Оценка коммерческой эффективности
Таблица 19 – План использования денежных средств
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Источники средств | |||
1. Кредит (таблица 13) | |||
2. Собственные средства (таблица 13) | |||
3. Чистая прибыль (таблица 14) | |||
ИТОГО (1+2+3): | |||
Использование средств | |||
1. Покупка оборудования (таблица 13) | |||
2. Запас оборотных средств (таблица 13) | |||
3. Возврат кредита (таблица 17) | |||
ИТОГО (1+2+3): | |||
Прирост оборотного капитала |
Прирост оборотного капитала равен разности между денежными поступлениями и их использованием. Необходимые инвестиционные средства и прирост оборотного капитала отражены на рисунке 1.
Чистый дисконтированный доход рассчитывается по формуле:
ЧДД = S – К,
где К – суммарное дисконтированное значение инвестиций;
S – чистый дисконтированный эффект ( где п – год).
Для приведения разновременных затрат и эффективности к ценности в начальном периоде (первый месяц) применяется норма дисконта Е, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал
Е = (Еmin + J)·K,
где Еmin – минимальная норма дисконта;
J – среднегодовой темп инфляции;
К – оценка степени риска.
Примем Е = 0,3(ставка 30% годовых), J = 12% и К = 1,5, тогда
Данные таблицы 19 (прирост оборотного капитала)
1 2 3
год
Данные таблицы 19 (использованные средства)
Начальный
период
Рисунок Б.1 – План использования денежных средств
ЧДД должно быть положительным. Чем выше ЧДД, тем эффективнее проект.
Индекс доходности (ИД). Если ИД > 1, то проект эффективен.
В таблице 20 приведены данные по чистому дисконтированному потоку (ЧДП). В строку 1 перенесены данные из таблицы 16 (остаток на конец года).
В строку 3 записываются данные, полученные путем умножения строки 1 и строки 2.
Таблица Б.20 – Расчет чистого дисконтированного потока
Наименование показателя | Сумма по месяцам, млн. руб. | |||||||||||
1. Чистый денежный поток | ||||||||||||
2. Коэффициент дисконта t | 0,769 | 0,591 | 0,455 | 0,350 | 0,269 | 0,207 | 0,159 | 0,122 | 0,093 | 0,072 | 0,055 | |
3. Чистый дисконтированный поток | ||||||||||||
4. Чистый дисконтированный поток с нарастающим итогом |
В таблице 21 представлены дисконтированные значения инвестиций. В строку 1 заносим данные по выплатам за 3 месяца (таблица 16).
Точка безубыточности – это значение минимального объема выпуска продукции, при котором достигается «нулевая валовая прибыль» (доход от продаж равен издержкам производства).
где FC – постоянные затраты (таблица 15);
Ц – цена;
АVС – переменные затраты на единицу продукции (таблица 11).
Таблица Б.21 – Дисконтированное значение инвестиций
Показатели | Месяцы | ||||
1.Суммарные инвестиции | |||||
2.Дисконтированный показатель t | 0,769 | 0,591 | 0,455 | 0,350 | |
3.Дисконтированные инвестиции | |||||
4.Дисконтированные инвестиции с нарастающим итогом |
Срок окупаемости – минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный дисконтированный эффект становится необязательным. Его можно определить по графику на рисунке 2.
Точки кривой окупаемости определяются как разность между чистым дисконтированным потоком с нарастающим итогом (таблица 20, строка 4) и суммой дисконтированных инвестиций (таблица 21, последнее значение).
Период возврата
|
Инвестиционный период
Производственный период
Предпроизводственный
период
Рисунок Б.2 – Срок окупаемости
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайший и отдаленный период времени. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС-ПЛАНА:
1. Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
2. Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
4. Бизнес-план – сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как обновленный документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, экономическим и др.
5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность на риск.
Как правило, бизнес-план составляется на 3-5 лет, причем для первых трех лет разбивка всех показателей дается подробно (помесячно или поквартально), а для остальных сроков инвестирования прогноз дается с интервалом в полгода.
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
1. Возможности фирмы (резюме).
2. Виды товаров и услуг.
3. Рынки сбыта. Конкуренция на рынках сбыта.
4. Маркетинговый план.
5. План производства.
6. Организационный план.
7. Финансовый план и финансовая стратегия.
8. Факторы риска.
Перечень вопросов в каждом конкретном случае может дополняться или уточнятся в зависимости от условий, в которых функционирует фирма. При этом следует стремиться к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая менеджеру для управления фирмой, но и те данные, которые будут требоваться бухгалтеру, экономисту, юристу, банку и т.д.
Расчеты и полученные результаты оформляются в виде приложения к бизнес-плану. Бизнес-план должен быть изложен кратко с выделением ответов на наиболее важные вопросы. Рассмотрим наиболее подробно основные разделы бизнес-плана.