УК на основе стандартов ИСО серии 9000
В современных условиях преимуществами обладают те предприятия и организации, которые могут предложить потребителям продукцию и услуги требуемого качества по более низкой цене. Возможность достижения такого результата во многом зависит от эффективности системы менеджмента качества.
Целевой установкой системы менеджмента качества по последней версии стандартов ИСО серии 9000 служит обеспечение необходимого потребителю качества, но с минимальными затратами. Ведущие эксперты в области менеджмента качества более чем из 60 стран мира сформулировали принципы качества, которые затем были положены в основу стандартов ИСО серии 9000: 2000. Данные принципы аналогичны принципам TQM. Поэтому названные стандарты — это взгляд на систему качества с точки зрения философии TQ М. Количество стандартов невелико, но они дают реальную возможность познать эту философию и начать практическую работу по ее применению.
Семейство стандартов ИСО 9000: 2000 включает следующие стандарты:
■ МС ИСО 9000: 2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», описывающий основные положения систем менеджмента качества и устанавливающий терминологию для этих систем;
■ МС ИСО 9001: 2000 «Системы менеджмента качества. Требования», устанавливающий требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов и направленный на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей;
■ МС ИСО 9004: 2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», содержащий рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем МС ИСО 9001: 2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. Рекомендуется как руководство для организаций, которые, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желают выйти за рамки требований МС ИСО 9001; 2001, однако не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов;
■ МС ИСО 19011: 2002 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды», содержащий методические указания по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
В нашей стране стандарты 9000, 9001 и 9004 были приняты в качестве национальных в 2001 г., а стандарт 19011 — в 2003 г. Русскоязычная версия стандартов включает ГОСТ Р ИСО 9000:2001; ГОСТ Р ИСО 9001: 2001; ГОСТ Р ИСО 9004: 2001; ГОСТ Р ИСО 19011:2003. Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, предназначенный для содействия взаимопониманию в национальной и международной торговле.
Последняя версия стандартов имеет существенные отличия от предыдущей. Для описания и построения системы менеджмента качества за основу принят процессный подход, соответственно она представлена взаимосвязанными блоками процессов (вместо элементов системы качества, предусмотренных предыдущей версией стандартов). Модель системы качества в предыдущей версии — «петля качества» (этапы жизненного цикла продукции), в новой — модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рис. 6.2).
Рис. 3.2. Модель процесса менеджмента качества (ИСО 9001:2000)
Условные обозначения: ◄------►
— деятельность, добавляющая ценность
— поток информации
Реализация названных положений базируется на принципах TQM: лидерство руководителя, вовлечение персонала, ориентация на потребителя, взаимовыгодные отношения с поставщиками, принятие решений, основанное на фактах, постоянное улучшение, процессный и системный подходы. Содержание этих принципов было рассмотрено в гл. 3.
Основные отличия традиционного подхода к управлению качеством от подхода в рамках TQM приведены в табл. 3.
Таблица 3 Сравнение культуры TQM и традиционной организации
Положение | Традиционный подход | TQM |
Цель | Максимальный возврат вложений | Добиться или превзойти потребительское удовлетворение |
Пути достижения цели | Акцент на краткосрочные цели | Баланс долгосрочного и краткосрочного периодов (выработка и реализация стратегии и политики в области качества) |
Процесс управления | Не всегда открытый; иногда непоследовательные цели | Открытый, поощряет вклад сотрудников; последовательные цели |
Роль менеджера | Издание приказов; принуждение персонала к выполнению работы | Инструктирование, ликвидация барьеров, создание отношений доверия, партнерства |
Требования потребителей | Не имеют наивысшего приоритета; могут быть неясными | Наивысший приоритет; важно определить и понять эти требования |
Отношение к проблемам | Найти виновного; наказать | Выявить причины появления и устранить |
Решение проблем | Несистематическое; индивидуальное | Систематическое; в рамках команды единомышленников |
Совершенствование | Неустойчивое | Постоянное |
Поставщики | Противники | Партнеры |
Рабочие процессы | Узкие, специализированные; много индивидуальных усилий | Широкие, более общие; много усилий в командах и рабочих группах |
Фокус | Ориентация на товар | Ориентация на процесс |
Содержание рассмотренной концепции нашло отражение в МС ИСО серии 9000: 2000, что еще раз подтверждает масштабный характер ее распространения.