И концепции стандартов ИСО серии 9000

· Простое представление о профессионализме усилено понятием компетентности за счет менеджмента знаний и создание банка знаний организации.

· Появилось понятие контекст организации - совокупность внешних и внутренних факторов, которые влияют на достижение целей, поставленных перед системой менеджмента организации.

· Предложено осуществлять оценку рисков и принимать решения, основанные на результатах этой оценки.

· Расширяется понятие заинтересованные стороны. Если в ИСО 9001 предыдущих версий в качестве главной заинтересованной стороны выступал потребитель, то в новой версии стандарта предлагается идентифицировать все заинтересованные стороны.

· Введено понятие «документированная информация», которое обобщает и заменяет ранее применяемые «документация» и «записи». При этом понятно, что информация может содержаться на любом носителе.

· Понятие «продукция» разделено на два - «товар» и «услуга», в связи с этим изменены некоторые термины.

· Число принципов менеджмента сокращено до 7, за счет исключения понятия системный подход, как используемого по определению.

· Некоторые элементы в новом стандарте укрупнены. Так, «управление закупками» и «аутсорсинг» теперь объединены, и новый элемент называется «внешнее обеспечение». Смысл здесь заключается в том, что возможны и иные формы получения организацией продукции и услуги извне, которые не покрывались двумя вышеназванными.

Отметим, что эти стандарты не могут обеспечить гарантированное качество выпускаемой продукции, но призваны обеспечить гарантированное устранение всех недостатков процесса производства, которые существенно влияют на качество продукции.

При этом стандарты говорят только то, что надо сделать, но не говорит как. В принципе это разумно, действительно, как - зависит в большей мере от предприятия, и более того, один и тот же результат может быть достигнут различными методами, как более ресурсоемкими, и следовательно, дорогостоящими, так и менее. Главное - что получится а результате, а получится должны качественные процессы (производства, закупок, продаж, складирования и т.д.).

Рассмотрим кратко плюсы и минусы стандартов 9000-ой серии

Плюсы:

1. Сертификация предприятий — обязательное условие вхождения в ВТО. Ввиду скорого вступления России в него, этот момент становится особенно актуальным. Сертификат системы менеджмента качества является своеобразным пропуском на международный рынок.

2. ISO-9000 — неотъемлемое дополнение к имиджу современного серьезного предприятия.

3. Наличие сертификата — условие участия в 90% всех тендеров, проходящих на территории России.

4. Система менеджмента качества позволяет исключить человеческий фактор из производственного процесса. Особенно это актуально для промышленной сферы. Создание отлаженного конвейера на любом производстве дает возможность выпускать стандартный продукт.

5.ISO облегчает интеграцию новых сотрудников в работу.

Минусы:

1.Внедрение системы качества — это невероятное, неописуемое, непередаваемое количество бумажной работы. По сути, каждый сертифицируемый процесс должен быть подробно описан на бумаге. Как правило, делают это сами сотрудники в свое рабочее время. То есть людей отрывают от их основной работы для сугубо бюрократической процедуры.

2.ISO — это затраты не только в момент сертификации, но и до и после. Сначала вы платите консультанту, потом аудитору, потом менеджеру по качеству, который поддерживает систему в рабочем состоянии. А потом уже прошел срок, на который был выдан сертификат, и все нужно начинать снова. Одним словом, ISO — это роман на всю жизнь.

3. ISO — не гарантирует качества продукции. Он гарантирует качество управления организацией, оптимизацию производства, стандартность выпускаемой продукции, но не качество.

4.Сертификация не способствует развитию творческого начала в компании. Исключая человеческий фактор, она лишает организацию ярких, неординарных личностей. Превращает компанию в механизм, состоящий сплошь из винтиков и шестеренок.

Сертификация на соответствие ISO 9001 подтверждает тот факт, что то, что вы делаете – вы делаете правильно и не ставит задач на развитие и внедрение инноваций, скорее всего поэтому большинство российских предприятий сертифицируются именно на соответствие ISO 9001.

По сравнению с стандартом ISO 9001:2015, ISO 9004:2009 предоставляет более широкие перспективы управления качеством, особенно для повышения производительности. Он будет полезен для организаций, руководство которых хотело бы выйти за рамки ISO 9001 в стремлении к постоянному совершенствованию, через удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. ISO 9004:2009 позволяет организациям повысить качество товаров и услуг для своих потребителей путем поощрения самооценки и выдвижения инновационных предложений. В нем произошли существенные изменения в структуре и содержании в сравнении с предыдущим изданием на основе опыта восьми лет реализации стандарта во всем мире. Примером важного изменения (может быть и самого важного) в структуре ИСО 9004 является то, что содержание стандарта начинается с главы дающей указания о том, как управлять организацией, направленной на устойчивое развитие, а не с советов как построить СМК. Новая версия ISO 9004:2009 обращается к таким темам, как стратегия и политика организации, управление ресурсами (в т.ч. числе финансовыми и персоналом) и процессами, взаимоотношения с поставщиками и партнерами, проведение мониторинга, измерений и анализа.

Настоящий международный стандарт содержит с точки зрения менеджмента качества руководство для поддержания устойчивого успеха организации в сложной и постоянно меняющейся среде, предъявляющей специфические требования. Стандарт предназначен для содействия достижению устойчивого развития любой организации, независимо от размера, типа или вида деятельности. Применение ISO 9001:2015 нацелено на результативную систему менеджмента качеством, тогда как использование ISO 9004:2009 нацелено на эффективность системы менеджмента. Он учитывает потребности и ожидания всех заинтересованных сторон и дает руководство по систематическому и непрерывному улучшению деятельности на основе процессного подхода.

В заключение раздела о СМК приведем в таблице 7 сравнение между моделями, основанными на требованиях премий по качеству и моделью ISO серии 9000

Таблица 7. Сравнение различных моделей

Сертификация на соответствие требованиям стандартов ISO серии 9000 Премия по качеству "по системе оценок"
Объект оценки
Система качества предприятия Деятельность и результаты деятельности
Цель оценки
Обеспечение минимальных установленных требований к качеству Выявление "лучших из лучших". Обмен передовым опытом
Содержание системы оценки
Описание элементов системы качества. Система требований к элементам системы качества и руководящие указания к построению системы Описание критериев оценки деятельности и результатов. Система оценки использованного потенциала и полученных результатов
Оценка результата
Соответствует / не соответствует Балльная оценочная шкала
Результат оценки
Подтверждение выполнения требований, определенных стандартом Комплексная количественная характеристика развития организации по определенным направлениям

В модели премии по качеству есть ряд принципиальных элементов, которых нет в стандартах ISO серии 9000. К ним относятся социально-экономические и морально-психологические аспекты, состояние которых оценивается, например, по критерию "удовлетворенность персонала работой в коллективе". Построение и сертификация системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 обусловлены чаще всего требованиями рынка, обязательным условием контракта и направлены на выполнение минимума условий обеспечения качества, требуемых потребителем и обществом. Получение премии по качеству означает признание предприятия лучшим (национальный конкурс) или лучшим из лучших (европейский и международный конкурсы). В результате существенно повышаются конкурентоспособность и престиж предприятия. Конкурсы по качеству направлены на обмен передовым и современным опытом по обеспечению и управлению качеством; они способствуют обобщению и распространению передовых форм управления качеством, что, в свою очередь, содействует развитию систем качества.

Это подразумевает и полное владение всеми процессами, генерирующими идеальную качественную продукцию и услуги. Платформу для делового совершенства дают четыре существующих мировых TQM модели.

Взгляд на развитие делового совершенства (рис.16) подтверждает, что, в сущности, можно говорить о ясной пирамиде развития: широкие основы классического контроля качества (с самого начала цивилизации) вели через применение различных техник и методов к планируемому обеспечению качества (середина ХХ в.). Следующая фаза — интегрированные системы качества (80-е г ХХ в.). Конец ХХ в. утвердил власть TQM. Согласно многим прогнозам, сам верх пирамиды должен стать деловым совершенством (начало ХХI в.)

И концепции стандартов ИСО серии 9000 - student2.ru
Рис.16 Пирамида развития подходов к качеству

Наши рекомендации