МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. 11 имеющиеся формы непрямой конкуренции;

11 имеющиеся формы непрямой конкуренции;

11 планы и тенденции бизнеса конкурентов;

II возможная реакция конкурентов на планы фирмы.

4. Государственное регулирование рынка и контроль: II в отношении данного товара или товарной группы;

11 в отношении цен;

11 в отношении методов конкуренции;

II в отношении рекламы и продвижения товаров.

5. Социально-культурная среда:

II позиции, интересы и практика властных структур (представительских, исполнительных, судебных орга­нов власти);

II позиции и практика средств массовой информации (ТВ, пресса, радио) относительно данной зоны деловой активности;

11 позиции, интересы и практика общественных органи­заций: партий, профсоюзов, движений, фондов и т. п.;

II общественное мнение населения.

(Б) Внутренние факторы или факторы производите­ля, в том числе:

1.Товар (услуга):

11 характеристика товара, соотношения его потребитель­ских, технических и т. д. качеств и особенностей.

2. Цены:

II уровень цен;

II психологические особенности ценообразования (напри­мер, целесообразно округление цен или нет);

II определение ценовой политики фирмы: твердая или изменяющаяся цена, районирование цен и т. п.

3. Торговая марка — отдельная или единая с другими фирмами.

4. Торговая сеть:

II методы реализации и продажи (непосредственно по­требителям, через розничную торговлю, через опто­вую сеть, агентами или иными каналами сбыта);

11 характер и степень представительства дилеров в рабо­те фирмы.

5. Реклама:

II способы рекламы;

11 виды рекламы для потребителей и для торговых струк­тур; 11 роль рекламы.

6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

6. Упаковка товара или услуги.

7. Подача товара или услуги.

8. Обслуживание (сервисные услуги).

9. Перемещение товара: складирование, перевозка.

10. Информационное обеспечение:

II способы сбора информации о реализации товара и ре­акции рынка и среды; II используемые информационные технологии; II методика учета и контроля.

* * *

Описание ЗДА и маркетинговый комплекс лежат в основе ряда важнейших решений и документов. Напри­мер, они могут быть конкретизированы в бизнес-плане, структура и содержание которого отличаются от описа­ния ЗДА и маркетингового комплекса лишь большей под­робностью и детализацией факторов, поскольку бизнес-план является программой реализации конкретного ком­мерческого проекта.

Он включает в себя:

1. Титульный лист, в том числе: * 11 название и адрес фирмы,

Ш названия и адреса ее учредителей, Ш краткую суть проекта, Ш общую его стоимость.

2. Вводную часть — обычно 3-4 страницы — в том числе:

1! цель проекта,

Ш сроки его реализации, информация об авторах про­екта.

3. Общий анализ ЗДА, в том числе: В анализ тенденций развития,

II потенциальные потребители и клиенты, Ш потенциальные и действительные конкуренты, Ш рынки необходимых ресурсов и средств (цены, объе­мы, источники, доступ к ним).

4. Сущность проекта, в том числе: И характеристика товара и услуг,

II сведения о фирме,

Ш сведения о менеджерах,

И сведения специалистах и персонале фирмы, их квали­фикации.

326 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

5. Производственный план, в том числе: II характеристика возможностей фирмы,

Ш характеристика возможностей субподрядчиков, парт­неров, поставщиков,

II характеристика используемых производственных по­мещений, технологии, методики, образования, инст­рументов.

6. План маркетинга, в том числе: Ш спрос и его емкость,

HI каналы сбыта и реализации, условия поставок, меры

стимулирования сбыта, Ш реклама, Ш прогноз объема продажи и его динамики.

7. Организационный план, в том числе:

19 форма собственного товара, сведения о партнерах и

пайщиках, 11 мера ответственности фирмы и партнеров, II информационное обеспечение проекта, Ш меры по обеспечению public relations, 11 сведения о членах руководства (правления, совета

и т. п.), 11 организационная структура проекта и распределение

обязанностей.

8. Оценка риска, в том числе: II возможные слабости проекта,

Ш коммерческие и инновационные риски,

11 меры по их предотвращению, страхованию,

Ш альтернативные стратегии.

9. Финансовый план, в том числе: 11 баланс доходов и расходов,

11 точка самоокупаемости вложений, II оптимальный размер вложений,

II источники средств и основные направления их ис­пользования.. II порядок распределения возможной прибыли.

10. Приложения, в том числе:

11 справочно-информационные письма,

И копии лицензий,

Ш прейскуранты поставщиков, копии исходных матери­алов,

Ш curriculum vitae ведущих менеджеров и специалистов, авторов проекта.

8. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

А А *

Методика бизнес-плана придает точность и конкрет­ность проекту программы, отчетливо демонстрируя его возможности.

Главное отличие бизнес-плана от описания ЗДА и мар­кетингового комплекса — в его назначении. В отличие от них, бизнес-план предназначен не для «внутреннего пользования» при выработке стратегии фирмы, а для пред­ложений партнерам, смежникам, поставщикам, для ис­пользования в рекламных, справочно-информационных материалах, в том числе направляемых в государствен­ные органы, средства массовой информации, для связей с общественностью, переговоров.

Бизнес-план — это как бы итоговый продукт приня­тия стратегических решений. Причем методика составле­ния бизнес-планов все более активно распространяется на некоммерческую сферу, в том числе и на сферу культуры. Например, заявки на финансирование программ из бюд­жетных средств все чаще принимаются в форме бизнес-планов. А иногда эта форма заявок и проектов является обязательным условием их приема и рассмотрения. Так поступают, например, Комитет по культуре Санкт-Петер­бурга, Комитет по экономике и финансам и другие орга­ны власти.

К сожалению, практически все бизнес-планы, подго­товленные российскими предпринимателями, просто по­ражают своей плохой, с точки зрения международной предпринимательской практики, подготовкой и непрора­ботанностью.

Подавляющее большинство их бизнес-планов готовят­ся только с технической стороны, а грамотный финансо­вый и маркетинговый анализ были скорее исключением, чем правилом.

Важно отметить, что отсутствие методик подготовки бизнес-планов ни в коей мере нельзя рассматривать в качестве причины такого положения дел — при желании всегда можно обратиться в российскую или западную кон­салтинговую фирму, представительства которых действу­ют в стране, либо принять участие в соответствующем семинаре. Кроме того, только за последние два года прак­тически каждое более или менее заметное в предприни­мательских кругах бизнес-издание считало своим долгом

Наши рекомендации