Подведение итогов производственной практики. Программа и методические рекомендации
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Программа и методические рекомендации
Для студентов специальности
080105 «Финансы и кредит»
Смоленск
Издательство СмолГУ
Производственная практика: программа и методические рекомендации для студентов специальности «Финансы и кредит». Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011.
Программа и методические рекомендации составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности «Финансы и кредит».
В методических рекомендациях даются необходимые комментарии по различным видам деятельности студентов на практике. Пособие адресовано студентам и руководителям практики.
Авторы: Кузьмина Л.А., Сильченкова С.В.
Ответственный редактор
Пояснительная записка
Производственная практика является составной частью учебного процесса на факультете управления и направлена на подготовку квалифицированных специалистов в области управления.
Производственная практика – это апробация знаний студентов, полученных в ходе обучения, она проводится в организациях экономической, производственной и финансовой сферы, органах государственного управления и социальной инфраструктуры, на государственных предприятиях.
Производственная практика включает три вида практик: учебную, производственную (финансовую), преддипломную.
Учебная практика организуется на 3 курсе с целью углубления и закрепления теоретических знаний, изучения практической финансовой деятельности предприятий, учреждений и служб, ознакомления с методами и технологией ее осуществления.
Производственная (финансовая) практика организуется на 4 курсе, она предполагает практическую подготовку к выполнению функций, определяемых содержанием профессиональной деятельности специалиста.
Преддипломная практика организуется на 5 курсе, ее содержание определяется темой выпускной квалификационной работы. В период преддипломной практики студент собирает фактический материал, необходимый для разработки дипломного проекта.
Сроки, формы и содержание каждого вида практики определяются учебными планами по специальности «Финансы и кредит».
Место прохождения практики должно соответствовать специальности, получаемой студентом, и дать возможность применить на практике теоретические знания, полученные во время обучения. Место прохождения производственной практики должно быть рекомендовано или одобрено профилирующей кафедрой.
Основной целью производственной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практического опыта и навыков работы по специальности на основе изучения финансовой деятельности организации или предприятия, а также его организационной структуры, особенностей информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, маркетинговой, консультационной и других видов деятельности.
Основными задачами производственной практики являются:
- приобретение практических навыков и умений в следующих областях: финансовый менеджмент, оценка собственности, банковское дело, международный маркетинг, международные валютно-кредитные и финансовые отношения, инвестиционная деятельность, экономика и право, бухгалтерский учет анализ и аудит в коммерческих организациях, муниципальное управление, инновационный менеджмент, налоговое администрирование;
- формирование у студентов профессиональных умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
- развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании;
- приобретение студентами навыков анализа результатов своего труда;
- подготовка отчета по типовой форме на основе собранных за время прохождения производственной практики материалов.
Организация практики
Производственная практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего практическое освоение студентами различных видов деятельности, которые выделяются в соответствии с их назначением и местом в системе управления, овладение основами профессиональной культуры современного специалиста.
График проведения производственной практики
Вид практики | Курс | Семестр | Продолжительность практики |
Учебная -ознакомительная | III | 2 недели | |
Производственная | IV | 3 недели | |
Преддипломная | V | 7 недель |
Базовыми местами прохождения практики являются:
- предприятия различных отраслей и форм собственности;
- учреждения рыночной инфраструктуры (страховые компании, инвестиционные фонды, банковские учреждения);
- органы государственной власти (департаменты экономики и финансов Администрации Смоленской области);
- департамент финансов Администрации Смоленской области
- налоговые инспекции;
- отделы налоговых расчетов предприятий, организаций, финансово - кредитных учреждений;
- организации, осуществляющие внешне-экономическую деятельность (в т.ч. совместные предприятия).
Перед началом практики на кафедре проводится установочная конференция, на которой разъясняются задачи практики, ее содержание и формы отчетности.
Для руководства производственной практикой назначаются два руководителя: от предприятия (учреждения, организации) – места прохождения практики, а также от кафедры экономики. Выполнение работ во время преддипломной практики проходит под непосредственным контролем научного руководителя студента.
Руководитель практики от университета:
- осуществляет организационное и учебно-методическое руководство производственной практикой студентов и контроль за ее ходом;
- обеспечивает выполнение всей текущей работы по организации и проведению практики;
- организует консультации для студентов на кафедре по вопросам выполнения программы практики;
- обеспечивает студентов учебно-методической и сопроводительной документацией;
- участвует в защите отчетов о практике;
- готовит и представляет на кафедру отчет по итогам практики.
Руководитель от предприятия (учреждения, организации) – места прохождения практики:
- непосредственно и повседневно направляет учебно-ознакомительную деятельность студентов, обеспечивает им нормальные условия труда, разрешает все вопросы, связанные с прохождением практики;
- обеспечивает создание необходимых условий для получения студентом необходимой информации и специальных знаний;
- консультирует студента по экономическим и специальным вопросам, как своими силами, так и с привлечением других специалистов;
- осуществляет контроль за дисциплиной и использованием практикантами рабочего времени;
- по окончании практики, дает характеристику (отзыв) на студента с оценкой уровня его профессиональной и теоретической подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики.
Студент при прохождении производственной практики обязан:
- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
- собрать информацию, необходимую для подготовки отчета по практике;
- соблюдать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и режима работы;
- вести дневник по практике;
- подготовить письменный отчет о прохождении практики, представить его на кафедру, защитить отчет на итоговой конференции.
Содержание учебной практики для студентов 3 курса
В ходе учебной практики студент должен получить профессиональные умения и навыки работы в экономических и управленческих отделах предприятий и организаций .
Программа учебно-ознакомительной практики
Направление исследования | Вопросы для изучения и ознакомления |
1.Организационно-экономическая деятельность хозяйствующего субъекта | Общая характеристика хозяйствующего субъекта: форма собственности, специализация и основные виды деятельности. Основные экономические показатели производсвенно-хозяйственной деятельности. Динамика объема производства в натуральном и стоимостном выражении: · номенклатура выпускаемой продукции, услуг (желательно, чтобы приводимая в бизнес-плане номенклатура охватывала не менее 70-90% выпускаемой предприятием продукции). · динамика выпуска продукции, услуг за последние 3-5 лет в натуральном или стоимостном выражении; · основные потребители выпускаемой продукции, услуг (за последние 2 года); Анализ существующей организационной структуры предприятия. |
2. Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта | Прохождение практики в организациях нефинансового сектора Финансовые ресурсы организации, их состав и характеристика. Источники финансовых ресурсов предприятия и направления их использования. Доходы предприятия. Состав доходов о реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходов. Прибыль организации, ее виды, порядок определения. Связи организации с банковской системой. Прохождение практики в организациях финансового сектора Для достижения поставленных целей производственной практики студент должен выполнить следующие задания: 1. Определить место и роль банка на рынке услуг в регионе. 2. Ознакомиться и иметь полное представление о перечне услуг, предлагаемых организацией. 3. Изучить особенности обслуживания физических и юридических лиц. |
3. Особенности бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта | Нормативные документы, регулирующие методические основы построения финансового и управленческого учета в РФ. Учетная политика и ее значение для организации бухгалтерского учета на предприятии. Факторы, влияющие на формирование учетной политики. Структура учетной политики в организации. Раскрытие учетной политики. Организация работы аппарата бухгалтерии. Права и обязанности главного бухгалтера. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее значение для управления предприятием, состав бухгалтерской отчетности. |
Рассматриваемые операции документально оформляются, осуществляются расчеты и операции отражаются на счетах бухгалтерского учета
Содержание производственной практики для студентов 4 курса
Направление исследования | Вопросы для изучения и ознакомления |
1.Организационно-экономическая деятельность хозяйствующего субъекта | Общая характеристика хозяйствующего субъекта: форма собственности, специализация и основные виды деятельности. Основные экономические показатели производсвенно-хозяйственной деятельности. Динамика объема производства в натуральном и стоимостном выражении: · Динамика выпуска продукции за последние 3-5 лет в натуральном выражении; · Наличие или отсутствии сезонных колебаний в сбыте продукции, для чего желательно проанализировать сбыт продукции в поквартальном или помесячном разрезе. · Динамика изменения цен на продукцию за последние 3-5 лет; · Динамика выпуска продукции в стоимостном выражении за последние 3-5 лет с учетом индекса инфляции); Анализ существующей организационной и функциональной структуры предприятия. |
2. Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта | Прохождение практики в организациях нефинансового сектора Система налогов и платежей, вносимых предприятием в бюджет и во внебюджетные фонды. Финансовый план предприятия, его структура, взаимосвязи доходов и расходов. Ликвидность и платежеспособность предприятия. Рентабельность производства. Точка безубыточности. Основные покупные материалы и услуги необходимые для выпуска продукции, цены на них, комплексный анализ динамики себестоимости производства. Анализ себестоимости выпуска продукции в целом и по каждому продукту в отдельности. Анализ структуры постоянных и переменных затрат. Прохождение практики в организациях финансового сектора Для достижения поставленных целей производственной практики студент должен выполнить следующие задания: 1. Определить место и роль организации на рынке в регионе. 2. Ознакомиться и иметь полное представление о перечне услуг, предлагаемых организацией. 3.Ознакомиться с особенностями документооборота в организации. 4.Изучить основные нормативные акты организации в области валютного регулирования и валютного контроля. 5.Изучить формы, порядок и сроки подготовки отчетности . 4. Охарактеризовать и проанализировать организационную структуру . 5. Изучить особенности взаимодействия между подразделениями организации. 6. Изучить тарифную политику организации в регионе. 7. Охарактеризовать внешнюю среду функционирования организации. |
3. Особенности бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта | Цель, задачи и принципы организации финансового и управленческого учета в организации. Сравнительная характеристика системы финансового и управленческого учета. Учетная политика и ее значение для организации бухгалтерского учета на предприятии. Факторы, влияющие на формирование учетной политики. Структура учетной политики в организации. Раскрытие учетной политики. Организация работы аппарата бухгалтерии. Права и обязанности главного бухгалтера. Бухгалтерская финансовая отчетность и ее значение для управления предприятием, состав бухгалтерской отчетности и требования предъявляемые к ней. Подготовительные мероприятия, необходимые для составления отчетности. |
4.Особенности управления персоналом и эффективность использования трудовых ресурсов | Кадровая политика и кадровое планирование хозяйствующего субъекта. Отдел кадров как основной исполнитель кадровой политики. Функции отдела кадров. Особенности подбора и приема кадров на работу. Причины сокращения персонала и текучести кадров. Особенности профессионального развития и обучения персонала. Аттестация персонала как один из основных инструментов кадровой политики. Методы аттестации, применяемые хозяйствующим субъектом. Особенности оплаты труда по категориям персонала. Формы заработной платы. Система льгот. Анализ динамики численности персонала по категориям. Оценка профессионально-квалификационного состава. Движение трудовых ресурсов. |
5. Индивидуальное задание (по теме курсовой работы) |
Содержание преддипломной практики для студентов 5 курса
Направление исследования | Вопросы для изучения и ознакомления |
1.Организационно-экономическая деятельность хозяйствующего субъекта | Общая характеристика хозяйствующего субъекта: форма собственности, специализация и основные виды деятельности. Основные экономические показатели производсвенно-хозяйственной деятельности. Динамика объема производства в натуральном и стоимостном выражении за последние 3-5 лет: · номенклатура выпускаемой продукции · динамика выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении; · основные потребители выпускаемой продукции; · Динамике изменения цен на продукцию за последние 5 лет); Анализ существующей организационной и функциональной структуры предприятия. Задача проведенного на этом этапе анализа выявить узкие места в существующей организационной структуре, определить возможный состав организационных мероприятий, которые придется реализовать при воплощении проекта в жизнь. |
2. Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта | Прохождение практики в организациях нефинансового сектора Финансовые ресурсы предприятия, их состав и характеристика. Источники финансовых ресурсов предприятия и направления их использования. Доходы предприятия. Состав доходов о реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходов. Прибыль организации (предприятия), ее виды, порядок определения. Ценовая политика на предприятии. Методы планирования прибыли. Распределение прибыли на предприятии. Система налогов и платежей, вносимых предприятием в бюджет и во внебюджетные фонды. Финансовый план предприятия, его структура, взаимосвязи доходов и расходов. Ликвидность и платежеспособность предприятия. Рентабельность производства. Точка безубыточности. Риск в деятельности предприятия, пути его снижения. Прохождение практики в организациях финансового сектора Для достижения поставленных целей производственной практики студент должен выполнить следующие задания: 1.Определить место и роль банка на рынке банковских услуг в регионе. 2.Ознакомиться и иметь полное представление о перечне услуг, предлагаемых банком. 3.Изучить особенности обслуживания банком физических и юридических лиц. 4.Ознакомиться с порядком работы банка с клиентами в сфере валютных операций. 5.Изучить особенности обслуживания банком клиентов в области пластиковых карт. 6. Изучить тарифную политику банка в регионе. 7.Охарактеризовать внешнюю среду функционирования банка. 8.Изучить и представить характеристику стиля руководства и особенностей корпоративной культуры в организации прохождения практики. |
3. Особенности бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта | Цель, задачи и принципы организации финансового и управленческого учета на предприятии. Нормативные документы, регулирующие методические основы построения финансового и управленческого учета в РФ. Учетная политика и ее значение для организации бухгалтерского учета на предприятии. Организация работы аппарата бухгалтерии. Права и обязанности главного бухгалтера. Основные нормативные документы, регулирующие составление бухгалтерской отчетности. Состав и содержание бухгалтерской отчетности. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Подготовительные мероприятия, необходимые для составления отчетности. Правила оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу. |
4.Особенности управления персоналом и эффективность использования трудовых ресурсов | Кадровая политика и кадровое планирование хозяйствующего субъекта. Отдел кадров как основной исполнитель кадровой политики. Функции отдела кадров. Особенности подбора и приема кадров на работу, методы подбора персонала. Причины сокращения персонала и текучести кадров. Особенности профессионального развития и обучения персонала.. Подготовка резерва руководителей. Аттестация персонала как один из основных инструментов кадровой политики. Методы аттестации, применяемые хозяйствующим субъектом. Система компенсации труда. Особенности оплаты труда по категориям персонала. Формы заработной платы. Альтернативные формы оплаты труда. Система льгот. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Анализ динамики численности персонала по категориям. Оценка профессионально-квалификационного состава. Движение трудовых ресурсов. Планирование и анализ показателей по труду и расходов на персонал. Использование фонда рабочего времени. |
5. Индивидуальное задание (по теме дипломной работе) |
Подведение итогов производственной практики
По окончании производственной практики студент должен в течение 5-ти дней представить руководителю практики от кафедры следующие документы:
- дневник прохождения практики (приложение 1);
- отчет о проделанной работе в соответствии с программой практики (15- 30 страниц) (приложение 2);
- отзыв-характеристику по итогам практики.
Дневник о прохождении практики ведется в течение всей практики, в него заносятся все виды деятельности, осуществляемые во время практики, дается их краткий анализ, ставится отметка руководителя практики от предприятия о выполнении, дневник заверяется печатью организации. Дневник включает в себя отзыв руководителя практики от предприятия, характеризующий:
- уровень теоретических знаний и практической подготовки студента;
- исполнительскую дисциплину практиканта и качество выполнения программы учебной практики.
Отзыв подписывается руководителем практики от предприятия (учреждения, организации) и заверяется печатью.
Дневник о прохождении практики дополняется отчетом о прохождении практикис приложениями. В отчете о прохождении практики студент должен отразить свою работу по выполнению программы практики и индивидуальных заданий.
Структура отчета о прохождении практики:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Содержание отчета о прохождении практики
Введение - организационная структура предприятия. Ознакомление с нормативными документами деятельности предприятия. – 1-2 стр.
Основная часть- краткие сведения о видах деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений согласно программе учебной практики.
Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия (расчет показателей использования основных фондов, оборотных средств, других основных показателей). Составление и обработка первичной документации по различным видам деятельности предприятия. Обработка экономической информации с использованием средств вычислительной техники. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности предприятия. Анализ перспектив его дальнейшего развития.
Заключение - необходимо изложить выводы по проблеме деятельности данного предприятия. Внести предложения по улучшению и качеству его деятельности. Предложить перспективы развития новых видов деятельности предприятия (1-2 стр).
Список используемой литературы - указываются источники литературы, применяемые в работе, в последовательности: законы, нормативные акты, инструкции и правила, книги и издания периодической печати с указанием авторов по алфавиту, названия работы, наименования издательства, года выпуска, количества страниц;
Приложения – выносятся таблицы, графики с указанием номера приложения, а также пакет оформленной документации.
По окончании практики проводится итоговая конференция, студентам выставляется итоговая оценка, учитывающая качество выполненной работы и оформление отчетной документации. При выставлении итоговой оценки учитывается выступление студента на итоговой конференции при защите отчета по практике.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа отчета по практике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
Кафедра экономики
ДНЕВНИК
о прохождении _______________________ практики
студента (ки) ____ курса специальности _________________________________________
_____________
(Ф.И.О.)
Место прохождения практики____________________________________________________
Сроки прохождения практики с ______________________ по __________________________
Руководитель практики от организации____________________________________________
(Ф.И.О.)
Смоленск, 2011
Дата | Виды деятельности | Отметка руководителя |
МП
Студент группы ____ __________________ ФИО
(подпись)
Приложение 2
Образец оформления титульного листа отчета по практике
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»
Кафедра экономики
ОТЧЕТ
о прохождении _______________________ практики
студента (ки) ____ курса специальности _________________________________________
_____________
(Ф.И.О.)
Место прохождения практики____________________________________________________
Сроки прохождения практики с ______________________ по __________________________
Руководитель практики от университета____________________________________________
(Ф.И.О.)
Смоленск, 2011