Менеджмент в сфере культуры

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Система управленческой деятельности. Механизмы управления в сфере культуры.

2. Сфера культуры: виды деятельности, организации, особенности ме­неджмента.

3. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие и про­фессиональное самоопределение работников культуры.

4. Эволюция современного менеджмента и сфера культуры.

5. Источники финансирования деятельности учреждений культуры.

6. Понятие и значение фандрейзинга.

7. Организационное и информационное обеспечение фандрейзинга.

8. Проведение фандрейзинговой кампании.

9. Специальные события и мероприятия как формы фандрейзинга.

10. Государственное регулирование поддержки и развития культурной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.

11. Глобализация и развитие культуры региона.

12. Определение приоритетов развития сферы культуры.

13. Некоммерческие организации сферы культуры: виды, роль и значение.

14. Культурная программа как экономический метод управления и со­циальной защиты.

15. Культура и бизнес.

16. Спонсорство, патронаж и благотворительность. Мотивы и формы сотрудничества, проблемы развития.

17. Традиционная и массовая культуры, «высокое» и «новое» искусст­во: особенности менеджмента.

18. Организационное обеспечение фандрейзинга.

19. Информационное обеспечение фандрейзинга.

20. Этапы фандрейзинговой кампании.

21. Специальные мероприятия в фандрейзинге.

22. Организация разработки программы или проекта.

23. Технология разработки региональных культурных программ.

24. Аналитические методы планирования. Ситуационный и маркетин­говый анализ.

25. Роль, значение и требования к содержанию бизнес-плана.

26. Нормы и нормативы в сфере культуры.

27. Методы планирования организационного обеспечения.

28. Балансовый метод планирования. Виды балансов.

29. Учет и отчетность в сфере культуры: роль, виды и организация.

30. Контроль в управлении учреждением культуры.

31. Организация и проведение инспекторской проверки.

32. Реинжиниринг бизнес-процессов.

33. Управление нововведением. Методы управления сопротивлением.

34. Культура руководства: содержание, функции, критерии.

35. Культура делового общения. Национальные и этнические деловые культуры.

36. Социально-психологические функции руководства.

37. Организационная (корпоративная) культура и фирменный стиль.

38. Стимулирование: цели, функции, методы.

39. Стимулирование и мотивация. Создание мотивационных условий.

40. Стили руководства, факторы их формирования и динамика.

41. Мотивация творческой деятельности. Мотивация и ответственность.

42. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к их компе­тентности, формы подготовки.

43. Подбор кадров.

44. Расстановка кадров.

45. Введение в должность.

46. Оценка и аттестация кадров.

47. Переподготовка и повышение квалификации персонала.

48. Увольнение работника.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

1. Разработать набор факторов конкурентоспособности для конкрет­ной фирмы (организации) в сфере культуры и представить их в табличной форме КСФ.

2альВЫ ^.ункцин маРкетинга (какие задачи он решает) в сфере

3. Существует (ют) ли рынок (ки) в сфере культуры?

4. Предложите классификацию услуг в сфере культуры.

5. Какие услуги в сфере культуры наиболее перспективны? Какие достигли зрелости? Какие спада?

6. Устарели ли такие услуги, как тематические вечера, устные жур-налы, вечера вопросов и ответов, лекции, экскурсии?

7. Какие возможны сопутствующие и дополнительные услуги в сфере

8. Какие потребности Вы хотите удовлетворять?

9. Каких клиентов Вы хотите обслуживать? 10. Как Вы намерены это делать?

И. Сформулируйте цели Вашего предприятия не более, чем в 25 ело-

ВЙХ.

12. Сформулируйте варианты миссии известных или знакомых Вам фирм в сфере культуры.

13. Дать характеристику мотиваций потребительского поведения в сфере культуры по стадиям развития семьи.

14. Каким образом возможны сбор и изучение информации спроса на услуги в сфере культуры?

15. Кто может быть в городских (сельских) условиях конкурентом клуб­ного учреждения? Досугового центра? Библиотеки? Видеосалона? Парка культуры и отдыха?

16. Чем вызвана необходимость маркетинговой ориентации учрежде­ний культуры? * * А

17. Почему некоторые руководители учреждений культуры возражают против маркетинговой ориентации?

18. Предложите развернутое определение маркетинговых услуг.

1». как можно отличить не реагирующее на рынок учреждение куль-

туры от маркетингово ориентированного? 20. В чем отличие потребности от нужды, спроса? -21. С какой целью может быть создана служба маркетинга? Каковы

могут быть ее функции? 22. Каким образом выявляются маркетинговые проблемы? п , *;аковы этапы разработки и запуска новых программ? ^4. Каковы источники товарных идей? 26. Укажите способы проверки спроса. 26. Дайте характеристики этапов жизненного цикла товара. ,1" „ пом°Щьк> каких мер можно стимулировать поиск новых идей? oq „ может быть организована работа по сбору необходимых средств? ■г». Коммерческая деятельность учреждения культуры — временная on "ынУжДенность мер, необходимый элемент менеджмента. du. Какую выгоду может иметь спонсор от поддержки проекта в сфере

культуры/ т *

31. Какие возможны альтернативные каналы реализации? бг. в чем отличие V3. от рекламы?

33. Чем отличается целевой рынок от целевой аудитории? d4. Чем следует руководствоваться при выборе средств рекламы? da. Как оценить эффективность информирования?

36. Составить рекламное письмо.

37. Провести анализ: эффективности предложенной рекламы, а», каковы виды маркетингового контроля?

39. Предложить плаа проведения маркетинговой ревизии.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «МАРКЕТИНГ»

ЗАДАЧА № 1

Издательство музея выпускает и реализует три путеводителя по залам музея. В таблицах приведены данные производства и реализации путеводителя за сентябрь и октябрь.

Наименование путеводителя Цена в сентяб­ре, руб. Объем производ­ства в сентяб­ре, шт. Объем реализа­ции в сентяб­ре, шт.
1. Краткий путеводитель по музею 25,0
2. Маршруты по залам музея 15,0
3. Временные выставки музея 20,0
Наименование путеводителя Цена в октябре, руб. Объем производ­ства в октябре, шт. Объем реализа­ции е октябре, шт.
1. Краткий путеводитель по музею 35,0
2. Маршруты по залам музея 20,0
3. Временные выставки музея 21,0
               

Определить:

1. Какой из трех путеводителей музея имеет более эластичный спрос и предложение по цене?

2. Какие путеводители более сильно конкурируют между собой?

3. К какой из товарных групп относятся данные путеводители, если среднедушевой доход населения за сентябрь составил 3000 руб., а за октябрь — 3500 руб.

ЗАДАЧА № 2 В 2001 г. театр имел следующие расходы:

И арендная плата — 20 000 руб.,

61 заработная плата основного персонала — 26 000 руб.,

Н капитальный ремонт — 10 000 руб.,

Ш коммунальные расходы — 3500 руб.,

II расход материалов — 50 руб. на единицу сувенирной продук­ции,

Ш текущий ремонт — 4000 руб.,

II уплаченный штраф — 1200 руб.

Выручка от реализации сувенирной продукции составила 155 000 руб., цена за единицу сувенирной продукции — 145 руб. Определить:

1) себестоимость сувенирной продукции;

2) рентабельность производства сувенирной продукции. Охарактеризовать полученные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАДАЧА № 3

В октябре 2002 г. постоянные расходы издательства музея со­ставили 10 000 руб., переменные расходы — 60 руб. на единицу печатной продукции. Рентабельность производства издательства музея составила 35%. Объем производства и реализации печатной продукции — 700 шт.

Определить цену за единицу печатной продукции и запас проч­ности издательства музея. Охарактеризовать полученные резуль­таты.

ЗАДАЧА №4

В ноябре 2002 г. постоянные и переменные затраты видеосту­дии театра составили соответственно 30 000 руб. и 80 000 руб. Объем производства и реализации видеокассет — 1000 шт. Валовая при­быль видеостудии театра — 40 000 руб.

Определить:

1) рентабельность производства видеостудии театра;

2) рентабельность продаж видеостудии театра;

3) рентабельность продукции видеостудии театра. Охарактеризовать полученные результаты.

ЗАДАЧА № 5

Рентабельность сувенирной продукции музея в 2002 г. соста­вила 20%.

Цена за единицу сувенирной продукции — 200 руб.

Объем производства и реализации сувенирной продукции — 500 шт.

Кредиторская задолженность составила 10% от общих ком­мерческих расходов музея.

Дебиторская задолженность — 15% от общих коммерческих расходов музея.

Сырье и материалы — 40% от общих коммерческих расходов музея.

Определить:

1) показатели оборачиваемости сырья и материалов, кредитор­ской и дебиторской задолженности музея;

2) время нахождения в обороте сырья и материалов, кредитор­ской и дебиторской задолженности музея.

Охарактеризовать полученные результаты.

ЗАДАЧА № 6

Издательство музея в 2001 г. реализовало 5000шт. печатной продукции по цене 100 руб. за единицу продукции. Общие расхо­ды издательства составили 350 000 руб. По плану рентабельность производственной деятельности издательства должна была соста­вить 50%. Объем реализации такой же продукции издательства­ми-конкурентами составил 25 000 шт.

Определить:

1) долю издательства музея на рынке;

2) фактическую рентабельность производственной деятельнос­ти издательства;

3) коэффициент конкурентного преимущества издательства музея; позицию издательства музея в матрице Маккинзи и БКГ.

Охарактеризовать полученные результаты.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

ЗАДАЧА № 7

В таблицах 1 и 2 представлены данные о посещаемости Госу­дарственного Эрмитажа и размерах входной платы для различных категорий посетителей за октябрь и ноябрь 2002 г.

Структура посетителей в Государственном Эрмитаже в 2002 г.

Число посетителей в ноябре, чел.

93 673

Категории посетителей

1. Иностранные граждане

2. Российские граждане

Число посетителей в октябре, чел.

92 856

Итого

198 233 291 089

177 995 271 668

Входная плата в

Государственном Эрмитажев 2002г.

Категории посетителей

1. Иностранные граждане

2. Российские граждане

Входная плата в октябре, руб.

Входная плата в ноябре, руб.

Определить:

1) функцию спроса на посещаемость музея в зависимости от

входной платы;

2) является ли спрос на посещаемость музея эластичным; как изменились доходы музея от увеличения входной платы.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «МАРКЕТИНГ»

1. Эволюция менеджмента (1910- 1990) и маркетинга. Причины воз­никновения и развития.

2. Маркетинг и современный менеджмент.

3. Социально-культурное значение маркетинга.

4. Сферы применения и виды маркетинга.

5. Особенности маркетинга в некоммерческой сфере.

6. Государство и маркетинг.

7. Виды и особенности некоммерческих (нон-профитных) организа­ций сферы культуры и маркетинг.

8. Маркетинг территорий (мест).

9. Маркетинг идей (программ).

10. Маркетинг учреждений культуры.

11. Платные услуги в сфере культуры и маркетинг.

12. Условия эффективности маркетинга в сфере культуры.

13. Сфера культуры России и перспективы маркетинга.

14. Значение и перспективы сферы культуры в современном марке­тинге.

15. Маркетинг и система планирования. Маркетинговые стратегии.

16. Виды маркетинговых стратегий.

17. Стратегическое управление и маркетинг.

18. Концепции маркетинга.

19. Факторы выбора стратегии маркетинга.

20. Анализ зоны деловой активности.

21. Основные элементы бизнес-плана. Роль и значение бизнес-плана.

ПРИЛОЖЕНИЕ

22. Товарная стратегия: задачи, содержание.

23. Источники товарных идей. Маркетинговая информация.

24. Сегментация рынка: роль, виды, основания.

25. Понимание потребителя: факторы культуры, социальные, личност­ные, психологические.

26. Функциональный анализ товара (услуги).

27. Ценообразование и эффективность товара. Методы анализа места в конкуренции.

28. Ценовая стратегия: роль, значение, содержание.

29. Соотношение и динамика цены, спроса и предложения. Определе­ние максимальной цены.

30. Эластичность спроса по ценам.

31. Определение минимальной цены.

32. Методы ценообразования.

33. Факторы и условия ценовой ситуации на рынке.

34. Ценовая политика фирмы.

35. Сбытовая стратегия: роль и содержание.

36. Каналы реализации: виды и особенности. 37 Товародвижение и организация реализации.

38. Продвижение товаров (услуг): коммуникация, public relations.

39. Стратегия рекламы. Критерии эффективности рекламы.

40. Стимулирование сбыта (реализации).

41. Организация маркетинговой службы.

42. Управление маркетингом.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Глаголев А. И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. 1-3. М., 1991-1994.

Пул Д. X. Когда менеджмент приносит деньги. СПб., 1999.

Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001.

Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпоч­тения и общественные интересы. В 3 т. СПб.: Алетейя, 2002.

Дополнительная

Авдеев В. В. Формирование команды. М., 1998.

Ансофф И. Новая стратегия. СПб., 1999.

Бирженюк Г. М„ Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб., 1992.

Бирженюк Г. М., Марков А П. Разработка региональных программ культур­ной деятельности. СПб., 1993.

Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.

Векслер А. Ф„ Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотвори­тельность. Нижний Новгород, 2002.

Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб., 1993.

Грибалев Н. П., Игнатьева И. Г. Бизнес-план. Практическое руководство к составлению. СПб., 1994.

Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995.

Культура и власть. Материалы российско-американского семинара. СПб., 1994.

Культурная политика России. История и современность. М., 1998. Купидонов Э. А, Купидонова А.Э. Корпоративная культура. Ростов-на-Дону, 2002.

Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Менеджмент и культура. СПб., 1998.

Михеева Н. А., Галенская Л. Я. Менеджмент в социально-культурной сфере.

СПб., 2000. Музеи в период перемен. СПб., 1997. Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербурга. СПб.,

1997. Нордстрем К., Риддерстрапе Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под

дудку таланта. СПб., 2000; Ньюстром Д. В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека

на рабочем месте. СПб., 2000. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии.

Кемерово, 1996. Рюттинзер Р. Культура предпринимательства. М., 1992. Управление социальной сферой. СПб., 1998. Толочек В. А. Стили совместной деятельности. М., 2000. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб., 2000. Хопкинс Брюс Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею.

М., 1993. Чернышев В, Н.,Двинин А. Л Человек и персонал в управлении. СПб., 1997. From Maestro to Manager: Critical Issues in Arts & Culture Management.

Dublin, 1997. A Contribution to the Debate on Culture and Development in Europe // From

the margins. Strasbourg, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................ 3

1. Сфера культуры и технология менеджмента................б

1.1. Культура, сфера культуры и менеджмент ............. 5

1.2. Система механизмов менеджмента .............. 24

1.3. Особенности менеджмента в сфере культуры.......... 33

1.4. Эволюция технологии менеджмента................ 51

1.5. Компетентность современного менеджера

и гуманитарная культура........................ 61

2. Организационно-экономические условия

менеджмента в сфере культуры.............-............64

2.1. Государственное регулирование в сфере культуры....... 64

2.2. Негосударственная поддержка

социально-кул. турной сферы..................... 76

2.3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры. Источники финансирования деятельности

в сфере культуры ............................ 134

3. Технология планирования в сфере культуры ............. 155

3.1. Виды планов в сфере культуры................... 155

3.2. Организация плановой деятельности

(этапы планирования)........................ 158

3.3. Определение приоритетов поддержки

и развития культуры........................ 165

3.4. Культурные программы как метод управления........ 173

3.5. Методы планирования......................... 183

4. Привлечение и аккумулирование финансовых средств

из различных источников (фандрейзииг)................. 200

4.1. Организационное и техническое

обеспечение фандрейзинга...................... 205

4.2. Планирование фандрейзинговой кампании........... 213

4.3. Информационное обеспечение фандрейзинга.......... 215

4.4. Виды и размеры возможных субсидий.............. 218

4.5. Контакты с потенциальными донорами............. 222

4.6. Специальные мероприятия...................... 234

4.7.Фандрейзинг по почте и по телефону . г............. 242

4.8. Спонсорский пакет........................... 243

4.9. Анализ эффективности фандрейзинга.............. 252

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

5. Современные информационные технологии

и менеджмент в сфере культуры....................... 253

5.1. Роль и значение новых информационных технологий . . . 253

5.2. Современные информационные технологии

и менеджмент в сфере культуры.................. 255

5.3. Региональные Интернет-ресурсы

культурной деятельности....................... 263

5.4. Проблемы использования современных технологий

в сфере культуры........................... 269

6. Маркетинг в сфере культуры.......................... 271

6.1. Маркетинг и культура......................... 271

6.2. Стратегии маркетинга......................... 307

6.3. Товарная стратегия........................... 336

6.4. Ценовая стратегия............................ 356

6.5. Функционально-стоимостный анализ

как синтез товарной и ценовой стратегии............ 378

6.6. Стратегия реализации......................... 382

6.7. Стратегия продвижения........................ 384

7. Учет, отчетность и контроль......................... 396

7.1. Роль и значение учета, отчетности и контроля........ 396

7.2. Виды учета и отчетности, требования к их организации . 397

7.3. Технология контроля.......................... 402

8. Управление персоналом.............................. 409

8.1. Система работы с персоналом.................... 409

8.2. Управление сопротивлением..................... 426

8.3. Лидерство и стили руководства................... 430

8.4. Стимулирование и мотивация.................... 439

8.5. Культура менеджмента

и организационная культура фирмы............... 458

9. Эффективность менеджмента в сфере культуры........... 466

9.1. Эффект и эффективность....................... 466

9.2. Виды эффективности.......................... 468

9.3. Уровни анализа эффективности в сфере культуры...... 470

9.4. Методы анализа эффективности.................. 474

Литература......................................... 504

Приложение......................................... 510

Тематический план и программа курса, вопросы

к экзамену и литература....................... 510

Практические задания по курсу «Менеджмент

в социально-культурной сфере» (1 семестр).......... 517

Задачи по теме «Маркетинг»........................ 521

Вопросы по теме «Маркетинг»....................... 523

Литература.................................... 524

СОДЕРЖАНИЕ 527

Наши рекомендации