Экономическая сущность и принципы налогообложения. Понятие налогового бремени
Возникновение налогообложения (н/о) связано с появлением государства и гос.аппарата, создавших и использующих в науке для финансирования своих расходов. Первая налоговая система – это система древнего Рима 4 век до н.э. Экономическую сущность н/о со составляют изъятия государством в пользу общества определенной части Валового общего продукта в виде обязательного взноса. ВОП – это стоимость всех благ созданных обществом за определенный период. ВОП = С+V+m, C – переменная стоимость , т.е. стоимость средств и предмета труда, V+m – вновь созданная стоимость (национальный доход), V- затраты труда, m- прибавочный продукт или прибыль.
ВОП в своем движении проходит 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Н/о возникает на стадии распределения. Первичное распределение – возмещение стоимости, а вторичное – изъятие определенной части в виде налога.
Налог – это основной источник формирования доходов бюджета. Говоря о связи гос-ва и н/о необходимо рассмотреть показатель налогового бремени.
Различают две разновидности налогового бремени: а) на макроуровне:
Налоговое бремя = налоговые поступления/стоимость всех благ созданных обществом*100%. По России НБ составляет 38% (с каждого рубля 38 копеек).
Оптимальный размер НБ это центральная проблема любого гос-ва. Американский экономист Лаффер вывел взаимосвязь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений. (Кривая Лаффера).
б) на микроуровне Налоговое бремя = Сумма уплаченных налогов/выручка от реализации.
Основные принципы налогообложения. (ст.3)
1. всеобщность равенства и справедливость н/о;
2. налоги не должны носить дискриминационный характер, т.е. не должны различно применяться исходя из религиозных, политических и других различий между налогоплательщиками;
3. налоги должны иметь экономическое обоснование, т.е. объектом н/о должна быть экономическая категория;
4. не допускается устанавливать налоги и сборов нарушающих единое экономическое пространство РФ, т.е. препятствующие перемещению по территории РФ денежных средств, товаров и т.д.
5. законность налогообложения. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются налоговым кодексом, региональные налоги и сборы законами субъектов РФ; местные – нормативными правовыми актами, представительными органами местного самоуправления.
6. точность, ясность, определенность актов законодательства о налогах.
7. все противоречия в актах законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
97.Функции налогообложения в экономической системе общества.
Существует 5 функций налогов:
Фискальная, распределительная (социальная), регулирующая, контрольная и поощрительная.
Фискальная – основная функция налогов, по средствам которой реализуется главное предназначение налогов – это формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.
Распределительная – состоит в распределении общественных доходов между различными категориями населения, а именно в пользу слабых незащищенных категорий (пособия, дотации).
Регулирующая – по средствам этой функции государство создает более или менее благоприятные условия для развития тех или иных деловых сфер. Имеет 3 подфункции: стимулирующая (поддержка развития); дестимулирующая (направлена на установление препятствий для развития тех или иных экономических процессов); воспроизводственная (направлена на аккумуляцию средств для восстановления использованных природных ресурсов).
Контрольная – через налоги осуществляется контроль за финансово- хозяйственной деятельностью организации и граждан. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.
Поощрительная – это поощрение государством особых заслуг граждан. Реализуется через льготы.