Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования – это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов.

В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета:

1-й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;

2-й уровень – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3-й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;

4-й уровень – рабочие документы организации.

Бухгалтерский учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ.

Основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и лицами;

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;

- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;

- оценка фактического использования выявленных резервов.

Предмет финансового учета.

Предмет бухгалтерского финансового учета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

В ходе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяют три процесса:

- снабжение,

- производство,

- реализация.

В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями, то есть задокументированными действиями с имуществом.

Объекты финансового учета.

Объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые ими в процессе их деятельности.

Важнейшие объекты учета на предприятии: нематериальные активы, основные средства, материалы, инвентарь, расчеты по заработной плате, производство продукции и затраты на него, готовая продукция и ее реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты.

Объекты бухгалтерского учета можно объединить в две группы:

1. обеспечивающие хозяйственную деятельность (хозяйственные средства и их источники);

2. составляющие хозяйственную деятельность (хозяйственные процессы).

Цели и концепции финансового учета.

Цель финансового учета – формирование информации для внутренних и внешних пользователей.

Концепция определяет основы построения системы финансового учета в современных условиях хозяйствования. Она призвана обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению финансового учета; помогать потребителям финансовой информации в понимании данных, содержащихся в финансовой отчетности; определять основы организации и ведения финансового учета для предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм.

Учет переводов в пути.

Понятие «переводы в пути» применяется для учета движения денежных средств (переводов) в случаях, когда имеется временной разрыв между моментом документально подтвержденного списания и моментом зачисления денежных средств на соответствующий счет учета.

Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторами и т.п.

Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 обособленно.




Учет товаров.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.

Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других счетов.

Порядок учета продажи товаров зависит от момента признания выручки от продажи товаров.

Аналитический учет материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, ведётся в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 помимо ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства.

К счету 41 могут быть открыты следующие субсчета:

41-1 «Товары на складах»;

41-2 «Товары в розничной торговле»;

41-3 «Тара под товаром и порожняя» и др.

Приобретенные товары и тара принимаются организациями торговли на учет по счету 41 по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и других счетов.

Товары, принятые на ответственное хранение и на комиссию, учитывают на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 004 «Товары, принятые на комиссию».

Аналитический учет по счету 41 ведут по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

Учет расходов на продажу.

К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.

Учет расходов на продажу ведется на счете 44 «Расходы на продажу».

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи».

Аналитический учет по счету 44 ведется по видам и статьям расходов.

Учет уставного капитала.

Учет уставного капитала акционерного общества ведется на счете 80 «Уставный капитал». В зависимости от состояния фактической задолженности акционеров по акциям уставный капитал АО целесообразно учитывать на следующих субсчетах:

80-1 «Объявленный капитал»,

80-2 «Подписной капитал»,

80-3 «Оплаченный капитал»,

80-4 «Изъятый капитал».

Фактическое поступление сумм вкладов учредителей в оплату акций отражается по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями». При этом дебетуемые счета определяются в зависимости от вида ценностей, вносимых учредителями в уставный капитал в соответствии с учредительными документами.

Учет резервного капитала.

Резервный капитал – часть накопленного капитала, выделяемого из прибыли организации, для покрытия возможных убытков и других потерь, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций.

Резервные фонды – отчисления от прибыли, имеющие целевое назначение для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска и других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организации.

Нераспределенная прибыль используется на формирование резервного капитала. В акционерных обществах резервный капитал (фонд) формируется за счет ежегодных отчислений от прибыли, размер которых не должен быть менее 5% чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом.

Резервный капитал учитывается на пассивном счете 82.

Учет добавочного капитала.

Добавочный капитал организации – часть собственного капитала, который является общей собственностью всех участников организации. Добавочный капитал образуется в основном в процессе деятельности организации. Также он может быть сформирован и на этапе формирования уставного (складочного) капитала организации.

На этапе формирования уставного (складочного) капитала организации источниками образования добавочного капитала являются:

- суммы эмиссионного дохода акционерного общества, возникающие при продаже акций по цене выше номинальной стоимости;

- положительные курсовые разницы, связанные с расчетами с учредителями по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, если стоимость имущества в виде вклада выражена в иностранной валюте.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83, к которому открывают субсчета:

83-1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»;

83-2«Эмиссионный доход»;

83-3 «Курсовые разницы».

Аналитический учет ведут по источникам образования и направлениям использования средств.

Учет прибылей и убытков.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации.

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Учет распределения прибыли.

Для учета наличия и движения нераспределенной прибыли предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток»). К счету 84 могут быть открыты субсчета «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток») отчетного года» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток») прошлых лет».

При реформации баланса сумма чистой прибыли отчетного года списывается в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Сумма начисляемых к выплате дивидендов акционерам – физическим лицам, являющимся работниками организации, отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», юридическим лицам и физическим лицам, не являющимся работниками организации, по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Отчетность и ее виды.

Бухгалтерскую отчетность обязаны предоставлять в налоговые органы все организации любой организационно-правовой формы и формы собственности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.

Виды бухгалтерской отчетности:

1. В зависимости от того, для какой сферы использования используются данные:

· управленческая отчетность;

· налоговая отчетность.

2. В зависимости от того, за какой период составляется отчетность:

· годовая;

· промежуточная.

3. В зависимости от назначения:

· внешняя, или «публичная»;

· внутренняя.

4. По степени обобщения данных:

· индивидуальная отчетность;

· сводная отчетность;

· консолидированная отчетность.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям:

- достоверности и полноты;

- нейтральности;

- целостности;

- последовательности;

- сопоставимости;

- соблюдения отчетного периода;

- правильного оформления.

70. Состав и содержание бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность – неотъемлемый элемент всей системы бухгалтерского учета, она завершающий этап учетного процесса. Это обусловливает единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

При определении содержания составляющих бухгалтерской отчетности организациям рекомендовано учитывать перечень сведений, которые, согласно действующим положениям по бухгалтерскому учету, подлежат раскрытию в определенных формах бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования – это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов.

В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета:

1-й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;

2-й уровень – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3-й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;

4-й уровень – рабочие документы организации.

Бухгалтерский учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ.

Основные задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и лицами;

- обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;

- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование;

- оценка фактического использования выявленных резервов.

Предмет финансового учета.

Предмет бухгалтерского финансового учета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

В ходе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств, в котором выделяют три процесса:

- снабжение,

- производство,

- реализация.

В учете эти процессы представлены отдельными хозяйственными операциями, то есть задокументированными действиями с имуществом.

Объекты финансового учета.

Объекты бухгалтерского учета – имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые ими в процессе их деятельности.

Важнейшие объекты учета на предприятии: нематериальные активы, основные средства, материалы, инвентарь, расчеты по заработной плате, производство продукции и затраты на него, готовая продукция и ее реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты.

Объекты бухгалтерского учета можно объединить в две группы:

1. обеспечивающие хозяйственную деятельность (хозяйственные средства и их источники);

2. составляющие хозяйственную деятельность (хозяйственные процессы).


Наши рекомендации