Характеристика стандартов ИСО серии 9000

Стандарты ИСО серии 9000 появились по двум причинам[5, c. 296]: 1) в связи с потребностью крупных предприятий поднять уровень качества продукции многочисленных мелких поставщиков до своих требований, 2) ввиду необходимости унификации требований к системам качества с целью сокращения большого числа повторяющихся их проверок. Серия международных стандартов ИСО 9000 направлена на обеспечение выполнения требований потребителей, чем и обусловлена жизнеспособность этих стандартов.

Стандарты ИСО серии 9000 приняты в большинстве стран мира. Создана международная организация «Форум ИСО 9000», целью которой является пропаганда идей и содействие пониманию и внедрению этих стандартов [1]. Вся серия стандартов ИСО 9000 посвящена проблемам качества продукции. Борьба за качество продукции (работ, услуг) играет все большую роль во всем мире и 15 ноября ежегодно отмечается Всемирный день качества. Серия МС ИСО 9000, утвержденная в 1987 г. и дополненная во втором издании 1994 г., и 2000г. включает[5, c. 299]:

а) МС ИСО 8402:1994. Управление качеством и обеспечение качества. - Словарь.

б) МС ИСО 9000:1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.

в) МС ИСО 9001:1994. Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и при разработке, производстве, монта же и обслуживании.

г) МС ИСО 9002:1994. Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

д) МС ИСО 9003:1994. Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

е) МС ИСО 9004:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.

В России приняты для прямого использования международные стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 в виде соответствующих Гост 40.9001, ГОСТ 40.9002 и ГОСТ 40.9003, так как они являются прогрессивными и особенно важны при международном сотрудничестве. Для международных стандартов ИСО 9000 характерно следующее [2, c. 327]]:

а) исходными моментами при разработке системы являются формирование и документальное оформление руководством предприятия «политики» в области качества. Политика в области качества - это основные цели, задачи и направления деятельности предприятия в области качества, сформулированные его руководством;

б) система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия (выбирается одна из трех моделей системы) и призвана обеспечить качество конкретной продукции ;

в) система качества ориентирована на потребителя;

г) большое внимание в системе уделяется функции материально-технического обеспечения, а также идентификации продукции и прослеживаемости.

Идентификация продукции - это процедура, посредством которой устанавливают соответствие продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции в нормативной документации, в информации о продукции.

Прослеживаемость - это возможность проследить предысторию, использование и местонахождение продукции. Так, например, если в продукции обнаружен критический дефект вследствие применения некачественного сырья, то прослеживаемость позволит выявить все изделия, приготовленные из этого сырья.

д) система осуществляет учет и оценку затрат на качество, так как только экономически взвешенные решения могут гарантировать достижение максимальной выгоды и экономического процветания предприятия ;

е) устанавливается «петля качества», которая представляет совокупность отдельных общих функций управления, а также отдельных стадий и этапов жизненного цикла продукции.

Типовые этапы жизненного цикла продукции «петля качества» по международному стандарту ИСО 9004 в редакции 1994 года приведены на рис.1.

Характеристика стандартов ИСО серии 9000 - student2.ru

Рис. 1. Типовые этапы жизненного цикла продукции

Типовые этапы жизненного цикла продукции «петля качества» - это схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях - от определения потребностей до их удовлетворения [1, с. 329]. На этих этапах задается, формируется или сохраняется уровень качества. Необходимо также отметить, что этап утилизации продукции вновь замыкается на маркетинге, так как в современных условиях предпочтение отдается безотходным и малоотходным технологиям, кроме того, надо соблюдать принципы безопасности и экологичности продукции.

Удовлетворительное качество достигается всеми стадиями «петли качества» как единым целым. Влияние этих различных стадий на качество иногда рассматривается отдельно с целью их выделения, например, качество, обусловленное потребностями; проектированием продукции и др.

В последнее время в связи с обострившейся необходимостью охраны окружающей среды был разработан комплекс стандартов ИСО 14000. В них предусмотрено включение экологических требований на продукцию.

Наши рекомендации