена, назначаемая в трансферте продуктов и услуг между двумя отделениями. Она может быть вычислена на основе затрат с помощью рыночной цены промежуточного рынка, договорной цены между покупающим и продающим подразделением.

Статистика трансфертного ценообразования показывает, что более трети фирм назначает цену на рыночной основе, более 5% - по переменным затратам, более 30% - по полным затратам. Около 20% - на договорной основе.

Общая сумма операционной прибыли может быть одинакова при любом методе расчета трансфертной цены. Однако наибольшее различие будет наблюдаться в участии с прибылях самих подразделений.

Для компаний, имеющих филиалы в разл.странах, на решение по установлению трансфертной цены влияют дополнительные факторы. К ним относятся: налоги, ограничения по возврату прибыли и дивидендов, таможенные пошлины, тарифы по транспортировке, риски.

Большинство компаний США, Канады, Франции, Италии среди факторов, влияющих на значение трансфертной цены, наиболее приоритетными считают налог на прибыль, инфляцию и уровень конкуренции.

В Англии к наиболее важному фактору относят рост финансового благополучия филиалов. С учетом дополнительных факторов в ТНК подход к назначению трансфертной цены на основе затрат производства очень часто нарушается. Решение проблемы оказывается очень чувствительным по отношению к государственной политике, связанной с торговлей стран.

20.Методы анализа безубыточности. +21.Анализ безубыточности однопродуктового производства.

АНАЛИЗ «ЗАТРАТЫ-V-ПРИБЫЛЬ» (операционный или производственный анализ).

В данном анализе реализуется маржинальный подход к управлению прибылью. Данный вид анализа хорошо согласуется с калькулированием себестоимости в системе clirect-costinq , а также расширяет возможности применения бюджетирования в деятельности организации, оптимизации ассортиментной политики. Модель управления прибылью в традиционном подходе к калькулированию выглядит след.образом:

Прибыль = количество продукции х цену - себестоимость

(Количество продукции * цену) - это выручка.

Эта модель игнорирует зависимость между себестоимостью и количеством, реагирует только на изменение в производстве, поэтому плохо подходит для принятия управленческих решений в условиях изменяющегося объема продаж.

Модель управления прибылью, учитывающая поведение затрат, выглядит след.образом:

Прибыль = чистая выручка * коэффициент валовой маржи - постоянные затраты

Операционный анализ исследует след.зависимость: цена единицы продукта – количество продаж – переменные затраты на единицу – общие постоянные затраты (на весь объем).

Ключевое понятие операционного анализа – валовая маржа (маржевый доход)

Валовая маржа = чистая выручка - переменные затраты

Валовая маржа представляет собой такой вклад в бизнес, который фирма должная заработать (изъять из выручки для того, чтобы покрыть постоянные затраты и получить желаемую прибыль).

Процесс планирования затрат и прибыли при помощи операционного анализа имеет определенные ограничения:

1)смешанные затраты должны быть разделены на постоянные и переменные составляющие.

2)продажная цена единицы, переменные затраты на единицу и общие постоянные затраты неизменны в релевантном объеме продаж и рассматриваемом периоде времени.

3)количество продаж является единственным формирователем затрат.

4)зависимость «затраты-V-прибыль» наблюдается в широком диапазоне продаж.

5)предполагается, что объем производства и объем продаж равны.

6)анализ безубыточности ассортимента проводится при сохранении удельного веса каждого продукта в общей корзине.

Основные методы проведения операционного анализа – метод уравнений и графический метод.

МЕТОД УРАВНЕНИЯ.

Полагаем, что выручка – затраты = прибыль.

Главное уравнение операционного анализа:

ВЫРУЧКА - ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ = ПРИБЫЛЬ + ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

ЦЕНА * КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ – ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА ЕДИНИЦУ * КОЛ-ВО ЕДИНИЦ = ПОСТ.ЗАТРАТЫ + ОПЕРАТИВ.ПРИБЫЛЬ

Тбез – в натуральном и денежном выражении

Тбез = пост.затраты / (цена единицы – переменные затраты на ед.) - это в натуральном выражении

Т без.= пост.затраты / коэффициент валовой маржи - это в денежном выражении

Коэффициент валовой маржи = (выручка – переменные затраты) / выручка

График безубыточности(см. в тетр.)

Пример: цена 35р. Закупочная цена 21 р, аренда 7000р

1)какова Тбезубыточности: Тбез.=7000/(35-21)=500 ед.

500 * 35 = 17500 (руб)

2)Как изменеяется точка безубыточности, если возрастает арендная плата до 10500 руб.

Тбез=10500/(35-14) = 750 ед => Тбез. Выросла

На сколько процентов выросли постоянные затраты, на столко увеличилась Т без.

3)Как изменяется Тбез, если цена = 38,5рублей Тбез=7000/(38,5-21)-=400ед. (Тбез↓)

Через абсолютную валовую маржу (она равна 38,5-21=17,5)

38,5р. – 100%

17,5р. – Х Х=45,45% - коэффициент валовой маржи.

Т без. В рублях = 7000 / 0,45=…

4) Берем увеличение затрат до 23,8 р. Тогда Тбез = 7000 / (35-23,8)=625 ед.

5)Сколько продано плакатов для прибыли в 4900 р. N=(7000+4900)/(35-21)=850 ед.

6)Какие прибыли ожидаются в релевантном объеме продаж => построить график, выделить зоны участков и прибыли.

Наши рекомендации