Подведение итогов преддипломной производственной практики

Филиал в г. Чебоксары

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

Специальность подготовки: 08.05.01 - Финансы и кредит

ПРОГРАММЫ

производственной и преддипломной практики

студентов 4 и 5 курсов всех форм обучения

Чебоксары

Рабочие программы подготовлена коллективом преподавателей кафедры «Финансы и кредит» в составе:

зав. кафедрой, профессора, к.э.н. Ф.Н. Емельяновой, к.э.н. С.Н. Кулюгиной, к.э.н. П.К. Лаврентьевой, ст. преподавателя Н.А. Беловой, ст. преподавателя Н.В. Ивановой, ст. преподавателя Н.И. Николаева, ст. преподавателя В.В. Стекольщикова.

Под редакцией Ф.Н. Емельяновой

Рецензент – декан финансового факультета Чебоксарского филиала

Московского университета кооперации, к.э.н., доцент В.Н. Вотякова

РППП рассмотрена на заседании кафедры,

протокол № 6 от 2006года.

Утверждено на заседании учебно-методического Совета

филиала РГСУ в г. Чебоксары

18 мая 2006 г.

РППП вводится в учебный процесс со второго семестра 2006 года

Ó Филиал РГСУ в г. Чебоксары

Подписано в печать ___ 2006 г. Формат 60х84/16

Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. п.л. 2,1. Тираж 200 экз.

Издательство

Содержание

I. Рабочая программа производственной практики для студентов 4 курса

специальности 080105 «Финансы и кредит» ............................................. 4

II. Рабочая программа преддипломной производственной практики для

студентов 5 курса ....................................................................................... 7

III.Методические рекомендации по прохождению производственной

практики в организациях разных отраслей народного хозяйства ........ 12

3.1. В коммерческом предприятии .......................................................... 12

3.2. Методические рекомендации по прохождению производственной

практики в бюджетном учреждении ........................................................ 29

3.3. Методические рекомендации для прохождения практики

в Управлении или Отделении Пенсионного Фонда ............................... 43

3.4. На практике в налоговой инспекции................................................. 46

3.5. Методические рекомендации для прохождения практики

в страховых организациях....................................................................... 52

3.6. Методические рекомендации для прохождения практики в фондах

социального и медицинского страхования............................................... 54

3.7. Методические рекомендации для прохождения практики

в коммерческом банке............................................................................. 54

3.8. Методические рекомендации для прохождения практики

по рынку ценных бумаг........................................................................... 72

3.9. Анализ инвестиционной деятельности предприятия............................

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

производственной практики для студентов 4 курса

Общие положения

Составной частью учебного процесса на 4 курсе всех форм обучения является прохождение производственной практики, целью которой является обеспечение связи полученных теоретических знаний с умением решать конкретные задачи будущей практической деятельности экономистов-финансистов, получение студентами некоторых навыков работы по специальности, а также закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по дисциплинам «Финансы», «Деньги, кредит, банки», «Финансы предприятий», «Финансовый менеджмент», «Страхование», «Налогообложение», «Цены и ценообразование» и др.

В связи с тем, что производственная практика в соответствии со стандартом высшего образования входит в программу обучения и за нее выставляется дифференцированная оценка, практику должны проходить все студенты, в том числе и работающие по специальности; последние имеют право проходить практику по месту своей работы.

Организационное руководство производственной практикой осуществляют деканат экономического факультета. Методисты факультета оформляют проект приказа о практике, выписывают направления на базы практики, обеспечивают студентов документами по практике.

Учебно-методическое руководство производственной практикой студентов по специальности «Финансы и кредит» осуществляет кафедра финансов и кредита. Для каждого студента-практиканта по предложению кафедры декан назначает преподавателя-руководителя. Как правило, по производственной практике им должен быть преподаватель кафедры финансов и кредита, по преддипломной практике – будущий руководитель дипломной работы. Преподаватели кафедры разрабатывают программу практики, индивидуальные задания на практику, проводят консультации, проверяют и организуют защиту отчетов студентов о практике.

Производственную практику студенты четвертого курса специальности 080105 могут проходить в одной из следующих организаций:

1. Предприятие (организация) различных отраслей экономики.

2. Коммерческий банк или отделение Сберегательного банка РФ.

3. Государственная налоговая инспекция.

4. Пенсионный фонд, фонды социального или медицинского страхования, центр занятости населения.

5. Страховая компания.

Допускается прохождение практики в казначействах, финансовых управлениях горрайадминистраций, в Госсовете ЧР (или другого субъекта Федерации), Министерстве финансов ЧР (другого субъекта) или в финансовом управлении другого министерства.

При выборе места практики следует учитывать уровень организации экономической работы в организации. Рекомендуется прохождение практики в лучших организациях. Не рекомендуется прохождение практики в малых предприятиях, не имеющих достаточного уровня организации экономической работы.

Организация практики

До отъезда студентов на практику общий инструктаж проводит деканат экономического факультета.

На предприятии (организации, учреждении), где студент проходит практику, ему назначается руководитель практики от предприятия - один из главных (квалифицированных) специалистов финансово-учетной службы). В обязанности руководителя практики от предприятия входит:

· организация практики студента в соответствии с утвержденной программой; обеспечение рабочим местом;

· проведение инструктажа по технике безопасности;

· составление с участием студента рабочей программы, календарного плана практики и осуществление контроля за их осуществлением;

· составление производственной характеристики на студента по окончании практики, содержащей данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студента к выполнению заданий и программы практики.

В обязанности преподавателя – руководителя практики входит:

·осуществление руководства работой студента в течение практики;

·обеспечение студента учебными материалами и индивидуальными заданиями.

3. Обязанности и права студента в период практики

Студенты при прохождении производственной практики обязаны:

·соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности на предприятии;

·выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики; вести регулярные записи в дневнике о характере выполняемой работы и заданий;

·собрать, обобщить и провести анализ первичной экономической и финансовой информации в соответствии с одержанием практики и индивидуального задания по НИР от преподавателя - руководителя практики.

·оформить и представить на кафедру письменный отчет о выполнении программы и заданий практики.

Содержание практики

Во время производственной практики студент изучает вопросы и готовит отчет о практике, который должен состоять из двух частей. Первая часть – производственная, включает приводимый далее примерный перечень вопросов в зависимости от отрасли народного хозяйства. Для второй части – научно-исследовательской, индивидуально каждому студенту задание выдает преподаватель - руководитель практики применительно к теме будущей дипломной работы. Отчет должен отражать все разделы содержания практики.

Подведение итогов практики

Завершающим этапом прохождения практики является самостоятельное составление отчета каждым студентом. При составлении отчета используется дневник и накопленный материал по выполнению каждого раздела программы. Отчет о практике готовится в организации и подписывается в конце практики.

По окончании производственной практики студент представляет на кафедру финансов и кредита (через соответствующих методистов деканата экономического факультета) письменный отчет, оформленный на стандартных листах бумаги 297х210 мм и скрепленный в скоросшивателе. Графики и схемы выполняются на специальных листах, в приложение к отчету могут включаться также копии документов, фотографии и т.п. В конце отчета указывается дата его составления, ставится подпись студента.

В первой части отчета дается краткое описание конкретной работы студента за период практики по выполнению производственной части программы. Эта часть должна быть написана в соответствии со структурой, приведенной в содержании практики. Первая часть отчета вместе с таблицами, графиками и другими иллюстрациями должна составить 20-25 страниц. Вторая часть отчета должна содержать итоги о выполнении индивидуального плана преподавателя - руководителя практики как по изучению литературных источников по теме НИР, так и по выполнению работы по сбору и обработке фактического материала. Объем второй части должен составить не более 10-15 страниц.

Материалы отчета подшиваются в следующей последовательности:

1. Титульный лист (приложение 1).

2. Оглавление с указанием страниц.

3. Индивидуальный календарно-тематический план практики (приложение 2).

4. Дневник производственной практики (приложение 3).

5. Характеристика (отзыв) с места практики (приложение 4).

6. Основная часть отчета в соответствии с программой практики.

7. Выводы и предложения.

8. Приложения.

Дневник, характеристика и отчет о практике подписываются руководителем практики от предприятия, подпись которого должна быть заверена соответствующей печатью предприятия.

Последняя страница отчета (до приложений) должна иметь следующую запись:

Отчет о производственной практике студента ___________ (ФИО) проверен.

Руководитель предприятия _______________ подпись.

Печать «_____» 200__ года.

Преподаватель, ответственный за руководство практикой, проверяет отчет, дает письменный отзыв и принимает решение о допуске к защите. Защита отчета осуществляется комиссией, назначенной заведующим кафедрой, в состав которой входит не менее 2-3 преподавателей, включая руководителя практики.

Комиссия заслушивает краткий доклад студента и путем беседы и опроса выставляет окончательную оценку, которая проставляется в зачетную книжку. Студент, не представивший отчет или получивший неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно.

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преддипломной производственной практики по

специальности 080105 «Финансы и кредит»

для студентов 5 курса

Общие положения

Преддипломная производственная практика является частью подготовки специалистов в области финансов и кредита и проводится в соответствии с учебным планом.

Целью преддипломной практики является закрепление и расширение знаний студентов, приобретение профессиональных навыков работы по специальности и подготовка дипломной работы.

Организационное руководство преддипломной практикой осуществляет деканат экономического факультета. Для каждого студента-практиканта по предложению кафедры декан назначает преподавателя-руководителя практики и одновременно руководителя дипломной работы, как правило, из тех же руководителей, что были закреплены на четвертом курсе. Методисты деканата оформляют проект приказа о практике, выписывают направления на базы практики, обеспечивают студентов документами по практике.

Учебно-методическое руководство преддипломной производственной практикой студентов по специальности «Финансы и кредит» осуществляет кафедра финансов и кредита. Кафедра разрабатывает программу практики. Закрепленные научные руководители по дипломной работе перед выездом на практику выдают индивидуальные задания на практику для студентов в соответствии с выбранной темой дипломной работы, проводят консультации, проверяют отчеты о практике (вместе с индивидуальными заданиями), организуют защиту отчетов о практике.

При выборе места производственной преддипломной практики рекомендуется учитывать место прохождения предыдущей производственной практики студентом.

Организация практики

До отъезда студентов на практику общий инструктаж проводит деканат совместно с выпускающей кафедрой.

На предприятии (организации, учреждении), где студент проходит практику, ему назначается руководитель практики от предприятия один из главных (квалифицированных) специалистов финансово-учетной службы).

Обязанности руководителя практики от предприятия, руководителя-преподавателя, обязанности и права студента в период практики такие же, как и при прохождении производственной практики на 4 курсе.

По договоренности с руководителями практики студент во время преддипломной (или предыдущей производственной) практики может оформить заказ предприятия на выполнение дипломной работы на необходимую последнему тему.

Содержание преддипломной практики

Отчет о преддипломной практике состоит из одной части в соответствии с заданием на дипломное проектирование, выданному каждому студенту преподавателем - руководителем практики применительно к теме дипломной работы.

В период практики в зависимости от места прохождения практики студент продолжает изучать начатые во время предыдущей производственной практики вопросы финансово-кредитных отношений, которые затем отражаются во втором разделе дипломной работы при характеристике организации (приводятся ниже).

ОТЧЕТ

о производственной (преддипломной) практике

в _____________________________________________________

(наименование организации)

студента (ки) ___ курса, отделения ________

специальности 080105 «Финансы и кредит»

Ф.И.О. студента _________________________________________

Руководитель практики от филиала РГСУ ______________

Чебоксары

200_

Приложение 2

Календарно-тематический план

прохождения производственной (преддипломной) практики

в ______________________________

(организация)

студента (ки) ____ отделения _______________________

(ФИО)

Рабочее место __________________________

(подразделение предприятия)

№ п/п Наименование подразделения или рабочего места и перечень работ Количество дней или сроки с_ по_ Отметка о выполнении
       
       

Руководитель практики от предприятия _________

Приложение 3

ДНЕВНИК

прохождения производственной (преддипломной) практики

в ______________________________

(организация)

студента (ки) _______________________

(ФИО)

Дата Наименование подразделения или рабочего места Краткое содержание выполненной работы Замечания руководителя практики о выполненной работе и его подпись
       
       

Руководитель практики от предприятия (подпись, Ф.И.О.)

Печать

III. Методические рекомендации

В коммерческом предприятии

1. Общая характеристика организации (предприятия) по методике экспресс-диагностики его деятельности

Таблица 1.

Численность промышленно-производственного персонала на предприятии ООО «АБВ» за 200_-200_ гг., чел.

Категория персонала 2003 г. 2004 г. 2005 г. Изменения + -
чел. % чел. % чел. % 2004 г. к 2003 г. 2005г. к 2004г.
Всего, в том числе:          
Основная деятельность из них:                
Рабочие                
Служащие                
Из них:                
Руководители                
Специалисты                
Не основная деятельность                

Таблица 2.

Анализ движения ППП на предприятии ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.

  Показатели   2003г   2004г.   2005г. Изменения, + - Темп изменения, %
2004 г.к 2003г. 2005 г.к 2004 г. 2004 г.к 2003г. 2005 г.к 2004 г.
Среднесписочная ППП, чел.              
Принято на предприятии              
Выбыло с предприятия              
Коэффициент оборота, %              
по приему              
по выбытию              

Таблица 3

Анализ использования фонда заработной платы ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.

Показатели 2003г. 2004г. 2005г. Изменения, + - Темп изменения, %
2004 г.к 2003г. 2005 г.к 2004г. 2004 г.к 2003 г. 2005 г.к 2004 г.
1. Фонд заработной платы (тыс. руб.)              
в том числе: ППП              
из ППП: рабочих              
ИТР              
служащих              
2. Фонд заработной платы непромышленного персонала (тыс. руб.)              
3. Средняя заработная плата (руб.):              
одного работника ППП              
одного рабочего              
одного ИТР              
одного служащего              
одного работника непромышленного персонала              
4. Выпуск продукции (тыс. руб.)              
5. Расход заработной платы на 1 руб. продукции (руб.)              

Таблица 4

Анализ соотношения темпов роста производительности

труда и средней заработной платы ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.

Показатели 2003 г. 2004г. 2005г. Изменения , (+ -)
2004 г. к 2003г. 2005 г. к 2004 г.
1. Темпы прироста на одного работника ППП (%): а) производства продукции          
б) фонда заработной платы          
2. Прирост средней заработной платы на 1% прироста производительности труда (п.1"б" : п.1"а")          

1.2. Анализ динамики основных финансово-экономических показателей:

Студенты должны представить в отчете:

1. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности организации

2. Анализ эффективности использования основных средств организации

3. Анализ эффективности использования оборотных средств организации

4. Анализ прибыли от реализации

5. Анализ показателей рентабельности.

Источники информации: бухгалтерский баланс (ф. N 1); отчет о прибылях и убытках (ф. N 2); главная книга, штатное расписание.

Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «АБВ» за 200_-200_ гг.

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. Изменения( + -) Темп изменения, %
2004 г.к 2003г. 2004 г.к 2003г 2004 г.к 2003г. 2004 г.к 2003г
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.              
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (тыс. руб.)              
3. Среднесписочная численность работающих, чел.              
4. Фонд оплаты труда, (тыс. руб.)              
5. Среднемесячная зарплата, руб.              
6. Производительность труда, тыс.руб./чел              
7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.              
8. Фондоотдача, руб.              
9.Фондовооруженность, тыс.руб./чел.              
10. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.              
11. Оборачиваемость оборотных средств:              
- в числе оборотов              
- в днях оборота, дни              
12. Прибыль от продаж, тыс.руб.              
13. Чистая прибыль, тыс.руб.              
14. Рентабельность продаж, %              

Таблица

Эффективность использования ОПФ в ООО «АБВ» за 200__-200__ г.г.

Показатели 2003г. 2004 г. 2005 г. Изменение (+,-) Темп изменения, %
2004 г. к 2003 г 2005 г. к 2004 г 2004 г. к 2003г. 2005 г. к 2004 г
1. Объем выпущенной продукции, тыс. руб.              
2. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.              
3.Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.              
4. Фондорентабельность              
5.Фондовооруженность, тыс.руб./чел.              
6. Фондоотдача ОПФ              
7. Фондоемкость ОПФ              

Таблица

Показатели эффективности использования оборотных средств на ООО «АБВ» за 200__-200__ гг.

Показатели 2003г. 2004 г. 2005 г. Изменение (+, -) Темп изменения, %
2004 г. к 2003 г 2005 г. к 2004 г 2004 г. к 2003г. 2005 г. к 2004 г
Объем реализованной продукции (без НДС и акцизов) тыс. руб.              
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.              
Число дней в периоде              
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств              
             
Коэффициент закрепления оборотных средств              
             
Продолжительность одного оборота в днях              
             
Сумма высвобожденных (-) или дополнительно привлеченных (+) всех оборотных средств, тыс. руб.              
Рентабельность оборотного капитала, %              

Таблица

Анализ прибыли от реализации продукции ООО «АБВ» за 2003-2005 гг.

тыс. руб.

Показатели 2003г. 2004г. 2005 г. Отклонение (+,-) Темп изменения, %
2003 -2004 2005-2004 2003 -2004 2005-2004
Выручка от реализации продукции              
Производственная себестоимость реализованной продукции              
Коммерческие расходы              
Управленческие расходы              
Прибыль (убыток) от реализации продукции              

Таблица

Динамика показателей рентабельности ООО «АБВ» за 2003-2005 гг.

Показатели 2003г. 2004г. 2005 г. Отклонение (+,-) Темп изменения, %
2004 -2003 2005-2004 2004 -2003 2005-2004
Величина активов, тыс. руб.              
Текущие активы, тыс. руб.              
Источники собственных средств, тыс. руб.              
Средняя величина активов, тыс. руб.              
Средняя величина текущих активов, тыс. руб.              
Чистая прибыль, тыс. руб.              
Рентабельность капитала, %              
Рентабельность текущих активов, %              
Рентабельность собственного капитала, %              
Рентабельность продаж, %              

1.3. Функциональная диагностика по направлениям: сбыт, производство, снабжение, НИОКР, общефирменные службы

Студенты должны изучить и представить в отчете:

1. основные функции всех структурных подразделений организации;

2. направления взаимодействия структурных подразделений организации;

3. провести оценку эффективности выполнения финансовых функций

4. выявить достоинства и недостатки функциональной структуры работы организации.

Шкала оценки эффективности выполнения финансовых функций

Функция отделом не выполняется - О баллов.

Функция отделом выполняется, но нуждается в значительном усовершенствовании или ликвидации дублирования усилий - 1 балл.

Функция выполняется отделом эффективно, нет дублирования усилий - 2 балла.

Источники информации: приказ о распределении обязанностей между руководством, положения о структурных подразделениях; правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции руководителей и главных (ведущих) специалистов всех отделов организации, регламент технологического процесса.

Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.

Таблица

Оценка эффективности выполнения финансовых функций на ООО «АБВ»

Наши рекомендации

Функции Оценка
1. Оценка деятельности финансового отдела  
1 . Утверждает контракты на продажу  
2. Принимает решения по предоставлению кредитов поку­пателям  
3. Сверяет документы по отгрузке с контрактами на продажу  
4. Готовит счета-фактуры по отгруженной продукции  
5. Ежедневно отслеживает дебиторскую задолженность и поступление платежей по счетам  
6. Сверяет полученную оплату с выставленными счетами  
7. Готовит анализ возрастной структуры дебиторской за­долженности  
8. Принимает меры по погашению просроченной дебитор­ской задолженности  
9. Вносит данные и обновляет файлы покупателей  
10. Подготавливает выписки по покупателям  
11 . Утверждает все бартерные операции  
12. Утверждает заказы на поставку  
13. Сверяет счета поставщиков с заказами на поставку  
14. Вносит данные и обновляет файлы поставщиков  
15. Проверяет ежедневно рабочие файлы с целью осуществ­ления расчетов своевременно  
16. Утверждает платежи по погашению кредиторской за­долженности  
17. Доставляет платежные документы в банк  
18. Проверяет и утверждает заявки на мелкую наличность  
19. Производит наличные расчеты  
20. Оперативно управляет движением денежных средств на основе недельных бюджетов  
21. Составляет бюджеты, в том числе капитальный, кален­дари (платежный, налоговый), прогнозы по движению де­нежных средств  
22. Проводит анализ ликвидности  
23. Определяет потребность в оборотном капитале  
24. Устанавливает и поддерживает отношения с банками и инвестиционными компаниями  
25. Организует получение краткосрочных банковских кре­дитов в случае необходимости  
26. Обеспечивает долгосрочное финансирование при необ­ходимости  
27. Участвует в разработке бизнес-планов, инвестиционных меморандумов, тендерной документации и других докумен­тов фирмы  
28. Проводит анализ возможностей инвестирования и пред­ложений по продаже активов  
29. Собирает и анализирует информацию о состоянии фи­нансовых рынков (инфляция, процентные ставки, валют­ные курсы и т.д.)  
30. Проводит операции с ценными бумагами  
31. Проводит финансовый анализ для обоснования прини­маемых управленческих решений  
32. Обеспечивает руководство фирмы достоверными фи­нансовыми данными  
2. Оценка выполнения финансовых функций экономическим отделом
33. Рассчитывает плановые производственные затраты  
34. Составляет планы производства  
35. Разрабатывает бюджеты для подразделений и фирмы в целом  
36. Контролирует выполнение планов, проводит анализ от­клонений от планов  
37. Определяет постоянные и переменные затраты  
38. Анализирует структуру и динамику затрат  
39. Анализирует отклонения от запланированных затрат  
40. Разрабатывает методы снижения издержек  
41. Определяет и анализирует точки безубыточности  
42. Рассчитывает вклады на покрытие  
43. Анализирует маржинальную прибыль по отдельным про­дуктам, производственным линиям, переделам  
44. Разрабатывает и осуществляет политику ценообразования совместно со службами маркетинга и сбыта  
45. Участвует в разработке бизнес-планов  
46. Предоставляет руководству фирмы достоверную инфор­мацию  
3. Оценка выполнения финансовых функций бухгалтерией
47. Своевременно вносит проводки в журналы с целью син­хронного отражения продаж и дебиторской задолженности  
48. Принимает наличность, подготавливает приходно-кассовые ордера  
49. На основании банковских выписок и ежедневного журна­ла наличности регистрирует поступление средств и ликвида­цию задолженности  
50. Ведет учет по бартерным операциям  
51 . Своевременно вносит проводки в журналы для отражения закупок и соответствующей кредиторской задолженности  
52. Своевременное внесение проводок в журналы для регист­рации погашения задолженности по мере осуществления платежей  
53. Ведет оперативный учет расходов мелкой наличности  
54. Закрывает Главную книгу в конце каждого месяца  
55. Готовит пробный вариант налоговой отчетности и осуще­ствляет налоговые платежи в соотве