Финансовое прогнозирование. Финансовое прогнозирование - исследование конкретных перспектив развития финансов, субъектов власти и субъектов хозяйствования в будущем

Финансовое прогнозирование - исследование конкретных перспектив развития финансов, субъектов власти и субъектов хозяйствования в будущем. Научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.

Цель финансового прогнозирования: оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов власти и субъектов хозяйствования.

Задачи финансового прогнозирования (аналогично планированию, кроме 7):

1. Определить объем финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общий объем на прогнозируемый период

2. Определения объема и направления использования финансовых ресурсов. Установление приоритетных направлений расходования средств на прогнозируемый период

3. Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов на прогнозируемый период

4. Обеспечение экономного и эффективного использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период

5. Создание условий для укрепления устойчивости организаций, бюджетов, внебюджетных фондов на прогнозируемый период

6. Определение экономически-обоснованного размера финансовых резервов на прогнозируемый период

7. Определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами власти, субъектами хозяйствования решений

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития административно-территориальной единицы (образования), страны в целом, организации.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие методы, как:

§ математическое моделирование

§ эконометрическое прогнозирование

§ стохастические методы

§ трендовые методы

§ методы экспертных оценок

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, которые представляет собой систему научно-обоснованный предположений о возможных направлениях развития и состояния финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

В зависимости от временной продолжительности различают: долгосрочные, среднесрочные, долгосрочные финансовые прогнозирования.

Лекция 9

Сводный финансовый баланс РФ – документ, характеризующий объем и используем. финансовых ресурсов РФ и секторов экономики.

Данный прогноз составляется в целях оценки объема финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития РФ и бюджета на очередной финансовый год и плановый период, оценки влияния федеральной политики в области экономического развития по показателям прогноза социально-экономического развития территории.

Порядок разработки данного документа определяется Правительством РФ, непосредственно разрабатывается документ Министерством экономического развития РФ.

Среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) – документ, содержащий основные параметры бюджета.

Среднесрочный финансовый план – формируется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития территории и содержит основные параметры бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Значение показателей среднесрочного финансового плана и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу.

Данный документ содержит следующие параметры:

1. Прогнозируемый общий объем доходов, расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ муниципального района.

2. Объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификаций бюджета.

3. Распределение в очередном финансовом году между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

4. Нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты.

5. Уровень дефицита и профицита

6. Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга.

Среднесрочный финансовый план разрабатывается путем уточнения параметров среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период.

Использование практики финансового прогнозирования сводного финансового баланса, среднесрочных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансовой политики (экономики) государства, а также прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период.

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов.

Этапы и методы финансового планирования

Включают 3 этапа:

1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущем и текущем периодах

2. Расчет плановых показателей

3. Составление финансового плана

Этап. Анализ выполнения финансового плана

1. Горизонтальный – сравниваются текущие показатели с показателями за следующий период.

2. Вертикальный - определяется структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе, их влияние на общие результаты.

3. Трендовый – проводится в целях выявления тенденции изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет.

4. Факторный – заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

Экономический анализ позволяет выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущем годах, резервы роста финансовых ресурсов, обосновать основные параметры финансового плана, выявить недостатки в работе органов управления финансами, подготовить предложения по их устранению.

Этап.

Плановые показатели – числовые величины, выражающие конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Расчетные плановые показатели – используются для обоснования и увязки плановых заданий и предполагают разработку нескольких вариантов показателей финансового плана.

Используются следующие методы расчета показателей финансового плана:

1. Метод экстраполяции – не учитывает роста показателей, опирается на достигнутое.

2. Нормативный метод – использование норм. Плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов.

3. Индексный метод - Широко используют индексы динамики физически х объемов, уровня жизни, рост цен и т.п. Данный метод получил свое распространение именно у условиях рыночной экономики.

4. Программно-целевой метод – позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития, как в целом государства, так и в отдельной отрасли и территории. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетания различных источников финансирования. Т.е. финансовая реализуемость данных программ предусматривает различные источники финансирования.

Сегодня выделяют федеральные, ведомственные целевые программы и федеральные адресные инвестиционные программа.

Этап.

На данном этапе составляется финансовый план, документ ,подлежащий утверждению органами, имеющими на то полномочия (на федеральном уровне это президент, субъекта – губернатор, в организации – сам руководитель или финансовый директор, может подписываться и собственником, если тот является руководителем).

На данном этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них (потребности вытекают соответственно из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, инвестиционной программы, проекта и пр.) расходы органов власти, субъектов хозяйствования с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям, получателям; распределить по кварталам доходы и расходы.

Помимо этого используется метод оптимизации плановых решений, при котором применяются разные критерии выбора:

На микроуровне (на уровне организаций)

§ максимум прибыли

§ максимум прибыли на рубль вложенного капитала

§ минимальный оборот средств оборотного капитала

§ минимальный срок оборачиваемости капитала

и т.д.

На макроуровне (на уровне органов гос. власти)

1. максимум дохода бюджета

2. минимум расходов бюджета

3. максимальная социальная отдача

4. максимальный экономический эффект

5. минимальный уровень дефицита

Виды финансовых планов

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджеты или бюджетные планы: федеральный, муниципальный, региональный, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти и местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств и предназначен для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджет составляется исполнительными органами власти и утверждается в форме закона законодательными органами власти на 3 года.

Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регулируется бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Бюджет, как план носит целевой и директивный характер (конкретность и адресность).

Наши рекомендации