Основные правила ведения бухгалтерского учета. Системы бухгалтерского учета.

Основные правила ведения бухгалтерского учета- его исходные положения, на которых базируется построение и ведение бухгалтерского учета субъектами предпринимательской деятельности. Они закреплены в Законе о бухгалтерском учете и отчетности и иных нормативных правовых актах и сводятся к следующему.

1. Ведение бухгалтерского учета, как было указано выше, является обязательнымдля всех организаций. В данном случае речь идет об абсолютном праве и обязанности вести бухгалтерский учет своих активов, обязательств и хозяйственных операций.

2. Бухгалтерский учет ведется в белорусских рублях. Стоимость активов и пассивов, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в денежные единицы Республики Беларусь.

3. Активы, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) организации, учитываются обособленноот находящихся на бухгалтерском учете данной организации активов иных организаций и имущества физических лиц.

4. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывнос момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации.

5. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета, что означает сплошное ведение бухгалтерского учета.

6. В бухгалтерском учете организации раздельно учитываются текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

7. Документальное отражение информации о состоянии и движении активов и пассивов организации. Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, который должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения.

8. Учет активов, обязательств и хозяйственных операций ведется методом двойной записи. Это означает, что каждая операция отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого. Исходя из содержания учитываемой операции, все счета делятся на пассивные и активные. Первые содержат сведения об источниках формирования активов организации, в частности, об уставном и добавочном фонде, кредитах банков и т.д., и соответствуют пассиву баланса. Вторые содержат сведения о наличии и изменении состава средств организации: основных средствах, нематериальных активах, готовой продукции, денежных средствах и т.д.

9. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, подлежит систематизации и накоплениюв регистрах бухгалтерского учета. Регистры предназначены также для отражения указанной информации на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Требования, которым должны соответствовать регистры бухгалтерского учета, закреплены в ст. 10 Закона о бухгалтерском учете. Хозяйственные операции должны отражаться в них в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

10. Документированиеобъектов бухгалтерского учета, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляется на русском или белорусском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык.

11. Для отражения активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете производится их учетная оценка вофициальной денежной единице Республики Беларусь методами, перечисленными в норме ст. 12 Закона о бухгалтерском учете.

Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

- первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

- приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

- переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;

- другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.

12. Инвентаризация активов и обязательств организации обязана проводиться для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

- при реорганизации или ликвидации организации;

- перед составлением годовой отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

- при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).

Обязательность ведения бухгалтерского учета субъектами предпринимательской деятельности не предполагает его единую систему. Кроме того отдельные субъекты имеют право выбора конкретной системы учета.

В целом можно выделить следующие виды систем бухгалтерского учета:

1) общая система учета, которая рассмотрена выше;

2) специальная система учета, применяемая в отдельных сферах предпринимательской деятельности, например, банковской;

3) система учета, которая устанавливается, как отмечалось выше, для отдельных видов субъектов хозяйствования: крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных и религиозных организаций (объединений), потребительских кооперативов (за исключением потребительских обществ), товариществ собственников, хозяйственных групп, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности).

В основу перечисленных видов положены общие правила, но сам порядок ведения бухгалтерского учета и, что самое важное, применяемый план счетов, отличаются.

Организация бухгалтерского учетаявляется обязанностью руководителя субъекта хозяйствования, который вправе в зависимости от объема учетной работы: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера; передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом организации.

Руководитель организации обязан организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия; обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.

Наши рекомендации