Трансфертное ценообразование проблемы и возможности

Трансфертные цены — это цены на внутрикорпоративные поставки, как правило, в рамках ТНК, т.е. трансфертная цена —это цена, ко-торую один из хозяйственных центров, подразделений устанавливает другому центру, подразделению той же компании (например, компа-ния-производитель устанавливает цену при поставках своей дочерней компании, зарубежному филиалу). Однако их можно трактовать ишире: как иены на поставки товаров между аффилированными (родственными, зависимыми) компаниями или участниками рынка.

Согласно рекомендациям ОЭСР компания признается аффилированной, если она прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или имуществе компании другого государства или если одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле, имуществе компании одного государства и компании другого государства.

Компании часто осуществляют свою деятельность через дочерние предприятия или ассоциированные компании и приобретают доли участия в других компаниях в целях осуществления инвестиций или по коммерческим причинам, что бывает достаточным для того, чтобы инвестирующая компания могла контролировать или оказывать значительное влияние на финансовые и оперативные решения компании, получающей инвестиции.

Связанные стороны могут вступить в сделки, в которые не вступили бы в случае отсутствия между ними подобных взаимоотношений либо вступили бы на совершенно иных условиях. Связанные стороны могут проявлять определенную гибкость в процессе установления цены во взаимных операциях, что не свойственно для операций между независимыми компаниями, действуюпщми только в своих индивиду-

Трансфертное ценообразование альных интересах. С точки зрения транснациональной или аффилиро-ванной группы полученная каждым филиалом или участником группы прибыль является частью общего глобального результата. При передаче товара внутри корпорации или между аффилированными компа-ниями цена устанавливается исходя из целей оптимизации общих результатов фирмы, максимизации се кумулятивной прибыли. Благодаря такому подходу становится возможным манипулировать суммами, полученными в каждой стране для того, чтобы наиболее оптимально использовать благоприятные обстоятельства и обходить возможныетрудности и препятствия.

Несмотря на возможность конфликта интересов подразделений фирмы или участвующих в процессе ценообразования аффилированных компаний, доминирующим является интерес корпорации или группы аффилированных компаний в целом. В связи с этим у аффилированных компаний существуют воможности манипулирования ценами внутри группы, т.е. на условиях, отличающихся от действительных

рыночных, в результате чего итоговая прибыль может отличаться: от прибыли, котрая была бы ими получена, если бы они были независимыми компаниям. Данная ситуация позволяет зависимым компаниям уходить в рамках группы от налогов и аккумулировать, аплокировать прибыли в странах, имеющих наиболее благоприятный налоговый режим.

Трансфертные цены — это цены, по которым происходит трансферт (передача, продажа) товаров как в материальной, так и нематериальной форме внутри корпорации или между зависимыми аффилированными компаниями. Как правило, трансфертные цены оказывают влияние на величину налогооблагаемой прибыли, а следовательно, возможны искажения величины уплачиваемых налогов. Трансфертные цены не являются мировыми, поскольку искажены по уровню, ине могут служить справочными ценами при подготовке к переговорам по ценам в международной торговле.

Внутрикорпоративная торговля реализует процессы специализации и кооперирования в рамках одной и той же ТНК между ее головной компанией и филиалами, между различными частями и подразде-лениями, расположенными в различных странах.

В-настоящее время наблюдается относительный и абсолютный

рост внутрифирменной торговли. Развитию внутрифирменной тор

говли способствовало и увеличение в 90-е гт. числа заграничных фи

лиалов, приходящихся на одну компанию, с четырех до семи. Между

ними скяадьшштся самые прочные и долгосрочные производственные связи* хотя дочерние и внучатые компании представляют собой

самостоятельные центры прибыли и несут ответственность за результаты своей деятельности. Х';'Г:°*Ш

I- Понятие и значение трансфертных цен 521

Доля внутрифирменной торговли в экспорте и импорте отдельных стран1 приведена ниже, %:

Страны Экспорт - -Импорт

Франция 34 18

Япония 25 14

Швеция 38 9

США • J 36 43

Осуществляя зарубежное инвестирование, фирмы создают дочерние, связанные с материнской компанией по капиталу сбытовые фирмы. Если до V стадии в МЖТЦ в международные контакты по экспорту-импорту вступали Независимые партнеры, проводившие раздельную финансовую политику и политику прибылей, то теперь они оказываются связанными внутрифирменными отношениями и операциями (Intracompanytransaction) с применением механизма трансфертных цен, эффективно решающего задачу максимизации прибылей за счет получения и перевода прибылей согласно единой глобальной внутрикорпоративной стратегической цели. В этом случае преследуется задача повышения прибыли не отдельной фирмы или предприятия, а всей ТНК в целом, для чего одни фирмы или предприятия уступают прибыли другим в рамках одной транснациональной корпорации или группы компаний.

Трансфертное ценообразование имеет следующие основные цели: 1 снижение таможенных пошлин для филиалов, расположенных в странах с активным протекционизмом;

• снижение налогов за счет занижения итогов деятельности филиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообложения;

• возможность репатриации финансов из тех стран, которые запрещают прямой вывоз прибылей либо наказывают за подобную деятельность, применяя механизм контроля-за валютными операциями.

При этом надо иметь в виду, что трансфертное ценообразование может осуществляться не только при внешнеторговых операциях, но в ряде случаев и при внутренних операциях на национальном рынке..

Трансфертное ценообразование

2, Факторы определения уровня трансфертных цен

Трансфертные цены формируются с учетом различных факторов.

Основные факторы трансфертного ценообразования

• Различия в уровнях и характере налогообложения

• Ставки таможенных пошлин

• Правила вывоза (перевода) прибылей

• Уровень инфляции

• Позиция таможенных и налоговых служб

• Антидемпинговое законодательство

• Валютный контроль

• Соотношение валютных курсов

• Государственный контроль цен

• Местное регулирование цен

• Ставка ссудного процента

• Экономическая политика государства

• Степень участия филиала в деятельности фирмы

• Степень доверия к руководству филиала

Прежде всего это различия в налоговом законодательстве различных стран. Трансфертные цены позволяют с выгодой воспользоваться пре-имуществами более низких налогов в одной из стран. ТНК, естественно, стремятся зарабатывать и декларировать свои прибыли в той стране, в которой корпоративные налоги ниже. Целью этого является снижение декларируемой прибыли, заработанной производственной единицей в стране с высокими ставками налогов, и повышение прибыли, зарабо-танной производственной единицей в стране с низкими ставками налогов. Так, для филиала, расположенного в стране с невысоким уровнем налогообложения, на прибыль, цена назначается при экспорте ниже, чем для филиала, расположенного в стране, где налоги больше.

При этом важно знать правила вывоза прибылей в соответствующей стране.. С помощью механизма трансфертного ценообразования прибыль экспортируется в страны с низкими налогами на прибыль или в страны, где налоги на прибыль вообще не взимаются-

При определении уровня трансфертной цены при- различиях в налогообложении учитываются соотношение налогов на прибыль, в обе

их странах, правила вывоза прибылей, опасность и уровень инфляции,

позиции налоговых и таможенных служб- '£■;£-Vj ,:;••. ■.■ :■-.£;¥-■<$■

Факторы определения уровня трансфертных иен 523

Определенное влияние на уровень трансфертных цен могут оказывать различия в уровнях таможенных пошлин. Обычно низкие трансфертные цены назначаются на товары, поставляемые в страны с вы-сокими таможенными пошлинами. В результате компании, ввозяшей в данную страну свей товар на основе заниженных трансфертныхцен, удается снизить базу для расчета таможенных пошлин и повысить свои конкурентные позиции относительно местных производителей.

На уровне единого европейского рынка снятие тарифных и нетарифных барьеров значительно облегчает разработку ценовых стратегий в рамках единой Европы и усложняет использование механизма трансфертных цен, однако поскольку глубокие различия между европейскими странами в области налогового законодательства сохранятся в течение относительно длительного времени, возможности для трансфертного ценообразования также сохранятся.

Влияние на трансфертные цены имеют:

• различия в антидемпинговом законодательстве различных стран;

• различия в правилах валютного контроля;

• соотношение валютных курсов;

• различия систем государственного регулироваия цен, местных правил в различных странах;

• различия в ставках ссудного процента;

• влияние экономической политики государства.

Степень участия фирмы в деятельности филиала, степень доверия, Если рассматривается ситуация, когда используется форма совместного предприятия или лицензионного соглашения, то фима-экспортер сочтет целесообразным продавать продукцию по высокой трансфертной цене, чтобы не делиться прибылью с партнером. Если же речь идет о полном владении филиала компанией, то она предпочтет установить низкие цены. Поэтому нельзя автоматически полагать, что любая. трансфертная операция имеет-целью только уклонение от налогов и сводится только к минимизации налогообложения

Однако неправильно полагать, что правила трансфертного ценообразования предполагают экспорт только по низким или заниженным ценам. Трансфертные цены могут быть выше цен конкурентов, несмотря на то Что реальная цена производства равна цене^ производства у конкурентов.

Такое большое разнообразие факторов, оказывающих сложное и порой противоречивое влияние на решение компании о применении системы трансфертного ценообразования, свидетельствует о сложности механизма расчета уровня трансфертных цен.

Наши рекомендации