Организация валютного регулирования и валютного контроля в России

В основу современной валютной политики Российской Федерации положены два фактора: 1) прогрессивное развитие национальной эко­номики; 2) развитие международного экономического сотрудничества. Кроме того, сформулированы стратегические цели валютной политики:

реализация единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации, стабильность внутрен­него валютного рынка.

Принципы валютной политики — это положения, на которых стро­ится текущая валютная политика, система валютного регулирования и валютного контроля. Основными принципами валютного регулирова­ния и валютного контроля в Российской Федерации являются: 1) при­оритет экономических мер; 2) исключение неоправданного вмешатель­ства государства; 3) единство внешней и внутренней валютной полити­ки; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контро­ля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов как резидентов, так и нерезидентов.

Один из принципиальных моментов валютной политики — это сво­бодное проведение всех видов валютных операций. Существующие ог­раничения на некоторые валютные операции, например запрещение расчетов за наличную валюту на территории нашей страны, несущест­венны по сравнению с общим объемом проводимых валютных опера­ций. Они установлены прежде всего в целях обеспечения устойчивости валюты РФ, стабильности внутреннего валютного рынка, а также воз­можного предотвращения сокращения золотовалютных резервов и для поддержания устойчивости платежного баланса. Установленные в на­стоящее время ограничения не носят дискриминационного характера в отношении резидентов или нерезидентов, каких-либо отраслей про­мышленности или секторов рынка. Они, скорее всего, отменятся орга­нами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вы­звавших их установление.

Система валютного регулирования и валютного контроля.Валют­ное регулирование и валютный контроль в нашей стране осуществля­ются Правительством РФ, органами валютного регулирования и ва­лютного контроля, агентами валютного контроля. Органами валютного регулирования и валютного контроля являются Центральный банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Пра­вительством РФ — в настоящее время Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Фе­деральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные феде­ральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, тамо­женные органы и налоговые органы.

Условно систему валютного регулирования и валютного контроля

Российской Федерации можно представить следующей схемой рис. 24.1).



Раздел VI. Международные финансы

Глава 24. Валютные ограничения и контроль




           
    Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru
  Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru
    Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru
 
 

Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru

Правительство Российской Федерации

Органы валют­ного регулирова­ния и валютного контроля

Коммерческие банки
Валютные биржи

Тамож-

Налоговые инспекции
Агенты валютного контроля

Профессио­нальные участ­ники РЦБ

ВНЕШЭКО­НОМБАНК

Рис. 24.1. Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в об­ласти валютного регулирования и валютного контроля федеральных органов исполнительной власти с Центральным банком РФ. Также Правительство РФ обеспечивает взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ. Органы ва­лютного регулирования и валютного контроля издают акты по вопро­сам их компетенции обязательные для резидентов и нерезидентов. Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опуб­ликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Контроль за деятельностью агентов валютного контроля (кредитных организаций и валютных бирж) осуществляет Банк России. Контроль за деятельностью агентов валютного контроля, не являющихся кредит­ными организациями или валютными биржами, осуществляют в преде­лах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти.

Еще одна функция органов валютного контроля — обеспечение уст­ранение нарушений и применение мер ответственности за нарушение валютного законодательства. Однако отмечаем одну особенность, свя­занную с выполнением этой функции. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, ак­тов органов валютного регулирования и валютного контроля толкуют­ся в пользу резидентов и нерезидентов. Кроме того, если порядок осу­ществления валютных операций, порядок использования счетов не

установлены, то операции по счетам проводятся без ограничений. Не допускается установление органами валютного регулирования требова­ния о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разре­шений, а также требования о предварительной регистрации валютных операций. Органы валютного регулирования и валютного контроля проводят все виды валютных операций без ограничений.

Агенты валютного контроля осуществляют валютный контроль. Ими проводятся проверки соблюдения валютного законодательства и достоверности учета и отчетности по валютным операциям. Для осу­ществления валютного контроля агенты имеют право запрашивать и получать все документы, связанные с проведением валютных опера­ций, открытием и ведением счетов. К таким документам, например, от­носятся документы, удостоверяющие личность и родственные отноше­ния частных лиц, регистрационные документы юридических лиц, доку­менты, удостоверяющие статус нерезидента, налоговые свидетельства, документы, являющиеся основанием для проведения валютных опера­ций, банковские выписки, таможенные декларации, паспорта сделки и др. Все документы должны быть действительными на день представ­ления. Документы представляются в подлиннике или в форме заверен­ной копии. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверен­ные агентом валютного контроля копии.

Правила проведения валютных операций в Российской Федера­ции.Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета и банковские вклады в иностранной валюте. Купля-продажа иностранной валюты производится только через упол­номоченные банки. Банк России устанавливает требования к оформле­нию документов при купле-продаже иностранной валюты. При осуще­ствлении внешнеторговой деятельности экспортеры-резиденты обяза­ны репатриировать валютную выручку. Под репатриацией понимается: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномочен­ных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за вывезенные (экспортированные) товары, услуги, результаты интеллек­туальной деятельности, либо 2) возврат на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, упла­ченной в качестве предоплаты за неполученные товары, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках валютную выручку, если контрактом преду­смотрены оплата текущих расходов (строительных, выставочных, спор­тивных и т. п.), погашение кредитов из этой выручки или взаимозачет встречных требований.

Федеральным законодательством предусмотрено, что Банком Рос­сии может быть установлено обязательство обязательной продажи всей



Раздел VI. Международные финансы

Глава 24. Валютные ограничения и контроль




Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru или части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ1. Для этого в банках резидентам открывается два валютных счета — «теку­щий» и «транзитный». «Транзитный» валютный счет открывается для идентификации поступлений иностранной валюты, для учета валют­ных операций, для осуществления обязательной продажи валютной вы­ручки. «Текущий» валютный счет открывается для использования ино­странной валюты в соответствии с валютным законодательством РФ. На транзитный валютный счет зачисляются в полном объеме все посту­пления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением де­нежных средств, поступающих с текущих валютных счетов. С транзит­ного валютного счета осуществляется обязательная продажа, а часть средств, не подлежащих обязательной продаже, переводится на теку­щий счет. В настоящее время размер обязательной продажи, установ­ленный Банком России, — 0%.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся че­рез банковские счета в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения счетов устанавливается Центральным банком РФ. При осу­ществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в настоящее время установлено требование по оформлению в уполно­моченных банках паспорта сделки, содержащего сведения, необходи­мые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, а так­же для целей валютного контроля. Информация в паспорте сделки от­ражается на основании подтверждающих документов, имеющихся у ре­зидентов2.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осущест­вляются без ограничений. Валютные операции между резидентами за­прещены. Однако федеральным законодательством3 установлен ряд ис­ключительных случаев, при которых разрешены расчеты между рези­дентами в иностранной валюте. Эти исключения можно разделить на три группы.

1 Инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной прода­
же части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».
Обязательная продажа предусмотрена только для выручки в валютах, имеющих наи­
больший спрос на внутреннем валютном рынке РФ, — австралийский доллар, датская
крона, доллар США, евро, исландская крона, йена, канадский доллар, норвежская кро­
на, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцар­
ский франк.

2 Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операции
между резидентами и нерезидентами, а также порядок представления документов и ин­
формации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными
банками валютных операций регламентирован Инструкцией Банка России от 15 июля
2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномо­
ченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операции,
порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспор­
тов сделок».

3 Статьи 9,12,14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валют­
ном регулировании и валютном контроле».

Первую группу операций между резидентами, по которым разреше­ны расчеты в иностранной валюте, составляют операции между ком­мерческими банками, а также операции банков со своими клиентами.

Во вторую группу можно отнести операции физических лиц. Без ог­раничений осуществляются расчеты в иностранной валюте по операци­ям, связанным с дарением, наследованием и коллекционированием. Эти операции разрешено проводить, минуя уполномоченные банки. Без ог­раничений осуществляются переводы между физическими лицами — супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, ба­бушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими об­щих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновлен­ными). Также разрешено осуществлять расчеты между резидентами в иностранной валюте, если они представляют собой выплату заработ­ной платы или возмещение командировочных расходов физическим ли­цам — сотрудникам представительств резидентов за рубежом (в том числе официальных представительств РФ), а также лицам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Разрешены расчеты физических лиц — резидентов в иностранной валю­те в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации това­ров и оказании услуг в пути следования транспортных средств при меж­дународных перевозках. Разрешаются расчеты в иностранной валюте по договорам перевозки пассажиров между транспортными организа­циями и находящимися за пределами территории РФ физическими ли­цами. Без ограничений осуществляются переводы физическим лицом — резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в иностран­ных банках, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в российских банках. Обратные переводы физическим лицом — рези­дентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — ре­зидентов на их счета, открытые в иностранных банках, разрешены толь­ко в сумме, не превышающей 5000 долл. США, в течение одного опера­ционного дня через один уполномоченный банк.

Третью группу составляют операции между юридическими лицами. Разрешены следующие расчеты в иностранной валюте между резиден­тами — юридическими лицами: 1) между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при ока­зании услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с не­резидентами; 2) по договорам транспортной экспедиции, перевозки, фрахтования, страхования грузов, связанных ввозом/вывозом груза из Российской Федерации; 3) расчеты по операциям с внешними ценными I бумагами, осуществляемым через организаторов торговли на рынке I ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в де-I позитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ; 4) обя-I зательные платежи (налоги, сборы) и другие переводы при исполнении I бюджетов бюджетной системы РФ; 5) переводы для осуществления



Раздел VI. Международные финансы

Глава 24. Валютные ограничения и контроль 807



Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru Организация валютного регулирования и валютного контроля в России - student2.ru деятельности официальных представительств РФ, находящихся за пре­делами территории РФ.

Нерезиденты между собой вправе без ограничений осуществлять переводы иностранной валюты. Нерезиденты имеют право без ограни­чений перечислять со своих счетов в зарубежных банках на счета в бан­ках нашей страны иностранную валюту и валюту РФ. Но со своих сче­тов в банках нашей страны на свои счета в зарубежных банках нерези­денты без ограничений могут перечислять только иностранную валюту. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ.

Открытие счетов в зарубежных банках.Специального разрешения коммерческим банкам и валютным биржам для открытия счетов в зару­бежных банках не требуется. Коммерческие банки и валютные биржи открывают счета в зарубежных банках на основании общей лицензий Центрального банка РФ на проведение валютных операций. Резиденты (физические и юридические лица) могут открывать счета в зарубежных банках, только расположенных на территориях государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития1 (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег2 (ФАТФ). Об открытии таких счетов резиденты уведомляют налоговые органы по месту своего учета по специальной, утвержденной налоговы­ми органами, форме.

Источниками средств на данных счетах могут быть: средства со сво­их счетов в банках на территории России; суммы кредитов, полученных от резидентов государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; для физических лиц — средства, полученные от других физи­ческих лиц — резидентов; для юридических лиц — валютная выручка, необходимая для ведения за рубежом текущей хозяйственной деятель­ности. Средства с этих счетов могут использоваться без ограничений для проведения валютных операций, за исключением того, что юриди­ческие лица не могут использовать эти средства для валютных опера­ций с резидентами, в том числе и коммерческими банками-резидента­ми.

Двадцать стран подписали Конвенцию Организации экономического сотрудни­чества и развития14 декабря 1960 г. В дальнейшем к ней присоединились еще Ю стран. В настоящее время членами этой организации являются Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швей­цария, Турция, Великобритания, США.

2 В настоящее время членами ФАТФявляются Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Исландия, Ирландия, Испания, Япония, Нидерланды, Люксембург, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, ЮАР, Ис­пания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, США.

Наши рекомендации