Организационная структура предприятия. Организационная структура предприятия должна обеспечивать: - оптимальную рентабельность, то есть она должна быть по возможности простой
Организационная структура предприятия должна обеспечивать:
- оптимальную рентабельность, то есть она должна быть по возможности простой, четкой и легко обозримой;
- охватывать по возможности минимальное количество промежуточных звеньев. Командная и информационная система не должна быть громоздской;
- обеспечивать условие подготовки менеджеров на перспективу.
Производственные мощности
Для обеспечения эффективного производства необходимо правильно спланировать производственные мощности. Сущность планирования производственных мощностей в долгосрочном периоде состоит в определении оптимального количества единиц оборудования, необходимого для выпуска запланированного объема продукции.
Капитальные вложения
К капитальным вложениям обычно относят:
- дополнение: новые основные средства, которые увеличивают производственные мощности без замены существующего оборудования;
- обновление или замена: оборудование, приобретенное для замены аналогичных основных средств, приблизительно такой же мощности;
- усовершенствование или модернизация: капитальные затраты, ведущие к фактической замене или изменению основных средств.
Финансовые ресурсы
Одной из важнейших частей финансовых ресурсов является кассовое планирование, то есть процесс оценки всех источников поступления и расходов наличных средств в течение определенного периода времени. Основная задача здесь - определить минимальный размер оборотного капитала, необходимого для превращения наличности в товарные запасы, затем в дебиторскую задолженность и, наконец, вновь в наличные.
20. Среднесрочное планирование охватывает пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.
Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
21. Текущее планированиеосуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
22. Оперативно-производственное планирование представляет собой завершающий этап внутрипроизводственного планирования. Оперативное планирование призвано обеспечить своевременное и качественное выполнение годовых заданий, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия или фирмы.
Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т. п.
Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных и календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Главная задача оперативно-производственного планирования состоит в обеспечении на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.
В процессе оперативно-производственного планирования:
- разрабатывается план выпуска продукции предприятием по месяцам года;
- выполняются объёмные расчёты загрузки оборудования и площадей;
- выбираются календарно-плановые нормативы;
- разрабатываются оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов, деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (а иногда и часовым графикам);
- организуется сменно-суточное планирование.
Виды оперативного планированияНа промышленных предприятиях принято различать несколько видов оперативного планирования.
Оперативно-календарное планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска и срокам выполнения каждого вида продукции, распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям, а также своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его – до каждого производственного участка и рабочего места, до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.
Исходными данными для разработки календарных панов служат: годовые объемы выпуска продукции, трудоемкость выполняемых работ; сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия.
Текущее планирование неразрывно связано с оперативным контролем и регулированием хода производственных процессов, а также ходом выпуска продукции и расходования различных ресурсов.
В зависимости от сферы применения (или по месту его выполнения), оперативное планирование на большинстве предприятий различных отраслей подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.
Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб.
Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы.
Назначение бизнес-плана цели и задачи.
Бизнес-план стал принципиально новым для российской экономики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов. К прочим целям относятся:
- определение бизнес-планом степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;
- конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
- обеспечение внешних инвестиций.
Задачи бизнес-планирования:
- 1. Определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках.
- 2. Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта.
- 3. Выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей.
- 4. Проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить – соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей.
- 5. Просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
- Структура плана предприятия.
Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.
Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила(принципы), а именно:
- обоснование всех элементов и этапов плана;
- контроль чёткого исполнения плана его участниками;
- постоянный учёт и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение
План предприятия состоит из следующих разделов:
1. Производство и реализация продукции. В этом разделе определяется:
а) ассортимент и объём вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении;
б) технико-экономические показатели (ТЭП) работы оборудования;
в) производственная мощность предприятия;
г) коэффициент использования производственной мощности;
д) напряжённость плановых заданий.
2. Техническое развитие и организация производства:
а) перечень мероприятий в различных направлениях развития техники и технологии;
б) усовершенствование организации труда и организации производства предприятия;
в) обновление ассортимента и повышение качества продукции.
3. Показатели повышения эффективности производства — система частных и комплексных показателей оценки эффективности плана технического развития.
4. Нормы и нормативы (нормативная база планирования) — нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда, использования оборудования в расчёте на единицу продукции или единицу работ.
5. Капитальное строительство:
а) суммы капитальных вложений на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение;
б) показатели эффективности капитальных вложений.
6. Материально-техническое обеспечение:
а) планирование расхода сырья и других материальных ресурсов;
б) планирование использования отходов производства;
в) разработка мероприятий по снижению норм расхода сырья.
7. Трудовой потенциал (труд и кадры):
а) определяется численность работающих на предприятии по категориям;
б) определяются фонды оплаты труда;
в) ТЭП по труду и зарплате;
г) составляется план повышения квалификации работающих и подготовки кадров.
8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности:
а) планирование затрат на производство продукции (в целом по предприятию и по отдельным видам продукции);
б) планирование рентабельности производства и рентабельности отдельных видов продукции.
9. Фонды предприятия: расчёты по формированию фондов (накопления, потребления), а также по их расходованию.
10. Финансовый план:
а) доходы и расходы в целом по предприятию;
б) кредитные взаимоотношения;
в) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами;
г) порядок распределения прибыли.
11. Планирование социального развития: перечень мероприятий по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работы на предприятиях.
12. Охрана природы и рационального использования природных ресурсов: перечень мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, источников вод, их очистки.
Система планов организации и их взаимосвязь
Планирование в организации может относиться к тому или иному типу в зависимости от признака классификации. Признаками, определяющими тип планирования, являются горизонт планирования, содержание плановых решений, временная ориентация идей планирования, степень неопределенности в планировании.
В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа:
— долгосрочное (перспективное);
— среднесрочное;
— краткосрочное (текущее).
Долгосрочное планированиеобычно охватывает длительные - более 5 лет - периоды времени, например 10, 15 и 20 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию организации, включая социальное, экономическое и научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планированиеосуществляется на период от 1 года до 5 лет. Такие планы разрабатываются в соответствии с перспективным планом и конкретизируют его ориентиры и задачи на более короткие промежутки времени.
Краткосрочное планирование — это разработка плана на 1 год. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются наиболее детально, включают конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах. В свою очередь задания текущих планов детализируются по кварталам, месяцам, декадам и суткам.
По содержанию плановых решений выделяют стратегическое планирование, тактическое планирование и оперативное планирование.
Стратегия предприятия - это совокупность его главных целей и основных способов достижения данных целей. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать и т.п. В результате стратегического планирования организация ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
Разработку общей стратегии организации осуществляет руководство, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджером. Задача плановой команды - обеспечить стратегическое планирование квалифицированным аналитическим подходом.
Тактическим планированием следует считать процесс создания предпосылок по реализации возможностей организации, выявленных в ходе стратегического планирования. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и является заботой среднего и низшего управленческого звена. Тактическое планирование позволяет использовать скрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции и услуг, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.
Оперативное планированиеявляется завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности организации. Основная его задача — конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной, планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. Ответственность за разработку оперативных планов несет низшее управленческое звено.
Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей организации, то тактическое следует считать процессом создания предпосылок (условий) для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование — процессом их реализации.
Временная ориентация идей планированияучитывает в процессе планирования его отношение к прошлому, настоящему и будущему.
Реактивное планирование (нацеленное только в прошлое). Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняшнего дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и современному технологическому обществу.
Основной метод реактивного планирования - это генетический подход. То есть всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать - и проблема исчезнет.
Инактивное планирование (приспосабливающееся только к настоящему). При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед.
Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма.
Преактивное планирование (предпочитающее смотреть только в будущее). В противовес инактивистам преакгивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений. Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений
Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Интерактивное планирование (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования). Основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности работников организации. Предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий работников организации. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего.
В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: детерминированные и вероятностные.
Детерминированные - системы планирования, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Возможно ли существование детерминированных систем на практике? Если говорить о планировании на уровне организации в целом, то, конечно, нет, потому что всякая организация в рыночной экономике действует в условиях неопределенной, меняющейся среды и не может быть до конца уверено в каком-либо исходе происходящих событий. А вот планирование на уровне подразделений, как правило, обладает высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.
Вероятностные (стохастические)системы планирования - предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Практически каждая экономическая организация, осуществляя общее планирование своей деятельности, сталкивается с неопределенностью результатов.
26. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
- анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
- анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
- выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
- анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.
Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.