Составление операционного бюджета

Пример.Пусть компания использует материалы К и М для производства продуктов А, В, С. Управляющие готовятся к разработке операционного бюджета. Досконально изучаются все существенные факторы, ожидаемые расходы.

БЮДЖЕТ ПРОДАЖ ИЛИ ВЫРУЧКИ.

Предсказания объема продаж обычно являются отправной точкой бюджетирования, т. к. производственная программа и запасы зависят от объема продаж.

Чтобы его подготовить, отделу маркетинга необходимо проделать большую работу с целью выяснения, какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет продать в следующем году.

наименование Количество, шт Цена, руб Сумма, руб
Продукт А      
Продукт Б      
Продукт С      
Итого:      

Подготовка бюджета продаж всегда начинается с прогноза объема продаж. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

1. Объем продаж предшествующих периодов.

2. Производственные мощности.

3. Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.

4. Относительная прибыльность продукции.

5. Изучение рынка, рекламная кампания.

6. Ценовая политика, качество продукции.

7. Конкуренция.

8. Сезонные колебания.

9. Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Характеристики бюджета продаж :

оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты;

бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и в стоимостных показателях;

бюджет продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию компании, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов;

бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств;

для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учетом безнадежных долгов.

Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта.

БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА

После бюджета продаж разрабатывается бюджет производства. Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов.

  Продукт А Продукт В Продукт С
Плановый объем продаж      
2+ Заданные остатки готовой продукции на конец периода      
-=   Общие потребности      
1 - Минус остатки на начало периода      
Производственная программа      

• Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях.

• Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж;

он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

• Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Самый сложный момент в составлении бюджета производства - определить желаемый запас готовой продукции на конец планируемого периода. Самым простым и самым надежным способом определения уровня запасов является выражение его в процентах от уровня продаж следующего периода. Если в течение года выясняется, что произошли отклонения фактического объема продаж от планируемого или возникла необходимость изменить оборачиваемость запасов готовой продукции, то необходимо оперативно откорректировать бюджет производства.

Наши рекомендации