МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. могло бы не только способствовать привлечению допол­нительных источников финансирования, но и развить саму идею попечительства в отечественной сфере

могло бы не только способствовать привлечению допол­нительных источников финансирования, но и развить саму идею попечительства в отечественной сфере культуры.

Обобщая теоретические концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и управ­ления некоммерческих организаций культуры. Это приме­нение социального маркетинга, фандрейзинга, доброволь­чества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров.

Помимо общих особенностей менеджмента некоммер­ческих структур, организации культуры имеют свою спе­цифику.

Ограничение роста производительности труда.Аме­риканские ученые У. Баумоль и У. Боуэн [W. Baumol & W. Bowen, 1966J (и позже американские исследователи Джеймс Хелбрун и Чарльз Грей [Heilbrun J., Gray Ch., 1993]) в качестве специфических особенностей менедж­мента некоммерческих организаций культуры выделяют проблемы измерения и роста производительности труда занятого в них персонала. Для обоснования данных осо­бенностей Баумоль и Боуэн приводят следующий тезис: «никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45-минутного квартета Шуберта, равные трем человеко-часам» [Baumol, Bowen, 1966. P. 162, 164].

Однако затраты исполнения 45-минутного квартета Шуберта включают не только время работы музыкантов, на которое указывают американские исследователи, но и трудозатраты обслуживающего, вспомогательного персо­нала (инженеров, контролеров, уборщиц и т. д.). В отно­шении исполнителей (музыкантов, актеров, певцов) и твор­ческих работников (художников, писателей, композито­ров) вопросы измерения и роста производительности труда лишены смысла. Можно ли оценивать производительность тРУДа художника с точки зрения количества написанных работ, а производительность труда оперного певца — с по­мощью числа данных концертов. Очевидно, что ценность деятельности исполнителей определяется не количествен­ным результатом, а творческим результатом работы.

Измерение производительности труда вспомогатель­ного персонала, на наш взгляд, не представляет пробле­мы, и рост производительности труда может быть полу­чен с помощью автоматизации производства, внедрения новых технологий, совершенствования рабочих процессов

!• СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

и т. д. Таким образом, проблема измерения и роста произ­водительности труда в организациях культуры актуальна только для творческих направлений деятельности.

Особенности стимулирования труда. Другой пробле­мой менеджмента, которую выделяют Баумоль и Боуэн, является проблема материального стимулирования труда в некоммерческих организациях культуры. Сфера куль­туры, по мнению ученых, отличается невысоким уровнем заработной платы по сравнению с предпринимательскими структурами. По словам Баумоля, «заработная плата ис­полнителей не реагирует на общие изменения заработной платы в экономике в коротком периоде и даже в длитель­ном периоде растет более низкими темпами, чем в сфере производства» [Baumol, Bowen, 1966. P. 169]. (Данный эффект принято называть в экономической литературе «Болезнью Баумоля».)

Однако данное утверждение справедливо лишь для вспо­могательных видов деятельности, так как размеры оплаты творческого труда могут быть намного выше среднего уровня заработной платы в экономике (выступления известных исполнителей, живопись знаменитых художников и т. д.). Кроме того, наряду с низким уровнем оплаты вспомо­гательного труда, в некоммерческих организациях куль­туры отсутствует ясная карьерная перспектива, сравни­мая с той, которая имеет место в предпринимательских структурах. Это, в свою очередь, порождает кадровые про­блемы организаций культуры, проявляющиеся в трудно­стях найма квалифицированного персонала.

Для вспомогательных видов деятельности в сфере куль­туры своеобразной компенсацией низкого уровня зара­ботной платы и карьерного роста можно считать более высокую, чем в других отраслях, степень морального удов­летворения от работы. Баумоль и Боуэн называют это «психологическим доходом» (psychic income). Он форми­руется под воздействием таких факторов как свобода твор­чества, реализация личных идей, гибкий график работы, частичная занятость, высокий престиж в обществе и пр. Таким образом, сфера культуры компенсирует низкий уровень заработной платы вспомогательного труда высо­ким уровнем нематериального дохода.

Специфика финансового менеджмента. В связи с тем, что некоммерческие организации культуры в болыпин-

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

стве случаев имеют высокую долю постоянных расходов в их структуре и ограничены в возможностях экономии на затратах (в силу ограничения роста производительности творческого труда), главным условием их деятельности становится наличие постоянной внешней поддержки. Фан-дрейзинг в таких случаях не всегда может обеспечить необходимый объем финансирования, поэтому гарантом деятельности некоммерческих организаций культуры, как правило, выступает государство, выделяющее на долго­срочной основе бюджетные субсидии.

Таким образом, некоммерческие организации культу­ры наряду с общими особенностями менеджмента неком­мерческих организаций имеют ряд специфических ха­рактеристик. К специфическим особенностям менеджмента некоммерческих организаций культуры относятся про­блемы измерения и повышения производительности твор­ческого труда, которые затрудняют оценку конечных ре­зультатов деятельности. Отдельно выделяется проблема материального стимулирования вспомогательных видов деятельности, связанная с низким уровнем заработной платы и карьерного роста в сфере культуры и искусства, которая может быть решена за счет различных форм не­материального стимулирования. Большое значение уде­ляется специфике финансового менеджмента организа­ций культуры, связанной с ограниченными возможностя­ми экономии затрат и необходимостью привлечения государственных субсидий.

ОПЫТ И ИТОГИ

Наши рекомендации