МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. 11 имеющиеся формы непрямой конкуренции;
11 имеющиеся формы непрямой конкуренции;
11 планы и тенденции бизнеса конкурентов;
II возможная реакция конкурентов на планы фирмы.
4. Государственное регулирование рынка и контроль: II в отношении данного товара или товарной группы;
11 в отношении цен;
11 в отношении методов конкуренции;
II в отношении рекламы и продвижения товаров.
5. Социально-культурная среда:
II позиции, интересы и практика властных структур (представительских, исполнительных, судебных органов власти);
II позиции и практика средств массовой информации (ТВ, пресса, радио) относительно данной зоны деловой активности;
11 позиции, интересы и практика общественных организаций: партий, профсоюзов, движений, фондов и т. п.;
II общественное мнение населения.
(Б) Внутренние факторы или факторы производителя, в том числе:
1.Товар (услуга):
11 характеристика товара, соотношения его потребительских, технических и т. д. качеств и особенностей.
2. Цены:
II уровень цен;
II психологические особенности ценообразования (например, целесообразно округление цен или нет);
II определение ценовой политики фирмы: твердая или изменяющаяся цена, районирование цен и т. п.
3. Торговая марка — отдельная или единая с другими фирмами.
4. Торговая сеть:
II методы реализации и продажи (непосредственно потребителям, через розничную торговлю, через оптовую сеть, агентами или иными каналами сбыта);
11 характер и степень представительства дилеров в работе фирмы.
5. Реклама:
II способы рекламы;
11 виды рекламы для потребителей и для торговых структур; 11 роль рекламы.
6. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
6. Упаковка товара или услуги.
7. Подача товара или услуги.
8. Обслуживание (сервисные услуги).
9. Перемещение товара: складирование, перевозка.
10. Информационное обеспечение:
II способы сбора информации о реализации товара и реакции рынка и среды; II используемые информационные технологии; II методика учета и контроля.
* * *
Описание ЗДА и маркетинговый комплекс лежат в основе ряда важнейших решений и документов. Например, они могут быть конкретизированы в бизнес-плане, структура и содержание которого отличаются от описания ЗДА и маркетингового комплекса лишь большей подробностью и детализацией факторов, поскольку бизнес-план является программой реализации конкретного коммерческого проекта.
Он включает в себя:
1. Титульный лист, в том числе: * 11 название и адрес фирмы,
Ш названия и адреса ее учредителей, Ш краткую суть проекта, Ш общую его стоимость.
2. Вводную часть — обычно 3-4 страницы — в том числе:
1! цель проекта,
Ш сроки его реализации, информация об авторах проекта.
3. Общий анализ ЗДА, в том числе: В анализ тенденций развития,
II потенциальные потребители и клиенты, Ш потенциальные и действительные конкуренты, Ш рынки необходимых ресурсов и средств (цены, объемы, источники, доступ к ним).
4. Сущность проекта, в том числе: И характеристика товара и услуг,
II сведения о фирме,
Ш сведения о менеджерах,
И сведения специалистах и персонале фирмы, их квалификации.
326 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
5. Производственный план, в том числе: II характеристика возможностей фирмы,
Ш характеристика возможностей субподрядчиков, партнеров, поставщиков,
II характеристика используемых производственных помещений, технологии, методики, образования, инструментов.
6. План маркетинга, в том числе: Ш спрос и его емкость,
HI каналы сбыта и реализации, условия поставок, меры
стимулирования сбыта, Ш реклама, Ш прогноз объема продажи и его динамики.
7. Организационный план, в том числе:
19 форма собственного товара, сведения о партнерах и
пайщиках, 11 мера ответственности фирмы и партнеров, II информационное обеспечение проекта, Ш меры по обеспечению public relations, 11 сведения о членах руководства (правления, совета
и т. п.), 11 организационная структура проекта и распределение
обязанностей.
8. Оценка риска, в том числе: II возможные слабости проекта,
Ш коммерческие и инновационные риски,
11 меры по их предотвращению, страхованию,
Ш альтернативные стратегии.
9. Финансовый план, в том числе: 11 баланс доходов и расходов,
11 точка самоокупаемости вложений, II оптимальный размер вложений,
II источники средств и основные направления их использования.. II порядок распределения возможной прибыли.
10. Приложения, в том числе:
11 справочно-информационные письма,
И копии лицензий,
Ш прейскуранты поставщиков, копии исходных материалов,
Ш curriculum vitae ведущих менеджеров и специалистов, авторов проекта.
8. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
А А *
Методика бизнес-плана придает точность и конкретность проекту программы, отчетливо демонстрируя его возможности.
Главное отличие бизнес-плана от описания ЗДА и маркетингового комплекса — в его назначении. В отличие от них, бизнес-план предназначен не для «внутреннего пользования» при выработке стратегии фирмы, а для предложений партнерам, смежникам, поставщикам, для использования в рекламных, справочно-информационных материалах, в том числе направляемых в государственные органы, средства массовой информации, для связей с общественностью, переговоров.
Бизнес-план — это как бы итоговый продукт принятия стратегических решений. Причем методика составления бизнес-планов все более активно распространяется на некоммерческую сферу, в том числе и на сферу культуры. Например, заявки на финансирование программ из бюджетных средств все чаще принимаются в форме бизнес-планов. А иногда эта форма заявок и проектов является обязательным условием их приема и рассмотрения. Так поступают, например, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Комитет по экономике и финансам и другие органы власти.
К сожалению, практически все бизнес-планы, подготовленные российскими предпринимателями, просто поражают своей плохой, с точки зрения международной предпринимательской практики, подготовкой и непроработанностью.
Подавляющее большинство их бизнес-планов готовятся только с технической стороны, а грамотный финансовый и маркетинговый анализ были скорее исключением, чем правилом.
Важно отметить, что отсутствие методик подготовки бизнес-планов ни в коей мере нельзя рассматривать в качестве причины такого положения дел — при желании всегда можно обратиться в российскую или западную консалтинговую фирму, представительства которых действуют в стране, либо принять участие в соответствующем семинаре. Кроме того, только за последние два года практически каждое более или менее заметное в предпринимательских кругах бизнес-издание считало своим долгом