Стратегия продвижения продукции
Цель продвижения продукции заключается в том, чтобы представить как предприятие, так и продукцию клиенту. О предприятии и продукции должно быть создано положительное впечатление.
· Если клиент никогда не слышал о предприятии или продукции, то вероятность того, что он купит продукцию такого предприятия, очень низка. То же самое происходит и тогда, когда у клиента сложилось плохое впечатление о предприятии или продукции.
· Продвижение продукции помогает сформировать у клиентов представление о продукции предприятия. Очень часто совершение покупки клиентами обусловлено в значительной мере элементом убеждения.
· Предприятие должно позаботиться о том, чтобы донести до соответствующей группы клиентов верную информацию о продукции.
Цель мероприятий по продвижению продукции заключается в доведении сообщения до потенциального покупателя на всех этапах процесса приобретения и потребления.
В поведенческой модели «AIDA», представленной на рис. 9.1 (этапы реакции потребителей: внимание (attention), интерес (interest), жаждать, мечтать/сильное желание (desire) , акт/действие (action)) описывается процесс, через который проходит потребитель в процессе покупки продукции.
А=Внимание (attention) | ... сначала происходит ознакомление с продуктом,.. | |
I=Интерес (interest) | ... затем появляется интерес к нему,.. | |
D= Жажда /желание (desire) | ... затем — желание купить (добыть) продукт,.. | |
А= Акт (action) | ... наконец, заключительный акт, осуществление желания. | |
Рисунок 9.1 Процесс “АИДА”
Маловероятно, что клиенты купят продукцию, пока они не прошли через этот логический процесс... И об этом необходимо помнить при выборе каналов продвижения (рис.9.2).
Целью применения рекламы является необходимость формирования у клиентов представления о продукции. Для успеха рекламной кампании необходимо учитывать следующие моменты:
· Целевую аудиторию
· Рекламное сообщение
· Реакцию, которую предполагает вызвать реклама
· Средства привлечения внимания к рекламе, например, зрительные
· Последующую реакцию возможных клиентов
- Выбор времени
Стимулирование сбыта может включать проведение торговых ярмарок, на которых возможны встречи покупателя и продавца при удобных для них обстоятельствах. Продавец может организовать экспозицию, где не только будет представлена его продукция, но и создана обстановка радушия для покупателя. В таких располагающих условиях у покупателя может сформироваться благоприятное впечатление о предприятии.
Реклама | Стимулирование сбыта | |||
Любая форма безличных презентаций и продвижения идей определенным спонсором. | Кратковременные инициативы с целью стимулировать покупку продуктов или услуг. | |||
КАНАЛЫ ПРОДВИЖЕНИЯ | ||||
Персональные продажи | Связи с общественностью | |||
Устная презентация в разговоре с одним, или более, потенциальным покупателем, с целью продать товар. | Разнообразные действия с целью улучшить, сохранить или защитить имидж компании или продукта. |
Рисунок 8.2 Каналы продвижения
Связи с общественностью представляют предприятие и его продукцию как важный элемент в общественной среде. Этого можно достичь, например, благодаря организации различных мероприятий, лоббированию или пресс-релизам. Пресс-релизы в деловых публикациях или профессиональных журналах обеспечивают беззатратное продвижение продукции.
Персональная продажа — форма продвижения продукции, которая непосредственно нацелена на заключение контрактов с клиентами. Поскольку торговый персонал осуществляет личный контакт предприятия с клиентами, чрезвычайно важную роль играют надлежащая организация торговой деятельности и управление ей.
Об этом следует помнить при принятии решений относительно штата и структуры торгового подразделения. Вознаграждение за торговую деятельность и отбор торговых представителей должны сопровождаться мероприятиями по их подготовке и мотивации. Результаты торговой деятельности должны постоянно оцениваться. Для принятия стратегических решений в области продвижения продукции можно предложить руководству предприятия ответить на ряд вопросов.
Реклама
- Какая реклама используется / прогнозируется?
- Как формируется смета расходов на рекламу?
- Каков выбор средств информации (газеты; национальное, федеральное или местное радио; телевидение и т.д.)?
- Какова схема/формат рекламного сообщения?
- Как планируется время для рекламной кампании?
- Чем измеряется воздействие рекламы?
- Как подбирается агент по рекламе?
Продвижение товаров
- Используются ли подарки для установления деловых отношений?
- Каковы мероприятия со специальными ценами? Продолжительность их действия?
- Проводятся ли стимулирующая викторина, соревнование или игры?
- Как к ним привлекаются посредники?
- Существуют ли для этого какие-либо юридические требования?
- Придерживаются данных юридических требований?
Связи с общественностью
- Как поддерживаются контакты с прессой (официальные сообщения для печати, конференции)?
- Проводятся ли какие-нибудь информационные встречи, дни открытых дверей для посетителей, экскурсии и т.д.?
- Участвуют ли члены правления в мероприятиях по связям с общественностью?
- Имеются ли какие-либо контакты с местными властями или другими правительственными организациями?
- Публикация ежегодных финансовых результатов?
- Какое-либо общественное празднование или годовщина предприятия?
Персональные продажи
- Сколько продавцов занимается торговлей?
- Специализирован ли сбыт по географическому принципу или по виду продукции?
- Продавцы работают на комиссионной основе?
- Какова частота посещения клиентов?
- Как часто составляются отчеты по продажам?
- Как часто анализируются результаты продаж?
- Как часто проводятся совещания по сбыту? Как производится отбор и набор торгового персонала?
- Имеет ли персонал подготовку по методам ведения переговоров?
- Применяются ли или планируются методы навязывание товаров?
Представьте статистические данные по сбыту, если таковые имеются
Продукция может дойти до покупателей несколькими способами. Клиенты могут получить ее непосредственно с предприятия или через разнообразные каналы сбыта (рис.8.3 и 8.4). Структура канала сбыта играет ведущую роль среди компонентов маркетинга.
Производитель | Потребитель | |||||||
Розничный торговец | ||||||||
Оптовик | Розничный торговец | |||||||
Оптовик | Посредник | Розничный торговец |
Рисунок 8.3 Каналы сбыта потребительских товаров
Производитель | Потребитель | |||||
Промышленный оптовик | ||||||
Представитель производителя |
Рисунок 8.4 Каналы сбыта промышленных товаров
Выбор канала сбыта является стратегическим решением, изменить которое непросто. Кроме того, после ухода продукции в канал сбыта влияние производителя на ее цену может стать незначительным. В некоторых ситуациях посредника можно рассматривать в качестве рынка для производителя. Его престиж на потребительском рынке может быть больше, чем престиж производителя. Тем не менее, каналы сбыта в большинстве случаев являются абсолютно необходимыми для производителя. Например, трудно вообразить компанию, продающую жевательную резинку в специализированных магазинах или через коммивояжеров. Большинство производителей не хотят управлять каналом сбыта, поскольку разница между себестоимостью и продажной ценой в основном бизнесе у них выше, чем у розничных торговцев. Канал сбыта помогает осуществлять связь между производителем и клиентом, а также облегчает осуществление между ними необходимых деловых взаимодействий. Ниже приведен список основных функций каналов сбыта:
- Информация: сбор и распространение информации относительно потенциальных или имеющихся клиентов, конкурентов и других участников и сил в условиях маркетинга.
- Продвижение товаров: выработка и распространение убедительных сообщений относительно предложения, которые предназначены для привлечения клиентов.
· Переговоры: попытка достичь окончательного соглашения по цене и другим условиям, чтобы иметь возможность осуществить передачу прав собственности или владения.
· Заказ: обратная связь с извещением изготовителя о намерениях участников маркетингового канала произвести покупку.
· Финансирование: получение и распределение средств, необходимых для финансирования товарных запасов на различных уровнях маркетингового канала.
· Принятие риска: предположение о рисках, связанных с проведением работы в канале.
· Физическое владение: последовательное хранение и перемещение физической продукции, от сырья до конечного пользователя.
· Оплата: покупатели, оплачивающие свои счета через банки и другие финансовые учреждения продавцам.
· Право собственности: фактическая передача собственности от одной организации или лица к другой организации или лицу.
Каналы сбыта могут быть очень сложные, поскольку одна сделка обычно приводит в действие несколько других различного характера.
При выборе предприятием канала сбыта своей продукции необходимо рассмотреть экономические, контрольные и адаптивные критерии (табл.8.1).
Сотрудничество посредников - ключевой фактор успешной реализации маркетинговой стратегии фирмы. Чтобы его добиться, фирма может выбрать коммуникационную стратегию вталкивания или втягивания, а также комбинированную коммуникационную стратегию.
Согласностратегии вталкивания, основные маркетинговые усилия обращены на посредников, чтобы побудить их принять марки фирмы в свой ассортимент, создать необходимые запасы, выделить ее товарам хорошее место в торговом зале и побуждать покупателей к закупкам товаров фирмы. Цель: добитьсядобровольного сотрудничества с посредником, предложив ему привлекательные условия и продвигая свой товар любым доступным способом.
Стратегия вталкивания необходима для обеспечения взаимодействия с теми сбытовиками, без которых фирма не может получить доступ к рынку. Чем выше их способность торговаться, тем меньше выбора у фирмы.
Таблица 8.1 Критерии для выбора канала сбыта
Критерий | Характеристика сущности |
Экономический критерий | · Каждый альтернативный канал будет иметь различный уровень продаж и затрат |
Контрольный критерий | · Имеются в виду меры по мотивации и повышению эффективности канала с использованием таких критериев как: время доставки продукта, кооперация в продвижении и т.д. |
Критерий адаптации | · Каждый канал испытывает некоторые затруднения с продолжительностью обязательств и потерей гибкости; в течение этого периода другие каналы сбыта могут стать более эффективными |
На рынках с концентрированным распределением именно посредники определяют условия сотрудничества. Риск коммуникационной стратегии, ориентированной исключительно на посредников, состоит в том, что она ставит фирму в зависимость перед ними при отсутствии реального контроля над системой сбыта.