Понятие организации бухгалтерского учета, формы ведения учета
Бухгалтерский учет в обязательном порядке ведется на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы и сферы деятельности. Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись непрерывно со дня регистрации предприятия и до его ликвидации.
Организация бухгалтерского учета – это система условий для получения своевременной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за использованием ресурсов и имущества.
Элементы этой системы – первичный учет, документооборот, инвентаризация, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности (бухгалтерская, статистическая, управленческая, налоговая отчетности, отчетность во внебюджетные государственные фонды и т.п.).
Искажение информации, содержащейся в отчетности, влечет за собой материальную, административную и даже уголовную ответственность.
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель может возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель предприятия, применяющего упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
При наличии главного бухгалтера создается бухгалтерская служба, как отдельное структурное подразделение. Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Она взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности.
Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
- учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов);
- учет расчетов по оплате труда;
- учет затрат на производство;
- учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов;
- учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.);
- составление бухгалтерской отчетности.
Под формой бухгалтерского учетапонимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации ФХЖ, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
- журнально-ордерная – основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет объектов бухгалтерского учета по всем разделам учета. Записи сведены до минимума и их производят по схеме, документ – регистр – форма отчетности. Основными регистрами являются журналы-ордера, которые ведутся по кредиту одного или нескольких счетов;
- мемориально-ордерная – проверенные и принятые к учету первичные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами с указанием корреспондирующих счетов.;
- упрощенная форма предусматривает ведение Книги (журнала) учета хозяйственных операций, которая содержит все счета, применяемые в организации, и совмещает синтетический и аналитический учет, т.е. является комбинированным регистром. Упрощенная форма учета может вестись:
а) по простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров);
б) по форме с использованием учетных регистров малого предприятия;
- автоматизированная форма основана на использовании компьютерной техники, которая с помощью специальных программ позволяет автоматизировать весь учетный процесс. Использование компьютерной бухгалтерской программы не является отдельной формой бухгалтерского учета, а представляет собой технологию обработки и регистрации учетной информации.