Сущность экономической теории налогообложения. Основополагающие принципы налогообложения Адама Смита.

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

· налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

· чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Сущность фискальной политики государства. Кривая Лаффера.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе[1]. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.

Налоги— обязательные платежи, взимаемые государством с целью удовлетворения общественных потребностей. Налоги являются главным источником доходов государства, а также одним из рычагов воздействия государства на экономику.

Принципы налоговой системы:

1) всеобщность;

2) обязательность;

3) равно напряженность (все предприятия одного вида деятельности уплачивают налоги по одинаковым ставкам);

4) однократность;

5) стабильность;

6) гибкость (льготы для некоторых).

Функции налоговой системы:

1. Фискальная. Заключается в том, что налоги выступают в качестве основы доходной части бюджета. Пополнение бюджета и распределение средств наиболее эффективно.

2. Регулирующая. Для разных субъектов – разные ставки налогообложения с целью повышения эффективности.

3. Стимулирующая. Льготы для отдельных субъектов.

Для фискальных функций существует кривая Лафета:

Поступление в бюджет
I(r)

Каждый налог содержит следующие элементы:

· Субъект – это физическое или юридическое лицо, обязанное по закону платить налог.

· Объект – это доход, выручка, прибыль, стоимость имущества, определенные расходы, т.е. все, что подлежит налогообложению.

· Источник – это те средства, из которых выплачивается налог (заработная плата, прибыль т.д.).

Налоговая система в РБ

Основа налоговой системы – Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства в разрезе видов налогов.

Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т. п.).

Ведется работа по заключению отдельных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество взамен действовавшего еще со времен Советского Союза такого соглашения, общего для всех стран. К настоящему времени уже заключены и действуют соглашения с 44 странами, среди которых крупнейшие европейские государства, США, Япония и другие.

Во внешней торговле при взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) Республика Беларусь со всеми странами дальнего зарубежья применяет принцип страны назначения товара и соответственно нулевую ставку НДС к экспорту в эти страны белорусских товаров и услуг. Этот же принцип в настоящее время применяется и в торговле со всеми государствами - участниками Содружества Независимых Государств, за исключением Российской Федерации. Во взаимной торговле с Россией, в рамках Договора о создании Союзного государства, при взимании косвенных налогов пока сохранен принцип страны происхождения товара.

Приоритетами в налоговой сфере в 2008 г. стали упрощение налоговой системы в целях снижения налогового давления на экономику, совершенствование налогового законодательства и его унификация с российским, улучшение налогового администрирования.

Наши рекомендации