Основы бюджетирования на предприятии.разработка операционного и финансового бюджета предприятия

В последние годы текущее финансовое планирование осуществляется организациями в форме бюджетирования. Бюджетирование определяют как процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль его исполнения [45], процесс, результаты которого оформляются системой бюджетов, технологию финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия, направленную на разработку и реализацию оптимальных управленческих решений [34]. В качестве основных преимуществ бюджетирования, обусловивших его повсеместное распространение в хозяйственной практике, выделяют:

- достижение четкой координации в реализации разных видов деятельности и в процессе деятельности различных подразделений;

- сокращение непроизводительных расходов и экономию финансовых ресурсов;

- повышение точности плановых показателей, большую гибкость в управлении и контроле;

- стимулирование центров финансовой ответственности к достижению поставленных перед ними целей.

Эти и другие преимущества в совокупности определяют роль бюджетирования как важного фактора повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия).

Технология бюджетирования включает определение видов, форм, конкретных методик составления бюджетов, системы целевых показателей, на основе которой они строятся, порядка консолидации отдельных бюджетов в сводный бюджет предприятия. Организация процесса бюджетирования включает формирование структуры предприятия как совокупности центров ответственности, представляющих собой объекты бюджетирования, составление графика документооборота и разработку системы внутренних нормативных документов.

Бюджет предприятия – это его текущий финансовый план, в котором определяются конкретные количественные значения финансово-экономических показателей. Бюджет организации (предприятия) классифицируют по ряду признаков [34, 45].

1. По реакции на изменения: жесткий и гибкий. В жестком бюджете показатели остаются неизменными в течение года. В гибком бюджете они могут периодически корректироваться и ставятся в прямую зависимость от объемов хозяйственной деятельности.

2. По степени непрерывности: дискретный и скользящий. Дискретный бюджет разрабатывается один раз в течение 1 календарного года и привязывается к нему. Скользящий бюджет соответствует определенному периоду, который может «двигаться» по месяцам: январь-декабрь, февраль-январь, март-февраль и т.д..

3. По целевой ориентации: стратегический и тактический. Стратегический бюджет – это план достижении долгосрочных целей. Как правило, таким бюджетом является инвестиционный бюджет, целью разработки которого

4. По экономическому содержанию плановых расчетов различают операционный, инвестиционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет отражает данные по основной деятельности предприятия, в его составе моделируются бюджеты доходов и расходов от текущих хозяйственных операций за бюджетный период (год).

Состав операционного бюджета:*бюджет продаж;*производственный бюджет;*бюджет прямых затрат на материалы;*бюджет прямых затрат на оплату труда;*бюджет общепроизводственных расходов;*бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);*коммерческих расходов;*управленческих расходов; *доходов и расходов (план прибылей и убытков).

Назначение операционного бюджета – увязка натуральных показателей со стоимостными; определение наиболее важных пропорций и ограничений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.

Инвестиционный бюджет представляет собой финансовый план инвестиционной деятельности, капитальных вложений, реализуемых организацией, финансовых инвестиций или инвестиционных проектов. Он может быть как самостоятельным, так и включаться в состав финансового бюджета.

Финансовый бюджет отражает результаты финансовых решений организации, включает основные (итоговые) бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогноз баланса.

Все три типа бюджетов объединяются в сводном бюджете предприятия. Состав сводного бюджета показан на рисунке 8.2, а последовательность его разработки и взаимосвязи бюджетов – на рисунке 8.3.

Система бюджетов организации Операционный бюджет Бюджеты:*продаж*производственный *прямых материальных затрат*прямых затрат на оплату труда*общепроизводственных расходов*производственных запасов *коммерческих расходов *управленческих расходов
Инвестиционный бюджет ( бюджет капитальных вложений)  
Финансовый бюджет Бюджеты(основные бюджеты предприятия):*доходов и расходов (план прибыли и убытков) *движения денежных средств *прогноз баланса (балансовый отчет)  

Рис. 8.2. Система бюджетов организации (предприятия)

Различают два основных метода бюджетирования: нулевой и традиционный. Нулевой метод применяется для новых предприятий и при создании принципиально новых бизнес-процессов, которых раньше не было в организации. Традиционный метод предполагает планирование «от достигнутого» уровня, на базе предшествующих бюджетов.

Существует два варианта построения бюджетов: бюджетирование «снизу вверх» и «сверху вниз». Бюджетирование «снизу вверх» начинается с бюджета продаж, исходя из него, формируются все последующие «затратные» и основные бюджеты. Бюджетирование «сверху вниз» предполагает определение стратегического показателя (чистой прибыли, дохода на акцию, рентабельности собственного капитала), исходя из значения которого на более низких уровнях определяются показатели затрат, необходимые для достижения требуемой величины стратегического показателя.

Рис. 8.3. Взаимосвязи бюджетов организации (предприятия)

Рассмотрим порядок формирования системы бюджетов организации (предприятия) в первом варианте их построения – «снизу вверх». Для упрощения примера используем условные данные по двум видам продукции (аппараты ТМЕ-100 и ТМЕ-200).

В таблицах 8.7 – 8.20 последовательно проведен расчет операционных и финансовых бюджетов предприятия с разбивкой по кварталам и даны необходимые пояснения по расчету показателей и взаимосвязям бюджетов. Для упрощения расчетов используются данные без учета НДС.

Бюджет продаж. В бюджете продаж производится расчет выручки от продаж в разрезе основных видов продукции и в целом. Исходными данными для формирования этого бюджета являются предполагаемые физические объемы выпуска и цены реализации продукции, которые, в свою очередь определяются исходя из прогнозов в отношении сбыта, производственных мощностей предприятия и прогнозируемого уровня инфляции.

Общий объем продаж в стоимостном выражении (выручка от продаж) рассчитывается по формуле:

, руб., (8.1) где i =1,…,n – ассортимент продукции; Qр – общий объем продаж (выручка от продаж), руб.; qi – физический объем продаж (количество продукции по видам), шт.; pi – цена реализации единицы продукции, руб.

В ходе последующих этапов процесса бюджетирования, при составлении бюджета движения денежных средств, потребуются данные о поступлении выручки от продаж, которые должны быть подготовлены на данном этапе экономических расчетов. Для этого одновременно с составлением бюджета продаж может быть подготовлен бюджет ожидаемых поступлений денежных средств по текущей деятельности (табл. 8.8).

Для разработки этого бюджета используются данные о величине дебиторской задолженности на начало планового периода и устанавливаются условия инкассирования выручки, которые учитывают несовпадение расчетных сумм объема продаж и фактического движения денежных средств. Так, в рассматриваемом примере установим, что 70% квартальных продаж оплачивается в текущем, а 30% - в следующем квартале.

Производственный бюджет основывается на бюджете продаж и учитывает переходящие остатки готовой продукции на начало и конец планового года (qн.п. и qк.п. ). Расчет плановых объемов производства продукции (qп ) по каждому её виду ведётся по формуле: , шт., (8.2) где qр – объем реализации продукции, шт.

При расчете показателей таблицы 8.9 используются данные о физических объемах реализованной продукции (табл. 8.7). Остатки на начало периода запланированы в размере 10% от продаж следующего квартала.

Данные бюджета производства используются для составления бюджетов производственных запасов по каждому виду сырья, материалов, комплектующих изделий, при формировании которых используются показатели потребности в производстве продукции в натуральном выражении, бюджета движения денежных средств по оплате товарно-материальных ценностей, бюджета прямых материальных затрат.

Следует подчеркнуть, что при разработке бюджета прямых материальных затрат используются данные о физических объемах реализованной продукции, поскольку при формировании финансовых результатов в плане прибыли и убытков будут учитываться доходы и расходы, относящиеся к реализованной продукции. При разработке бюджетов производственных запасов и бюджета движения денежных средств используются данные о физических объемах произведенной продукции, поскольку они определяют размеры закупок и запасов, необходимых для производства.

Бюджет движения денежных средств по оплате товарно-материальных ценностей учитывает величину кредиторской задолженности поставщикам на начало отчетного периода, потребность в закупках товарно-материальных ценностей для производства (по данным бюджета производства), а также график платежей поставщикам и подрядчикам. В рассматриваемом примере установим, что 80% квартальных закупок оплачиваются в текущем, а 20% - в следующем квартале (табл. 8.10).

Бюджет прямых материальных затрат (табл. 8.11)формируется на основе данных о реализации продукции и данных о прямых материальных затратах (потребности в ТМЦ) на единицу продукции, которые складываются из затрат на сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели. Общая сумма прямых материальных затрат (Sм) определяется из выражения: , руб., (8.3) где qi – физический объем продаж (количество продукции по видам), шт.; mi – прямые материальные затраты на единицу продукции, руб.

При расчете прямых материальных затрат на единицу продукции учитывается прогнозируемый уровень роста закупочных цен и тарифов.

Бюджет производственных запасов составляется в натуральных единицах измерения и учитывает потребность в материалах для производства и формируются по каждому виду потребляемых в производстве материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов. Пример такого бюджета по условному виду материалов приведен в таблице 8.12.

Аналогичные расчеты ведутся для определения потребности в покупных комплектующих изделиях и полуфабрикатов, а также топливу и энергии (раздельно по видам материалов, полуфабрикатов, комплектующих).Удельные прямые материальные затраты (mi) представляют собой сумму всех этих составляющих в расчете на единицу продукции.

Бюджет прямых затрат на оплату труда (табл. 8.13) формируется на основе данных о реализации продукции и величине сдельных расценок на единицу продукции. Общая сумма прямых затрат на заработную плату определяется по формуле:

, руб., (8.4)где Sзп – прямые затраты на оплату труда на весь объем продукции, руб., qi – физический объем продаж (количество продукции по видам), шт.;Ззпi – затраты на основную заработную плату производственных рабочих на единицу продукции (расценка на изделие) i-го вида, руб.

В состав статей бюджета общепроизводственных расходов включаются:

- затраты на заработную плату вспомогательных рабочих и служащих производственных подразделений (определяются исходя из численности работников и их должностных окладов с учетом доплат и премий);

- страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование (исчисляются в соответствии с установленными законодательством тарифами страховых взносов);

- амортизационные отчисления от стоимости оборудования, производственных зданий, сооружений и иных объектов основных средств общепроизводственного назначения (рассчитываются на основе данных о стоимости объектов и норм амортизации);

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (планируются в размере 0,5-1,5% от стоимости производственного оборудования);

- расходы на ремонт зданий и сооружений (планируются исходя из норматива расходов на 1 м2 площади зданий и сооружений и их общей площади);

- расходы на отопление и освещение (определяются исходя из норм освещенности, производственной площади, времени освещения и отопления помещений, тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги);

- прочие расходы, состав и порядок расчета которых обусловлен спецификой хозяйственной деятельности организации.

Следующим этапом процесса бюджетирования является формирование себестоимости продаж, которая рассчитывается на весь объем продукции (табл.8.15) и показывается укрупненно, без расшифровки отдельных видов материальных затрат.

В состав бюджета себестоимости включаются прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда, страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование и общепроизводственные расходы.

Завершающим этапом разработки операционного бюджета является составление бюджетов коммерческих и управленческих расходов. Эти два бюджета могут быть показаны как отдельно, так и в совокупности, в объединенной форме.

Статьи бюджета управленческих расходов включают:

- затраты на заработную плату персонала предприятия, занятого в сфере управления и обслуживания производства (определяются исходя из численности персонала и должностных окладов с учетом доплат и премий);

- страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование (исчисляются в соответствии с установленными законодательством тарифами страховых взносов);

- амортизационные отчисления от стоимости оборудования, зданий, сооружений и иных объектов основных средств общехозяйственного назначения (рассчитываются на основе данных о стоимости объектов и норм амортизации);

- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования общехозяйственного назначения (0,5-1,5% от стоимости оборудования);

- расходы на ремонт зданий и сооружений общехозяйственного назначения (планируются исходя из норматива расходов на 1 м2 площади зданий и сооружений и их общей площади);

- расходы на отопление и освещение (определяются исходя из норм освещенности, площади, времени освещения и отопления помещений, тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги);

- командировочные, хозяйственные и иные аналогичные расходы (могут планироваться в размере 2-5% от заработной платы персонала).

В бюджет коммерческих расходов (табл. 8.17) входят:

- расходы на рекламу (определяются на основе данных о стоимости рекламных объявлений, размещаемых в средствах массовой информации и специализированных изданиях и их планируемого количества);

- расходы на участие в выставках и аналогичных мероприятиях (могут планироваться в размере 0,1-0,3% от себестоимости продукции);

- расходы по упаковке, оплате услуг транспортных организаций по доставке (планируются в размере 2-5% от себестоимости продукции);

- прочие коммерческие расходы, состав и порядок расчета которых определяется спецификой деятельности организациями и составом конкретных мероприятий по маркетингу и сбыту продукции.

Система бюджетов, входящих в операционный бюджет, позволяет перейти к формированию финансового бюджета организации (предприятия), в состав которого включаются: бюджет доходов и расходов (план прибыли и убытков), бюджет (план) движения денежных средств и прогнозный баланс.

Форма построения бюджета доходов и расходов (плана прибыли и убытков) соответствует форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». В плане прибыли и убытков находят отражение итоги бюджетов продаж (табл. 8.7), себестоимости продукции (табл. 8.15), управленческих и коммерческих расходов (табл. 8.16 и табл. 8.17) и, кроме того, в нём должны быть показаны прочие доходы и расходы, сумма налога на прибыль и рассчитаны показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Для расчета сумм налога на прибыль используются показатель прибыли до налогообложения и величина ставки налога на прибыль.

В составе прочих расходов определяются прямым счетом суммы налога на имущество организации (предприятия) и проценты за кредит (при использовании кредитных ресурсов), другие составляющие прочих расходов принимаются на уровне фактически сложившихся в предыдущем периоде. Прочие доходы также могут быть определены по данным прошлых лет. План прибыли и убытков, составленный для рассматриваемого примера, приведен в таблице 8.18.

Для разработки бюджета движения денежных средств используются данные бюджетов ожидаемых поступлений денежных средств (табл. 8.8), движения денежных средств по оплате товарно-материальных ценностей (табл. 8.10), бюджетов себестоимости продукции, общепроизводственных, управленческих и коммерческих расходов (соответственно, табл. 8.15, 8.14, 8.16, 8.17), данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс» (остаток денежных средств на начало периода), а также сведения о привлечении и погашении займов и кредитов, покупке и продаже основных средств, выплате страховых взносов, налогов и сборов и иных поступлениях и выплатах, конкретный состав и содержание которых обусловлены особенностями хозяйственной деятельности организации.

В процессе формирования бюджета движения денежных средств проводятся необходимые экономические расчеты и составляются бюджеты (графики) поступления денежных средств от продаж, оплаты поставщикам за полученные товарно-материальные ценности, погашения задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, погашению основного долга и выплате процентов за кредит, погашению задолженности по коммунальным платежам и другие.

Пример составления первых двух из перечисленных бюджетов рассмотрен выше, другие их виды разрабатываются в аналогичном порядке. При этом в состав выплат не включаются суммы амортизации, начисление которой не вызывает оттока денежных средств. Расчет показателей бюджета движения денежных средств проведен в таблице 8.19.

В прогнозном балансе обобщаются ожидаемые результаты финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия). Для составления прогнозного баланса используется информация о начальных остатках по балансовым счетам бухгалтерского учёта и предполагаемых оборотах по дебету и кредиту счетов, для определения которых используются данные системы бюджетов организации (возникновение и погашение дебиторской и кредиторской задолженности, суммы начисленной амортизации, данные о движении денежных средств и другая информация). Прогнозируются остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотным активам, запасам товарно-материальных ценностей, дебиторской задолженности и денежным средствам, нераспределенной прибыли, задолженности по долгосрочным кредитам и займам, кредиторской задолженности. Расчетная величина каждой укрупненной стати актива и пассива определяется по одной из следующих формул:

, тыс. руб., (8.5) , тыс. руб., (8.6) где А – конечное сальдо по активным балансовым счетам; П – конечное сальдо по пассивным балансовым счетам; Одт – оборот по дебету соответствующего счета (прогнозная оценка); Окт – оборот по кредиту соответствующего счета (прогнозная оценка).

Система текущего финансового планирования позволяет оценить финансовые возможности предприятия, выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечного финансового результата действия, спрогнозировать финансовую устойчивость и платежеспособность организации. Формирование системы бюджетов предприятия является одной из важнейших функций финансовой службы организации, показатели плановых документов используются в качестве ориентира для контроля текущей деятельности, а успешное выполнение финансовых планов становится условием эффективного функционирования предприятия.

Планирование в система управления финансами фирмы. Перспективное, текущее и оперативное фин планирование

Содержание и цели финансового планирования Финансовое планирование является необходимым элементом внутрифирменного планирования и эффективного управления финансами организации и представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее деятельности в будущем периоде. Финансовое планирование определяют также как многоуровневую систему расчетов, которые консолидируются в финансовом плане предприятия.

В ходе финансового планирования стратегические цели предприятия воплощаются в конкретные показатели, определяются пути их наиболее эффективного достижения, задаются пропорции формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Главная цель финансового планирования – обеспечение деятельности организации финансовыми ресурсами по объему, направлениям использования, объектам и периодам. К задачам финансового планирования относят [29, 34, 45]: *обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; *определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования; *выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; *установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; *соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; *контроль платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости.

Финансовое планирование базируется на следующих принципах.

Принцип научной обоснованности отражает состояние развития науки и требует совершенствования методов, выработки новых моделей финансового планирования, обеспечивающих более полный учет реальных условий хозяйствовании и повышение качества финансовых планов.

Важным принципом финансового планирования является его интегрированность в общую систему планирования и управления организацией, подчинения цели и общей стратегии развития.

Принцип единства финансовых планов проявляется в единстве финансовой политики, единой методологии финансовых расчетов, взаимосвязанности финансовых планов всех структурных подразделений. Принцип непрерывности предполагает взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов. Принцип гибкости состоит в систематической корректировке всех планов организации.

Принцип соответствия состоит в том, что финансирование основного капитала должно происходить преимущественно за счет долгосрочных источников, а финансирование оборотного капитала – за счет краткосрочных источников. Принцип сбалансированности рисков предполагает, что наиболее рискованные долгосрочные инвестиции должны финансироваться за счет собственных средств.

Принцип платежеспособности сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия должно быть достаточно ликвидных средств для оплаты краткосрочных обязательств предприятия в любой момент времени.

Принцип рентабельности капиталовложений заключается в сопоставлении стоимости заемных источников финансовых ресурсов с рентабельностью собственного капитала и обеспечении положительного действия финансового рычага.

Принцип предельной рентабельности означает, что целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимально возможную предельную рентабельность при допустимом уровне риска.

Влияние финансового планирования на экономику предприятия обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах намеченные затраты соизмеряются с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и основными разделами предпринимательского плана: производством, научно-техническим развитием, капитальным строительством, материально-техническим снабжением и другими. Поэтому финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности организации посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов [45].

В процессефин планирования выделяют пятьосновных этапов, состав и основное содержание которых отражает рис. 8.1.

Процесс фин планир Этапы   1. Анализ фин ситуации 2. Разработка фин стратегии 3. Составление тек фин планов 4. Оператив фин планир 5. Внедр, анал и контр
Содержание Анал-ся основ фин показ: объем продаж, затраты, прибыль   Разраб-ся приоритет- направл стратегии и сост-ся основ прогноз док-ты Уточняются и конкретизируются показатели прогнозных документов     Составляются и доводятся до исполнителей платежные календари и другие документы   Реализ практич внедр планов, контроль их выполн, анал отклон, корректировка
Рис. 8.1. Этапы финансового планирования в организации На первом этапе анализируются основные финансовые показатели за предыдущий период (периоды). Для проведения анализа используют формы годовой бухгалтерской отчетности, а именно форму № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчёт о прибылях и убытках», № 4 «Отчёт о движении денежных средств» и № 5 «Приложение к балансу». Эти формы содержат основную информацию, необходимую для оценки финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации и одновременно служат основой для разработки прогнозных документов. Содержанием второго этапа является разработка финансовой стратегии организации, формулируются стратегические цели и намечаются пути их достижения. На данном этапе разрабатываются основные прогнозные документы: прогнозы объемов продаж, прибыли и убытков, денежных потоков, бухгалтерского баланса. Перечисленные прогнозные документы детализируются на третьем этапе финансового планирования. В процессе разработки текущих финансовых планов (формирования системы бюджетов предприятия) происходит их уточнение, конкретизация и корректировка. Третий этап финансового планирования является наиболее трудоёмким и сложным. Назначение четвёртого этапа – разработка оперативных документов, необходимых для реализации текущих финансовых планов. На данном этапе составляются и доводятся до исполнителей кассовый и кредитный планы, платежный календарь, налоговый календарь и другие аналогичные документы. Пятый этап заключается в практическом внедрении планов, их исполнении, оценке и анализе, осуществлении контроля и устранения отклонений и вызывающих эти отклонения факторов.

Виды и методы финансового планирования

Финансовое планирование в организации охватывает три подсистемы: перспективное (финансовое прогнозирование), текущее и оперативное финансовое планирование. Все три вида финансового планирования тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной последовательности и для каждого из них разрабатываются определенные формы финансовых планов с четкими сроками реализации (табл. 8.1).

Начальным этапом является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации, реализуемое в ходе перспективного финансового планирования и охватывающее период от одного до трех (реже – до пяти) лет. Затем определяются задачи и основные параметры текущего финансового планирования (бюджетирования), которое предполагает разработку конкретных финансовых планов на текущий год.

Для успешной реализации текущих планов используется подсистема оперативного финансового планирования, которое осуществляется в течение года с разбивкой по кварталам, месяцам, декадам.

Методы финансового планирования – это конкретные способы и приемы расчета показателей. В финансовом планировании могут применяться: метод экономического анализа, нормативный, балансовый, коэффициентный методы, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Таблица 8.1Виды финансового планирования и их основное содержание

Виды планирования Формы разрабатываемых планов Период
Перспект фин планир Прогноз: объемов продаж, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, бухгалтерского баланса 1 – 3 года
Тек фин планир (бюджетир) Опер бюджет: продаж, производственный, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, производственных запасов, коммерческих расходов, управленческих расходов; Инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений); Фин бюджет: бюджет доходов и расходов (план прибыли и убытков), бюджет движения денежных средств (кассовый), прогноз баланса (балансовый отчет) 1 год
Опер фин планир Платежный календарь; налоговый календарь; кассовый план; кредитный план (расчет потребности в краткосрочных кредитных ресурсах) Декада, месяц, квартал

Метод экономического анализа (расчетно-аналитический метод) применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе изучения их динамики за ряд лет. Данный метод позволяет определить основные тенденции и закономерности в динамике показателей, выявить внутренние резервы предприятия.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.

В качестве нормативов рассматриваются ставки налогов, сборов и взносов на обязательное социальное, медицинское страхование и пенсионное обеспечение, нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений в резервный фонд, нормативы потребности в оборотных средствах, нормы запасов сырья и материалов и другие. Система норм и нормативов, применяемая в финансовом планировании, включает федеральные, региональные, местные нормативы, отраслевые нормативы, нормативы предприятия.

Сущность балансового метода заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся финансовых ресурсов и потребности в них. Этот метод применяется при составлении прогнозного баланса, планировании движения денежных средств, составлении платежного календаря, плана доходов и расходов.

Коэффициентный метод предполагает расчет плановых показателей на основе значений фактических показателей прошлых периодов и коэффициентов (индексов), учитывающих предполагаемую динамику цен, процентных ставок, тенденции спроса и другие факторы, воздействующие на финансовые показатели.

Сущность метода оптимизации плановых решений (метода многовариантности расчетов) состоит в разработке альтернативных вариантов (сценариев) плановых расчетов и выборе оптимального варианта. Критерии выбора могут быть различны: максимизация прибыли, минимизация затрат, минимум капитальных затрат при наибольшей эффективности результата, максимизация нормы доходности, минимизация риска и т.д.

Метод экономико-математического моделирования позволяет количественно выразить связь (функциональную или стохастическую) между финансовыми показателями и определяющими их факторами посредством построения экономико-математической модели, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов.

Перспективное финансовое планирование в организацииПерспективное финансовое планирование в организации носит стратегический характер, представляет собой процесс выбора долговременных целей организации и наилучшего способа их достижения. В процессе перспективного планирования разрабатывается финансовая стратегия, включающая методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Являясь одной из функциональных стратегий, финансовая стратегия согласовывается с общей (генеральной) стратегией организации. Так, например, В.З. Черняк приводит следующую схему соответствия финансовой стратегии направленности общей стратегии предприятия (табл. 8.2) [48, с. 144]. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректировки не только финансовой, но и общей стратегии организации.

Таблица 8.2Элементы финансовой стратегии в соответствии с направленностью общей стратегии организации

Направленность общей стратегии Элементы финансовой стратегии
Стратегия роста 1. Отказ от инвестиций при высокой степени риска 2. Совершенствование контроля затрат 3. Своевременное вложение средств в новые проекты
Стратегия стабильности 1. Отказ от расширения инвестиций 2. Лизинг оборудования 3. Функционально-стоимостной анализ программ снижения издержек
Стратегия сокращения 1. Поиск потенциальных покупателей и партнеров 2. Продажа части стратегических хозяйственных подразделений

Процесс формирования финансовой стратегии фирмы включает [29]:*определение периода реализации стратегии;*анализ факторов внешней финансовой среды;*формирование стратегических целей финансовой деятельности;*разработку финансовой политики организации;*разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии; *оценку разработанной финансовой стратегии.

Продолжительность периода реализации финансовой стратегии зависит от периода реализации общей стратегии и, кроме того, общей макроэкономической ситуации в стране и отрасли, изменений, происходящих на финансовом рынке и специфики деятельности организации. Перспективный финансовый план обычно охватывает период от одного до трех лет, однако в современных условиях эти сроки могут корректироваться.

Анализ факторов внешней среды может проводиться с помощью методов SWOT- и (или) STEP-анализа, причем особое внимание в ходе такого анализа необходимо уделять идентификации и оценке рисков, воздействующих на организацию.

На этапе формирования стратегических целей финансовой деятельности каждая из целей находит выражение в конкретных показателях, которые также называют стратегическими нормативами. В качестве стратегических нормативов используются [45]: *среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;*минимальная доля собственного капитала; *коэффициент рентабельности собственного капитала;* соотношение оборотных и внеоборотных активов организации.

Финансовая политика организации представляет собой форму реализации финансовой стратегии по конкретным направлениям деятельности: налоговой, амортизационной, ценовой, инвестиционной, дивидендной, эмиссионной.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, в организации формируются цен­тры финансовой ответственности – структурные подразделения, осуществляющие определенные виды хозяйственных операций и отвечающие за реализацию поставленных перед ними целей.

На завершающем этапе разработки финансовой стратегии оценивается ее эффективность, во-первых, с точки зрения согласованности финансовой стратегии с общей стратегией и прогнозируемыми изменениями внешней среды, а во-вторых, с точки зрения реализуемости финансовой стратегии и ее результативности.

При этом реализуемость предполагает наличие реальных возможностей формирования собственных финансовых ресурсов и привлечения внешних источников финансирования для реализации стратегии, а оценка результативности основывается на прогнозировании динамики финансовых и нефинансовых показателей и результатов деятельности организации.

Результатом перспективного планирования становятся три основных прогнозных документа: прогноз прибыли и убытков, движения денежных средств и прогнозный баланс. Для составления прогноза прибыли и убытков предварительно разрабатывается прогноз объемов продаж.

Прогноз объемов продаж (табл. 8.3) составляется, как правило, на три года, причем показатели ближайшего, первого года, прорабатываются наиболее детально – с разбивкой по месяцам, а последующих двух лет – укрупнено (с разбивкой по кварталам и в целом за год).

Для составления прогноза объемов продаж используются данные анализа динамики реализации за предыдущие годы, структуры выпускаемой продукции, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия, оцениваются тенденции будущего спроса, анализируются заключенные договоры и сформированный портфель заказов.

Данные о предполагаемых продажах дают основу для оценки предполагаемого уровня затрат, расчета необходимого объема материальных и трудовых ресурсов. Таким образом, на основе прогноза объемов продаж разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках (табл. 8.4).

Разработка прогноза движения денежных средств (табл. 8.5) необходима, поскольку в отчете о прибыли и убытках показатели доходов и расходов предприятия отражаются без учета временной последовательности платежей, что не позволяет синхронизировать поступление и расход денежных средств и проверить будущую ликвидность предприятия.

На этапе перспективного планирования прогноз движения денежных средств разрабатывается укрупнено, что касается не только временных периодов (поквартально и за год в целом) но и разграничения направлений деятельности предприятия (текущей, инвестиционной и финансовой). Прогноз движения денежных средств позволяет определить перспективы роста предприятия и его будущие финансовые потребности. После разработки прогноза может быть уточнена стратегия финансирования в отношении структуры капитала, выбора способов наращивания долгосрочных источников финансирования.

Прогнозный бухгалтерский баланс (прогноз баланса активов и пассивов) отражает предполагаемые изменения в имуществе предприятия и его источниках (табл. 8.6). При этом, в отличие от отчета о прибылях и убытков и прогноза движения денежных средств, прогнозный баланс фиксирует статичную картину финансового равновесия организации. Структура прогнозного баланса соответствует общепринятой структуре бухгалтерского баланса, составляемого по итогам отчетного периода.

Прогнозный баланс составляется для определения необходимого прироста отдельных видов активов и источников финансирования, обеспечения их сбалансированности и оптимальной структуры, которая обеспечивала бы достаточную ликвидность и финансовую устойчивость организации. Как и другие документы перспективного планирования, прогнозный баланс укрупнен по временным периодам и основным статьям.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Текущее финансовое планирование представляет собой детализацию перспективного финансового плана и заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, позволяющих сформировать структуру доходов и расходов, определить источники финансирования, обеспечить сбалансированность поступлений и выплат.

В последние годы текущее финансовое планирование осуществляется организациями в форме бюджетирования. Бюджетирование определяют как процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль его исполнения [45], процесс, результаты которого оформляются системой бюджетов, технологию финансового планирования, учета, анализа и контроля деятельности предприятия, направленную на разработку и реализацию оптимальных управленческих решений [34]. В качестве основных преимуществ бюджетирования, обусловивших его повсеместное распространение в хозяйственной практике, выделяют:

- достижение четкой координации в реализации разных видов деятельности и в процессе деятельности различных подразделений;

- сокращение непроизводительных расходов и экономию финансовых ресурсов;

- повышение точности плановых показателей, большую гибкость в управлении и контроле;

- стимулирование центров финансовой ответственности к достижению поставленных перед ними целей.

Эти и другие преимущества в совокупности определяют роль бюджетирования как важного фактора повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия).

Технология бюджетирования включает определение видов, форм, конкретных методик составления бюджетов, системы целевых показателей, на основе которой они строятся, порядка консолидации отдельных бюджетов в сводный бюджет предприятия. Организация процесса бюджетирования включает формирование структуры предприятия как совокупности центров ответственности, представляющих собой объекты бюджетирования, составление графика документооборота и разработку системы внутренних нормативных документов.

Бюджет предприятия – это его текущий финансовый план, в котором определяются конкретные количественные значения финансово-экономических показателей. Бюджет организации (предприятия) классифицируют по ряду признаков [34, 45].

1. По реакции на изменения: жесткий и гибкий. В жестком бюджете показатели остаются неизменными в течение года. В гибком бюджете они могут периодически корректироваться и ставятся в прямую зависимость от объемов хозяйственной деятельности.

2. По степени непрерывности: дискретный и скользящий. Дискретный бюджет разрабатывается один раз в течение 1 календарного года и привязывается к нему. Скользящий бюджет соответствует определенному периоду, который может «двигаться» по месяцам: январь-декабрь, февраль-январь, март-февраль и т.д..

3. По целевой ориентации: стратегический и тактический. Стратегический бюджет – это план достижении долгосрочных целей. Как правило, таким бюджетом является инвестиционный бюджет, целью разработки которого

4. По экономическому содержанию плановых расчетов различают операционный, инвестиционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет отражает данные по основной деятельности предприятия, в его составе моделируются бюджеты доходов и расходов от текущих хозяйственных операций за бюджетный период (год).

Состав операционного бюджета:*бюджет продаж;*производственный бюджет;*бюджет прямых затрат на материалы;*бюджет прямых затрат на оплату труда;*бюджет общепроизводственных расходов;*бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);*коммерческих расходов;*управленческих расходов; *доходов и расходов (план прибылей и убытков).

Назначение операционного бюджета – увязка натуральных показателей со стоимостными; определение наиболее важных пропорций и ограничений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.

Инвестиционный бюджет представляет собой финансовый план инвестиционной деятельности, капитальных вложений, реализуемых организацией, финансовых инвестиций или инвестиционных проектов. Он может быть как самостоятельным, так и включаться в состав финансового бюджета.

Финансовый бюджет отражает результаты финансовых решений организации, включает основные (итоговые) бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогноз баланса.

Все три типа бюджетов объединяются в сводном бюджете предприятия. Состав сводного бюджета показан на рисунке 8.2, а последовательность его разработки и взаимосвязи бюджетов – на рисунке 8.3.

Система бюджетов организации Операционный бюджет Бюджеты:*продаж*производственный *прямых материальных затрат*прямых затрат на оплату труда*общепроизводственных расходов*производственных запасов *коммерческих расходов *управленческих расходов
Инвест бюдж (бюджкап влож)  
Финансовый бюджет Бюджеты(основные бюджеты предприятия):*доходов и расходов (план прибыли и убытков) *движения денежных средств *прогноз баланса (балансовый отчет)  

Рис. 8.2. Система бюджетов организации (предприятия)

Различают два основных метода бюджетирования: нулевой и традиционный. Нулевой метод применяется для новых предприятий и при создании принципиально новых бизнес-процессов, которых раньше не было в организации. Традиционный метод предполагает планирование «от достигнутого» уровня, на базе предшествующих бюджетов.

Существует два варианта построения бюджетов: бюджетирование «снизу вверх» и «сверху вниз». Бюджетирование «снизу вверх» начинается с бюджета продаж, исходя из него, формируются все последующие «затратные» и основные бюджеты. Бюджетирование «сверху вниз» предполагает определение стратегического показателя (чистой прибыли, дохода на акцию, рентабельности собственного капитала), исходя из значения которого на более низких уровнях определяются показатели затрат, необходимые для достижения требуемой величины стратегического показателя.

Бюджет продаж. В бюджете продаж производится расчет выручки от продаж в разрезе основных видов продукции и в целом. Исходными данными для формирования этого бюджета являются предполагаемые физические объемы выпуска и цены реализации продукции, которые, в свою очередь определяются исходя из прогнозов в отношении сбыта, производственных мощностей предприятия и прогнозируемого уровня инфляции.

Система текущего финансового планирования позволяет оценить финансовые возможности предприятия, выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечного финансового результата действия, спрогнозировать финансовую устойчивость и платежеспособность организации. Формирование системы бюджетов предприятия является одной из важнейших функций финансовой службы организации, показатели плановых документов используются в качестве ориентира для контроля текущей деятельности, а успешное выполнение финансовых планов становится условием эффективного функционирования предприятия.

Оперативное финансовое планирование

Оперативное финансовое планирование осуществляется для реализации текущих финансовых планов, опирается на утвержденные показатели системы бюджетов предприятия и заключается в разработке краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности организации. В процессе оперативного финансового планирования обеспечивается решение широкого круга задач: детализация и конкретизация бюджетных планов по структурным подразделениям и краткосрочным периодам, контроль исполнения плановых показателей структурными подразделениями и финансовой службой, установление взаимосвязей финансовых показателей с движением товарно-материальных ценностей, эффективное управление запасами, денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью, контроль соблюдения платежной дисциплины, выявление и устранение отклонений от плановых значений показателей, уточнение и корректировка планов в случае объективной необходимости, оценка эффективности функционирования всей системы финансового планирования в организации.

Основными плановыми документами, разрабатываемыми и исполняемыми в ходе оперативного финансового планирования, являются платежный календарь, налоговый календарь, кассовый и кредитный план.

Платёжный календарь – план движения денежных средств, в котором взаимосвязаны все источники денежных поступлений и направления выплат по наиболее кратковременным периодам – месяцам, декадам, неделям, пятидневкам. Платёжный календарь полностью охватывает весь денежный оборот организации, наличный и безналичный. Его составление требует непрерывного контроля текущей хозяйственной ситуации на предприятии, в частности – процессов снабжения и отгрузки продукции, начисления и выплаты заработной платы, возникновения и погашения дебиторской задолженности, возникновения и исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками, движения средств по расчетным счетам организации, состояния кассовой дисциплины.

По форме платежный календарь представляет собой таблицу, в которую заносят все поступления (выручку от продаж, привлеченные кредиты, возврат средств с депозитов и т.д.) и выплаты (оплату поставщикам, выплату заработной платы, налогов и другие). Примерная форма платежного календаря приведена в таблице 8.21.

Составление платежного календаря целесообразно начинать с занесения в него регулярных выплат, по которым установлены чёткие сроки уплаты – налогов и сборов, заработной платы, оплаты поставщикам в соответствии с условиями договоров и графиками снабжения. Затем в календарь заносятся данные об ожидаемом поступлении денежных средств. При нехватке средств в платежном календаре выявится платежный недостаток, для восполнения которого потребуются соответствующие источники. Таким образом, платежный календарь позволяет планировать и контролировать платежеспособность и кредитоспособность организации.

Налоговый календарь, кассовый и кредитный планы (а также платежные календари по другим отдельным видам движения денежных средств) могут составляться в организации дополнительно к платежному календарю. Налоговый календарь служит дополнительным инструментом контроля своевременности уплаты налогов, сборов и взносов, кассовый план обеспечивает контроль поступления и расходования наличных денежных средств и соблюдения лимита остатка денежной наличности. Кредитный план, помимо реализации контрольной функции, служит обоснованием размера кредита и эффективности его использования.

Наши рекомендации