Финансовые ресурсы предприятий, их группировка и направления использования.

Тема 3. Финансы предприятий, учреждений, организаций.

1. Понятие, функции, принципы и особенности организации финансов

предприятий.

2. Финансовая политика предприятия. Финансовый механизм.

3. Финансовые ресурсы предприятий, их группировка и направления

использования.

4. Основные и оборотные средства предприятий. Затраты. Прибыль.

Понятие, функции, принципы и особенности организации финансов предприятий.

Финансы предприятий (ФП) – это составная и очень специфическая часть финансов, т.к. им, во-первых, свойственны основные черты финансов, во-вторых, они имеют особенности, обусловленные развитием различных сфер общественного производства.

Основные принципы организации ФП:

1.Плановость и регулируемость всех финансовых показателей

2.Деление средств на собственные и заемные и нахождение пропорций между ними

3.Наличие финансовых резервов

4.Финансового равновесия

Функции ФП: к основным добавляется обеспечивающая функция

Финансовая стратегия предприятия– это программа обеспечения предприятия необходимыми денежными средствами, т.е. обеспечение достаточной устойчивости.

В свою очередь делится на генеральную и оперативную, которые отличаются целями.

Важность финансовой стратегии предопределяется тем, что в современном обществе управление предприятием понимается как преодоление постоянных изменений. На финансовую стратегию оказывают непосредственное влияние условия финансового рынка, производственные, маркетинговые, финансовые возможности предприятия, его финансовый механизм.

Финансовая политика предприятия. Финансовый механизм.

В схематичном виде финансовый механизм предприятия представляет собой систему управления ФП, которая включает в себя:

1. Механизм управления финансовыми отношениями:

– С другими предприятиями и организациями (с поставщиками, покупателями, строительными фирмами и т.д.)

– С бюджетами всех уровней

– С внебюджетными фондами

– Со страховыми компаниями

– С банками

– С вышестоящими органами

– С фондовым рынком

– С др.

2. Механизм управления денежными фондами:

– Уставными

– Для выплаты заработной платы

– Для платежей в бюджет и внебюджетные фонды

– Валютным

– Амортизационным

– Инвестиционным

– Резервным

– Др. фондами

Финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность.

Основы финансового управления

Финансовое управление – это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений

Финансовые решения – откуда и куда, на каких условиях взять, привлечь, занять деньги.

Инвестиционные решения – куда и когда, на каких условиях и на сколько вложить деньги.

Цели финансового управления:

1. Максимизация прибыли за период

2. Платежеспособность, т.е. предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым и не всегда платежеспособным

3. Рост стоимости акционерного (собственного) капитала

Функции финансового управления обширны и их можно сгруппировать по 3 блокам:

Традиционные функции

– Финансовое планирование – главная функция, от успешности ее реализации зависит финансовая устойчивость и стабильность предприятия. Главная функция финансового менеджера – моделировать будущее состояние финансов своего предприятия, а желательно и конкурентов.

К плановой деятельности прежде всего относят:

а) разработка бюджета или бюджетирование, главные бюджеты – это бюджет капитала, бюджет движения денежных средств и сводный бюджет предприятия (аналог сводного финансового плана предприятия)

б) инвестиционные проекты разрабатываются по стандартам и включают оценку эффективности инвестиций

в) бизнес-планирование выполняет 2 функции: во-первых, бизнес-план является комплексным технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта, во-вторых, обосновывает потребность предприятия в кредитных ресурсах и в этом случае коммерческих банк может выдвигать свои требования к разработке финансового раздела бизнес-плана

– Учет и контроль – комплексный учет денежных средств, составление финансовой отчетности и контроль за исполнением финансовых решений. Главная задача – организация управления по алгоритму «цена – затраты – прибыль»

– Ценообразование реализуется по 3 направлениям:

а) цена продукции

б) цена капитала (взаимосвязана с доходностью предприятия, поэтому регулированием цены капитала можно решать задачи повышения уровня доходности)

в) цена затрат (каждый элемент затрат имеет свою цену, воздействуя на которую можно управлять структурой затрат, эта цена определяется долей каждого элемента затрат в объеме продаж, измеряется в процентах)

Нетрадиционные функции

– Управление ликвидностью построено на управлении рабочим капиталом и денежными потоками предприятия

– Управление финансовой устойчивостью (предприятие является финансово устойчивым, если у него оптимальная структура капитала)

Структура капитала – соотношение между заемными и собственными средствами (капиталом)

– Инвестиционная деятельность включает снижение инвестиционных рисков. Задачами являются оптимизация структуры активов или разработка инвестиционного проекта, или и то и другое.

Специальные функции

– Управление акционерным капиталом существует в различных формах:

а) объявленной

б) обращающейся

в) уставной

г) оплаченной

д) выкупной и т.д.

*Примечание: оплаченный капитал – это сумма оплаченных по номиналу акций (уставный капитал) и дополнительного капитала. Дополнительный капитал – это разница между рыночной и номинальной ценой проданных акций

Акционерный капитал иначе наз. чистые активы. Имеет сложную структуру:

а) нераспределенная прибыль

б) эмиссионный доход

в) уставной капитал и др.

– Управление корпоративными ценными бумагами – это процесс, который включает в себя выбор акций (облигаций) в качестве объекта эмиссии, разработку эмиссионного проекта акций (облигационных соглашений для облигаций), организацию первичного размещения ценных бумаг, т.е. андеррайтинг, операции с ценными бумагами на вторичном фондовом рынке

– Дивидендная политика – это, в первую очередь, распределение чистой прибыли предприятия по двум направлениям:

а) нераспределенная прибыль, которая идет на развитие предприятия

б) дивидендная прибыль, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.

Финансовые ресурсы предприятий, их группировка и направления использования.

Любое предприятие представляет собой сложное объединение различных ресурсов, организационных, скоординированных и функционирующих в целях производства товаров и оказания услуг.

Финансовые ресурсы предприятия(ФРП) – это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих

Первоначально формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда обретается уставный фонд. Его источники определяются организационно-производственной формой предприятия (акционерный капитал, отраслевые финансовые ресурсы, бюджетные средства, долгосрочный кредит и т.д.). Группировка финансовых ресурсов происходит в соответствие с источниками их формирования и может быть представлена в следующем виде.

Цели пред

Приятия

Использование финансовых ресурсов осуществляется по следующим главным направлениям:

– Платежи органам финансовой банковской системы по финансовым обязательствам;

– Инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование);

– Образование денежных фондов (социального или поощрительного характера);

– На благотворительные цели, спонсорство.

Наши рекомендации