Сущность и значение бухгалтерского учета в коммерче0ском банке
В коммерческом банке для наблюдения и регистрации проводимых операций, группировки и обобщения полученной информации применяется хозяйственный учет, включающий три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.
Каждый вид учета рассматривает одни и те же хозяйственные процессы, используя свои методы исследования, при этом учетная информация постоянно пересекается.
Так, оперативный учет имеет преимущество во времени. С его помощью можно быстро получить информацию о текущем состоянии дел, но ее точность будет невысока.
Статистический учет позволяет провести количественный и качественный анализ собственных средств банка, привлеченных и размещенных ресурсов, финансовых результатов его деятельности. Для этого используются специфические приемы и способы обработки информации, например расчеты средних величин и индексов.
Бухгалтерский учет определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах банка и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Все объекты, обеспечивающие и составляющие уставную деятельность банка, к которым относятся денежные средства и источники их образования, материальные ценности, а также операции по выполнению функциональных обязанностей банка, подлежат бухгалтерскому учету. На счетах бухгалтерского учета отражаются клиентские операции (расчетные, кассовые, кредитные, депозитные, валютные) и внутрибанковские операции (операции с имуществом банка, по расчетам с работниками банков, по счетам доходов, расходов и формированию финансовых результатов) своевременно и в полном объеме.
Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:
1. Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным лицам.
2. Ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов.
3. Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.
4. Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений
Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть полезна всем заинтересованным лицам, которые могут ее понять, оценить и использовать. Для этого она должна отвечать требованиям уместности, надежности, сравнимости и нейтральности.
Информация уместна, если ее наличие или отсутствие способно оказать влияние на принимаемые решения и помогает оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные выводы. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты хозяйственной деятельности. Сравнимость информации обеспечивается возможностью для пользователей, ознакомленных с особенностями учетной политики, принятой банком, проводить сравнительный анализ работы банка за различные периоды, а также с деятельностью других банков. Нейтральность информации может быть нарушена в случае специального подбора фактов для достижения определенных результатов. Кроме прочего, польза, извлекаемая из бухгалтерской информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
В зависимости от того, кто является пользователями бухгалтерской информации, и от целей ее использования учет подразделяется на финансовый и управленческий.
Финансовый учет ориентирован на внешних пользователей, к которым относятся инвесторы, вкладчики, клиенты, надзорные и регулирующие органы. Управленческий учет формирует информацию для внутренних пользователей и дает возможность руководству банка принимать решения по оптимизации банковской деятельности.
Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.
Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в соответствии с действующим законодательством.
Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств ведется в валюте РФ — в рублях.
Следует отметить, что, во-первых, учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредитной организации, осуществляется обособленно от материальных ценностей, являющихся ее собственностью, и, во-вторых, текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера учитываются раздельно.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет ответственность руководитель кредитной организации. Главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное составление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Для всех работников кредитной организации являются обязательными требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им лиц расчетные и кассовые документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документы, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Организация бухгалтерского учета в кредитных организациях основывается на системе нормативного регулирования, состоящей из трех уровней. Первый уровень включает федеральные законы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и план счетов бухгалтерского учета. Второй уровень составляют нормативные акты и методические указания, конкретизирующие положения документов первого уровня и устанавливающие принципы, правила ведения банковских операций и их бухгалтерского оформления, а также подготовки и представления финансовой отчетности. Третий уровень — это внутрибанковские документы, которые разрабатываются при формировании учетной политики.
На основании Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральном законе «О Банке России» ЦБ РФ устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для всех кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации. При этом Банком России осуществляются:
· разработка плана счетов бухгалтерского учета и составление инструкций по его применению;
· разработка положений и указаний по учету отдельных операций;
· определение порядка организации работы по ведению бухгалтерского учета;
· определение структуры и содержания финансовой отчетности.
Основным нормативным документом, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, является Положение ЦБ РФ от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ». Установленные правила являются обязательными для исполнения, и их соблюдение позволяет обеспечить:
· быстрое и четкое обслуживание клиентов;
· своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитной организации;
· предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств, материальных ценностей;
· сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
· надлежащее оформление документов, предупреждение возникновения ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА
При осуществлении бухгалтерского учета каждая кредитная организации опирается на Положение об учетной политике.
Учетная политика предполагает целостность ведения бухгалтерского учета и охватывает его основные составляющие элементы: организационный, технический, методологический, налоговый.
Организационный аспект определяет структуру и место бухгалтерской службы в системе управления банком. Технический аспект — это способ работы банка с документацией и информацией. Методологический аспект устанавливает способы оценки имущества, обязательств и других объектов учета. Налоговый аспект позволяет систематизировать данные бухгалтерского учета для правильного исчисления налогооблагаемой базы банка и конкретизировать варианты расчетов с бюджетом по налогам и сборам, по которым предусмотрен выбор альтернативного решения в рамках действующего законодательства.
Учетная политика должна обеспечить выполнение следующих требований:
1. Полноту отражения всех фактов банковской деятельности в бухгалтерском
учете.
2.Своевременность отражения.
3. Осмотрительность, выражающуюся в большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, а также в недопущении создания скрытых резервов.
4. Приоритет экономического содержания и условий хозяйственной деятельности над юридической формой.
5. Непротиворечивость (соответствие) данных аналитического и синтетического учета.
6. Рациональность ведения бухгалтерского учета исходя из размеров банка и условий хозяйственной деятельности.
Учетная политика формируется под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем кредитной организации.
В Положении об учетной политике должны быть раскрыты следующие вопросы: • рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на утвержденном Банком России плане счетов бухгалтерского учета;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Госкомстата России не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
· порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);
· порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству РФ и нормативным актам Банка России;
· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
· порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т. д.);
· лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;
· способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
· порядок отнесения на расходы банка стоимости материальных запасов;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
· порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные при формировании учетной политики, применяются с первого января, следующим за годом утверждения положения об учетной политике.
Раскрытие учетной политики производится в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за год. Особое внимание уделяется аспектам учетной политики, которые могут оказать существенное влияние на оценку отчетности заинтересованными пользователями.
Учетная политика регламентирует методы и приемы постановки и ведения бухгалтерского учета в банке. Основные методы объединены в четыре группы:
· первичное наблюдение (документация и инвентаризация);
· стоимостное измерение (оценка и калькуляция);
· текущая группировка (счета и двойная запись);
· итоговое обобщение (баланс и отчетность).
Документация определяется как способ отражения влияния фактов банковской деятельности на состояние объектов бухгалтерского учета.
Документ — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ дает начало движению учетной информации, обеспечивает сплошное и непрерывное отражение уставной деятельности банка. Первоочередными требованиями к документам является их правильное оформление, своевременность и полнота заполнения, представление на проверку и обработку.
Документы подразделяются на первичные расчетно-денежные документы; документы аналитического и синтетического учета.
Достоверность учетной информации обеспечивается проведением инвентаризации, основной задачей которой является выявление фактического состояния материальных ценностей, денежных средств, финансовых требований и обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество в год, даты проведения, перечень объектов) определяется руководителем банка. В ряде случаев проведение инвентаризации является обязательным, например перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, при передаче имущества в аренду, при реорганизации или ликвидации банка, а также в ряде других случаев. В зависимости от количества проверяемых объектов различают полную, частичную или выборочную инвентаризации. По периодичности проведения — текущую и постоянную.
Особенностью бухгалтерского учета является то, что это стоимостной учет, при котором все объекты бухгалтерского учета подлежат оценке в денежном выражении. Существует несколько видов стоимостных оценок объектов бухгалтерского учета: первоначальная, восстановительная, текущая рыночная, остаточная и т. д.
В соответствии с действующим законодательством определен следующий порядок оценки активов и пассивов. Активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости. В дальнейшем в соответствии с законодательством активы переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Обязательства отражаются в учете в соответствии с условиями договора в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. В случаях, установленных законодательством, обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.
Текущая группировка объектов бухгалтерского учета осуществляется с помощью счетов и двойной записи. На каждый вид средств и их источников открывается отдельный счет. В соответствии с правилом двойной записи сумма каждой банковской операции должна быть отражена на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись имеет важное значение, так как обеспечивает взаимосвязанное отражение в учете уставной деятельности банка и выполняет контрольные функции за соблюдением равенства итогов оборотов по счетам.
Информация на активных и пассивных счетах по степени ее обобщения и способу группировки подразделяется на синтетическую и аналитическую. Счета синтетического учета применяются для отражения состава и движения средств банка, а также их источников в обобщенном виде и только в денежном выражении. Каждый синтетический счет детализируется относящимися к нему аналитическими счетами, которые в совокупности образуют единую информационную систему. По окончании отчетного периода на основании обобщенных данных синтетического учета о состоянии активов, капиталов и обязательств банка заполняются все формы бухгалтерской отчетности, в том числе и баланс.