Финансовое прогнозирование

Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного будущего состояния и результатов деятельности предприятия в перспективе. Результатом является прогноз, т.е. научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных объективных факторов (научно-технических, природно-климатических, социально- экономических и политических).

Основная функция прогноза — обоснование возможного состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.

Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной достоверностью. Прогноз на практике - это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленной цели в зависимости от масштаба и способа будущих действий.

Задачами экономического прогнозирования являются: предвидение возможного распределения ресурсов по различным направлениям; определение нижних и верхних границ получаемых результатов; оценка максимально возможного количества ресурсов, необходимого для решения хозяйственных и научно-технических проблем и др.

Условно все существующие методы прогнозирования можно разбить на две большие группы (Рис.1):

1. Фактографические (формализованные), которые базируются на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом. Они условно подразделяются на:

· статистические, основанные на построении и анализе динамиче­ских рядов, либо на данных случайной выборки;

· аналоговые методы, направленные на выявление сходства в закономерностях развития различных систем и процессов.

2. Экспертные (интуитивные) методы используют мнения специали­стов-экспертов и применяются тогда, когда невозможно формализовать изучаемые процессы или имеет место неопределенность развития хозяйственной системы.

Финансовое прогнозирование - student2.ru

Рис. 1 Классификация методов прогнозирования

Статистические методы основаны на построении и анализе динами­ческих рядов, либо данных случайной выборки. К ним относятся методы прогнозной экстраполяции, корреляционный и регрессионный анализ. В группу статистических методов можно включить метод максимального правдоподобия и ассоциативные методы — имитационное моделирование и логический анализ.

Методы экстраполяции сводятся к обработке имеющихся данных об объекте прогнозирования за прошлое время и распространению обнару­женной в прошлом тенденции на будущее.

Методы моделирования — наиболее сложный метод прогнозирова­ния, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с эксперт­ными методами.

Прогнозирование по аналогии - это достаточно часто применяемый тип прогнозирования. Следует иметь в виду, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между: объектами управления, типами менеджмента, в случае, имеющем место ранее на практике, в конкретном случае прогнозирования.

Экспертные оценки делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относят сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки.

«Интервью» предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом - экспертом, которая включает вопросы о будущем состоянии системы и ее среды.

Для метода «мозгового штурма (атаки)» характерна коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей (включая самые невероятные) по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи.

Сущность метода состоит в разделении решения двух задач:

· генерирование новых идей;

· анализ и оценка предложенных идей.

При проведении экспертизы должны соблюдаться следующие правила:

· любые критические высказывания или оценки ценности предложенной мысли, идеи недопустимы;

· должно быть достаточное количество и многообразие высказанных идей;

· необходимо «свободное парение» мысли: чем необычнее идея, тем лучше;

· мысли, идеи должны подхватываться, развиваться, комбинироваться, результатом должна быть лавина идей.

В завершении «мозгового штурма» производится тщательный анализ, критика высказанных точек зрения и отбор наиболее ценных из них.

Метод «мозгового штурма (атаки)» целесообразно использовать в критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, свежих концепций в качестве одного из этапов системы поиска путей решения поставленной проблемы.

Суть метода Дельфи - проведение анкетных опросов специалистов в выбранной области знаний. Основными особенностями этого метода являются:

- полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных об­суждений;

- многоуровневая процедура опроса экспертов;

- обеспечение экспертов информацией, включая и обмен информаци­ей между ними после каждого тура опроса, при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики;

- обоснование ответов экспертов по запросу организаторов.

Метод сценариев - это описание (гипотетическая картина) будущего, со­ставленное с учетом наиболее правдоподобных предположений.

ТЕМА 10: ОПЕРАТИВНАЯ ФИНАНСОВАЯ РАБОТА (1 а.ч.)

План лекции:

1. Сущность, цели и задачи оперативной финансовой работы

2.Основные блоки оперативной хозяйственной работы

3. Управление денежными потоками корпорации

Наши рекомендации