Тема. Дивидендная политика предприятия
В рамках финансового менеджмента сформировался ряд концепций, решающих вопрос распределения чистой прибыли предприятия между дивидендами и инвестициями.
1. Концепция иррелевантности дивидендов. Авторы – Модильяни Миллер.
Дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу после того, как будут удовлетворены все инвестиционные цели.
2. Концепция «Синица в руках» (Линкольн и Гордон): в целях минимизации риска неполучения будущего дохода от инвестиций инвестор предпочитает текущие дивидендные выплаты.
3. Концепция или теория налоговой дифференциации (Ромасвами и Литценбергер): чистую прибыль необходимо использовать по максимуму в виде инвестиций, так как доход от капитализации облагается меньшим налогом, чем полученные дивиденды.
4. Эффект клиентуры: согласно этой теории вопрос о распределении чистой прибыли между инвестициями и дивидендами решается с точки зрения каждого инвестора отдельно. Авторы данной теории говорят о том, что если в роли инвестора будет выступать институциональный инвестор, специалист, то он будет предпочитать доход от инвестирования, если же в роли инвестора выступают студенты, пенсионеры (т.е.люди, которые не разбираются в данной сфере), то наоборот.
Дивидендная политика – это процесс формирования доли собственника в полученной прибыли в соответствии с его вкладом.
Цель дивидендной политики – решение двух основных проблем:
1. Выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственников и создать предпосылки для роста курсовой цены акций,
2. Максимизация выплаты дивидендов сокращает доли прибыли, реинвестируемой в развитие производства.
Источник выплаты дивидендов – это чистая прибыль. Дивиденды выплачиваются и по обыкновенным, и по привилегированным акциям.
В практике финансового менеджмента различают три основных подхода к формированию дивидендной политики:
1. Консервативный. В нем выделяют 2 подтипа:
· Остаточная политика дивидендных выплат: дивидендный фонд образуется только после того, как за счет прибыли были удовлетворены все инвестиционные потребности общества.
Преимущество: политика направлена на развитие и рост финансовой устойчивости компании,
Недостаток: возможно снижение рыночной стоимости акций.
· Политика фиксированного размера дивидендных выплат на протяжении длительного времени.
Преимущество: простота исчисления дивидендов, сглаживание колебаний рыночной стоимости акций.
Недостаток: слабая связь с финансовыми результатами компании.
2. Умеренный или компромиссный. В нем выделяют подтип – Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в определенные периоды (или политика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов). Основа – политика фиксированного размера выплаты дивидендов.
Преимущество: обеспечиваются стабильные гарантированные выплаты дивидендов и высокий уровень связи с финансовыми результатами компании.
Недостаток: если долго не выплачиваются надбавки, то снижается инвестиционная привлекательность акций и падает их рыночная стоимость.
3. Агрессивный подход. Выделяют 2 подтипа:
· Политика фиксированной нормы дивидендных выплат от суммы чистой прибыли.
Преимущество: простота начисления и прямая связь с финансовыми результатами компании,
Недостаток: зависимость дивидендов от размера чистой прибыли вызывает постоянные перепады в рыночной стоимости акций.
· Политика постоянного возрастания размеров дивидендных выплат в размере на 1 акцию. Возрастание дивидендов, как правило, происходит в процентном соотношении к их размеру в предшествующем периоде.
Преимущество: обеспечивается рост стоимости акций; простота начисления; формирование положительного имиджа для инвесторов.
Недостаток: постоянное возрастание финансовой напряженности с вытекающими последствиями.
Большинство хозяйственных обществ в России используют консервативный подход.
Практика формирования дивидендной политики складывается из ряда этапов:
1. Оценка основных факторов, определяющих тип дивидендной политики:
· Стадия жизненного цикла компании,
· Необходимость расширения инвестиционных программ,
· Величина нераспределенной прибыли прошлых лет,
· Стоимость привлечения дополнительного заемного капитала,
· Уровень налогообложения дивидендов,
· Уровень дивидендных выплат компаний-конкурентов,
· Возможность утраты контроля над фирмой,
· Прочее.
2. Выбор типа дивидендной политики, соответствующей стратегии компании,
3. Оценка эффективности дивидендной политики компании на основе следующих оценочных показателей:
· Прибыль на 1 акцию:
Dna – фонд выплаты дивидендов по привилегированным акциям,
Noa – количество обыкновенных акций в обращении.
Этот показатель определяет инвестиционную привлекательность фирмы: чем он выше, тем вероятнее привлечение инвестиций через дополнительную эмиссию акций.
· Доходность акций с учетом курсовой стоимости:
∑D – сумма дивидендов в течение всего периода владения акцией,
Цр – цена реализации акции,
Цп – цена покупки акции.
· Дивидендный выход:
Общество, в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах», не вправе объявлять о выплате дивидендов:
1) До полной оплаты всего уставного капитала общества,
2) Если на день принятия решения о выплате дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности, или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов,
3) Если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен Уставом общества.