Организационная структура.
Степень влияния факторов на структуру.
· Структура слабо зависящая от внешних и внутренних — «механическая»;
· Структура зависящая от изменения внешних и внутренних — «органическая» структура.
Принцип структуризации коллектива организации.
· Группировка работников по профессиональным знаниям и навыкам («профессиональная структура»);
· Группировка работников по функциональным признакам («функциональная»);
· Группировка работников по видам производимой продукции (предметная структура);
· Группировка работников по технологическому принципу (технологическая структура);
· Группировка работников по сегментным рынкам потребления производимой продукции (потребительская структура);
· Группировка работников по месту нахождения («дивизионная»);
· Группировка работников по их участию в проекте (проектная).
Управленческая структура.
· Иерархическая структура управления на базе единоначалия (линейка) подразумевает под собой характерную четкость построения, подчиненность и ответственность руководителей подразделений;
· Иерархическая структура управления на базе подчинения со специальными подразделениями для подготовки решений (линейно-штабная); при линейных руководителях создается группа специалистов в соответствующих сферах;
· Структура подчинения по функциональной иерархии (функциональная). Общее решение главного руководителя конкретизируют главные специалисты (функциональные руководители). Через них руководитель высшего уровня отдает распоряжение исполнителям.
· Структура двойного линейно-функционального подчинения (линейно-функциональная). В её основе лежит разделение власти между линейными и функциональными руководителями. Главные функциональные менеджеры получают полномочия управления функциональными менеджерами нижнего уровня, которые выполняют соответствующие функциональные функции, а при их отсутствии – непосредственно линейными менеджерами производственными подразделениями. Эта структура наиболее жизнеспособна, сохраняет все преимущества линейно штабной структуры и избавляет их от главного недостатка – перегрузка руководителя.
4.8. Стратегия реструктуризации
Организационно-технологическая реструктуризация.
· Перегруппировка технологических операций по территориальному признаку;
· Перегруппировка операций по составу преобразовываемых ресурсов;
· Перегруппировка операций по технологическому принципу;
· Вторичная перегруппировка по горизонтальному признаку;
· Вторичная перегруппировка по вертикальному признаку;
· Смешанная перегруппировка.
Организационно-управленческая реструктуризация.
· Перегруппировка функций управления по характеру их реализации (переход к функциональной структуре);
· Перегруппировка управленческих функций по продуктовому принципу (переход к дивизиональной структуре);
· Переход к смешанной группировке управленческих функций (переход к комбинированной структуре).
Реструктуризация прав и ответственности подразделений.
· Формирование группы нехозрасчетных подразделений, выполняемых задания руководства предприятия;
· Формирование группы хозрасчетных и финансируемых за счет предприятия подразделений;
· Формирование «центров финансовой ответственности» (самофинансируемых и самоуправляемых подразделений);
· Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве дочерних и зависимых предприятий.
· Выделение подразделений, связанных с данными интеграционными отношениями.
Реструктуризация активов.
· Освобождение предприятия от не используемых активов;
· Приведение состава количества в соответствие с существующей в данное время потребностью;
· Автономность реструктуризации;
· Самостоятельное осуществление предприятием реструктуризации;
· Согласованное осуществление реструктуризации с группой территориально близких предприятий;
· Согласованность осуществление реструктуризации с предприятиями данной отрасли;
· Согласованность осуществление реструктуризации с группой предприятий-смежников.
Тема 5: Стратегия качества, как неотъемлемая составляющая процесса международного бизнеса
5.1. Цели, структура и содержание международных стандартов качества
Для достойной конкуренции на внешнем рынке предприятиям необходимо добиться безукоризненного качества собственной продукции, что предусматривает реформирование систем управления качеством.
В соответствии с нормами, принятыми большинством промышленно развитых стран - Европейским сообществом, США, Канадой и др., - предприятие-экспортер должно приложить усилия по созданию отношений доверия между ним и потребителем, осуществляя поставки качественных изделий. Это заложено в "Глобальнойконцепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке" Европейского сообщества. Она основана на системе менеджмента качества у изготовителя, проверке товаров в испытательных лабораториях и единой оценке соответствия качества (сертификации).
Глобальная концепция ЕС предусматривает применение системы управления качеством как гарантии стабильности качества произведенных товаров. В целях создания надежной системы качества был разработан комплекс стандартов, описывающий состав и структуру системы, требования к ее элементам, - ISO-9000.
Стандарты ISO-9000 сравнительно молоды и недавно отметили десятилетие своего существования. В 1979 г. один из членов ISO (International Organization for Standardization ) и IEC (International Electrotechnical Commission) - Британский институт стандартов BSI (British Standards Institute) предложил создать технический комитет по разработке международных стандартов обеспечения качества и систем управления качеством с целью снабдить производителей универсальными (не зависящими от конкретной отрасли промышленности) нормативными документами. Предложение одобрили, и был организован технический комитет ISO/IEC 176.
Основой для стандартов ISO-9000 послужили уже существовавшие и широко использовавшиеся национальные и международные стандарты качества BS 5750 и BS 4891 (Великобритания), AFNOR Z50-110 (Франция), DIN 55-355 (Германия), ANSI / ASQCZ - 1.15, ASME NQA - 1, API – Q1, MIL-Q - 9858 и MIL- I - 45208 (США). Разработка этой серий стандартов продолжалась пять лет, и в конце 1987 г. технический комитет ISO выпустил первые пять стандартов (ISO - 9000, 9001, 9002, 9003, 9004).
Обязательным требованием для регулируемых законодательством областей производства, где особо важны требования безопасности, является сертификация систем управления качеством независимым третьим лицом.
Для приведения доказательств, что товар произведен в соответствии с европейскими нормами, EC разработало модульную концепцию, которая при оценке соответствия выделяет: фазу разработки продукта (разработка, опытный образец, производство); вид оценки (проверка документации, испытание опытного образца, обеспечение качества); службу, производящую оценку (сам производитель, независимая инстанция-клиент, зарегистрированный и аккредитованный орган по сертификации).
Предприятие-экспортер должно обеспечить баланс интересов пяти субъектов.
1. Клиентов, заинтересованных в максимизации соотношения качество/цена.
2. Персонала, заинтересованного в росте оплаты и удовлетворении работой.
3. Акционеров, заинтересованных в повышении финансовой устойчивости предприятия,
4. Поставщиков, заинтересованных в стабильных заказах и непрерывной предпринимательской деятельности.
5. Общества, заинтересованного в повышении собственной конкурентоспособности на мировом рынке.
Эти интересы нередко противоречивы и требуют соответствующей работы по их согласованию. Качество продукта - это соответствие требованиям клиента. Заинтересованные стороны могут согласовать эти требования. Если они ясны, возможно проверить соответствие этим требованиям.
Серия ISO 9000 содержит следующие стандарты.
ISO9000 - общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.
ISO 9001 - системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
ISO 9002 - системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
ISO9003 - системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
ISO 9004 - общее руководство качеством и элементы системы качества.
Диагностика существующего состояния системы управления качеством в субъектах предпринимательства осуществляется следующим образом: по каждому из элементов системы качества фиксируется его наличие или отсутствие.
1. Ответственность руководства за:
· разработку политики в области качества (есть или нет);
· создание и утверждение структуры организации работ;
· определение ответственных должностных лиц и их полномочий;
· предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала;
· назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству;
· оценку системы качества со стороны руководства.