Составление операционного бюджета
Пример.Пусть компания использует материалы К и М для производства продуктов А, В, С. Управляющие готовятся к разработке операционного бюджета. Досконально изучаются все существенные факторы, ожидаемые расходы.
БЮДЖЕТ ПРОДАЖ ИЛИ ВЫРУЧКИ.
Предсказания объема продаж обычно являются отправной точкой бюджетирования, т. к. производственная программа и запасы зависят от объема продаж.
Чтобы его подготовить, отделу маркетинга необходимо проделать большую работу с целью выяснения, какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет продать в следующем году.
№ | наименование | Количество, шт | Цена, руб | Сумма, руб |
Продукт А | ||||
Продукт Б | ||||
Продукт С | ||||
Итого: |
Подготовка бюджета продаж всегда начинается с прогноза объема продаж. Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:
1. Объем продаж предшествующих периодов.
2. Производственные мощности.
3. Зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.
4. Относительная прибыльность продукции.
5. Изучение рынка, рекламная кампания.
6. Ценовая политика, качество продукции.
7. Конкуренция.
8. Сезонные колебания.
9. Долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Характеристики бюджета продаж :
оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты;
бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в натуральных и в стоимостных показателях;
бюджет продаж составляется с учетом: уровня спроса на продукцию компании, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов;
бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен и в доходную часть бюджета потока денежных средств;
для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учетом безнадежных долгов.
Даже незначительное отклонение запланированного объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям основного бюджета от факта.
БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА
После бюджета продаж разрабатывается бюджет производства. Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов.
№ | Продукт А | Продукт В | Продукт С | |
Плановый объем продаж | ||||
2+ | Заданные остатки готовой продукции на конец периода | |||
-= | Общие потребности | |||
1 - | Минус остатки на начало периода | |||
Производственная программа |
• Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях.
• Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж;
он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.
• Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.
Самый сложный момент в составлении бюджета производства - определить желаемый запас готовой продукции на конец планируемого периода. Самым простым и самым надежным способом определения уровня запасов является выражение его в процентах от уровня продаж следующего периода. Если в течение года выясняется, что произошли отклонения фактического объема продаж от планируемого или возникла необходимость изменить оборачиваемость запасов готовой продукции, то необходимо оперативно откорректировать бюджет производства.