Финансовое прогнозирование
Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 93..
Цель финансового прогнозирования — оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов на прогнозируемый период на основе анализа тенденций финансовых показателей (путем разработки различных вариантов развития объекта прогнозирования).
Прогнозирование в сфере финансов осуществляется во взаимосвязи с процедурами стратегического планирования развития национальной экономики в целом. Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» за Федеральным Собранием и Президентом РФ закреплены функции обоснования и согласования с представителями различных слоев общества общенациональных идей и направлений развития России.
На исполнительную власть — Правительство РФ — Федеральный закон возлагает обязанности по обеспечению разработки долгосрочного прогноза, организации подготовки концепции социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу. В разрабатываемых Правительством РФ Программах социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу находят отражение основные направления финансовой политики , включая приоритеты налоговой, бюджетной системы.
Прогнозирование представляет собой инструмент научного предвидения, вариантного анализа с применением экономических моделей, с определенной степенью вероятности описывающих динамику показателей в зависимости от различных факторов, влияющих на финансовые процессы. В ходе планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Прогнозирование предполагает разработку и составление прогнозов, научно обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии экономической системы, хозяйствующих субъектов и характеризующих это состояние показателей.
Финансовое прогнозирование широко используется на централизованном и децентрализованном уровнях как инструмент научного предвидения, вариантного анализа.
Расчеты в процессе финансового прогнозирования проводятся с использованием:
· методов математического моделирования;
· методов построения трендов и составления сценариев;
· стохастических методов;
· методов эконометрического прогнозирования;
· экспертных оценок.
Бюджетное прогнозирование — это исследование конкретных перспектив развития бюджета в будущем, т.е. это научно обоснованное предположение о будущем состоянии бюджета. Так, предусмотрено, что проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года на основе прогноза социально-экономического развития РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств (для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно на прогнозе социально-экономического развития субъекта РФ, муниципального образования) Бюджетный кодекс РФ. М.: ТК «Велби», 2007. Ст. 169.. Бюджетным кодексом РФ закреплена необходимость перехода на среднесрочное бюджетное планирование. Первые трехлетние федеральный бюджет и бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования приняты в 2007 г.
Система прогнозов, финансовых планов и документов
В финансовом планировании выделяются стратегические, текущие, оперативные планы. Примером стратегического планирования на предприятии является бизнес-план . Целью его, как правило, является разработка стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.
Среди его типов выделяются:
· полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта;
· бизнес-план компании (группы);
· бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности);
· бизнес-план для обоснования заявки на кредит.
Особое место в структуре бизнес-плана занимает финансовый план , на основе которого обобщаются прогнозные денежные потоки. Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:
· разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объема продаж;
· расчет различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.);
· проектирование годовых потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки;
· определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.
В современных условиях возрастает значение системы бюджетирования на предприятии, которое охватывает как организацию в целом, включая производство, реализацию, финансирование, так и подразделения, которые занимаются отдельными видами деятельности. Бюджеты включаются в общую систему управления предприятием. Бюджетирование , с одной стороны, — это процесс составления финансовых планов и смет, с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Бюджетирование, как правило, начинается с разработки операционных бюджетов :
· бюджета продаж;
· производственного бюджета;
· бюджета прямых материальных затрат;
· бюджета прямых затрат труда;
· бюджета общепроизводственных расходов;
· бюджета управленческих расходов;
· бюджета коммерческих расходов.
На их основе составляются основные бюджеты :
· бюджет движения денежных средств;
· бюджет доходов и расходов;
· прогнозный баланс Виткалова А.П., Миллер Д.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. С. 12—15..
По уровню финансового планирования выделяются федеральные, региональные и муниципальные финансовые планы (бюджеты).
Бюджетное планирование — важнейшая составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления (федеральном, региональном, муниципальном). С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений.
В соответствии со ст. 174 БК РФ разрабатывается среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования), содержащий основные параметры бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Он содержит следующие параметры:
· прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ (муниципального района);
· объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств;
· распределение между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;
· нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты;
· дефицит (профицит) бюджета;
· верхний предел государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга.
В рамках бюджетного планирования в соответствии со ст. 175 БК РФ разрабатывается сводный баланс РФ — документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ (валового национального располагаемого дохода — ВНРД ) и секторов экономики. Он разрабатывается на среднесрочный период, включающий очередной финансовый год, первый и второй год планового периода на основе системы национальных счетов и бюджетной классификации РФ в форме консолидированного счета финансовых ресурсов РФ (табл. 10.1), а также в форме баланса государственных и муниципальных финансов (табл. 10.2).
Таблица 10.1