Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке

2.1 Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческом банке

Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом международной банковской практики. Порядок ведения бухгалтерского учета в российских кредитных организациях установлен Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. В свою очередь, отчетность банковских групп и банковских холдингов подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет.

По результатам проверки аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о:

- Достоверности финансовой отчетности кредитной организации;

- Выполнении ею обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

- Качестве управления кредитной организацией;

- Состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Аудиторское заключение направляется в ЦБ РФ в трехмесячный срок со дня представления в ЦБ РФ годовых отчетов кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов. После аудиторского подтверждения достоверности годового отчета (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) кредитной организации он представляется в ЦБ РФ. Порядок представления и составления кредитными организациями годового отчета доведен Указаниями ЦБ РФ от 13 декабря 2001 г. № 1069 – У.

Затем в форме и сроки, которые устанавливаются ЦБ РФ, кредитная организация публикует годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в открытой печати.

2.2 Баланс коммерческого банка и принципы его построения

Баланс коммерческого банка — это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Балансы банков строятся по унифицированной схеме, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который утверждается ЦБ РФ. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности и достоверности. Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учёта в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие оши­бочных записей.

С 1 января 1998 года введен новый План счетов, разработанный на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законов Рос­сийской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», с использованием международных стандартов бухгалтерского учета в банках, требова­ний международных организаций в области финансовой статистики.

Внедрение нового Плана счетов вместе с совершенствованием принципов организации учета в банках практически означает реформу банковского бухгалтерского учета.

Новый План счетов строится на следующих международно признанных принципах бухгалтерского учета: непрерывность деятельности кредитной организации; постоянство методов учета; незыблемость входящего баланса; приоритет содержания перед формой; осторожность при совершении банковских операций; раздельное отражение остатков по активно-пассивным счетам; открытость учета.

Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.

При формировании нового Плана счетов учтены изменения, имевшие место в последние годы в основах экономической системы, прин­ципах организации экономических отношений, расширение функций и увеличение числа проводимых банками операций. Изменена общая структура Плана счетов, которая теперь базируется на выделении в разделы однотипных по содержанию банковских операций.

В основу построения Плана счетов положены следующие базовые принципы;

1.Разделение счетов на активные и пассивные, отказ от использования активно-пассивных счетов. Для отражения операций, по которым сальдо может быть либо дебетовое, либо кредитовое, предусматривается наличие парных счетов — активного и пассивного. В начале операционного дня операции начинают отражаться по счету, имеющему остаток по результатам предыдущего дня. Если в конце дня на счете образуется противоположное сальдо, то оно переносится на соответствующий парный счет. Не допускается наличие в балансе на конец дня дебетового сальдо по пассивному счету или кредитового по активному счету.

2.Единообразное отражение операций, совершаемых в различных видах валют, отказ от «валютного раздела» баланса. Отражение банковских операций в счетах бухгалтерского баланса производится в зависимости от содержания операции, а не от вида валюты. Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.

3.Единая временная структура активных и пассивных операций. В целях адекватного отражения ликвидности баланса кредитных организаций в активе и пассиве используется единая структура счетов второго порядка по срокам:

—до востребования;

—сроком на 1 до90дней;

—сроком на 7 дней;

—сроком до 30 днядо1года;

—сроком от 31 до до 3лет;

—сроком от 91 до 180 дней;

—сроком от 181 дня до 1 года;

—сроком от 1 года до 3 лет;

—сроком свыше 3 лет.

Отражение в данном случае в балансе кредитной организации операций осуществляется по фактическому сроку до окончания данной операции.

Разрешение банкам принимать решение об открытии дополнительных счетов, необходимых для более точного отражения совершаемых операций. Кредитные организации имеют право открывать в соответствующих разделах отдельные счета второго порядка для учета операций, необходимых банку или клиенту, но с условием, что в балансе, представляемом Банку России, его учреждениям, эти счета должны быть включены по экономическому содержанию в действующие счета того же раздела Плана счетов, утвержденного Центральным банком Российской Федерации.

4. Разделение счетов по типам клиентов. В Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении различных операций, основанной на выделении резидентства, формы собственности и вида деятельности.

5. Расчеты с филиалами. В Плане счетов сохранены счета для учета расчетов кредитных организаций со своими филиалами. При этом предусматриваются отдельные счета для учета расчетов с филиалами, расположенными на территории Российской Федерации и за границей. Порядок расчетов между кредитными организациями и их филиалами определяют сами кредитные организации с отражением принципов и положений, определенных Банком России.

6. Финансирование капитальных вложений. Аналогично с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий не предусматривается ведение обособленного «учета финансирования капитальных вложений» клиентов и в кредитных организациях.

7. Нумерация лицевых счетов клиентов. Схема обозначения и нумерации счетов, с учетом введения нового Плана счетов, представляется в следующем виде:

в обозначении счета должно быть:

—его наименование текстом;

—цифровой номер лицевого счета;

—по ссудным счетам

—цель, на которую выдан кредит,

—текстом;

—номер кредитного договора, размер процентной ставки, цифровое обозначение группы кредитного риска, по которой начисляется резерв на возможные потери по ссудам, другие данные по решению кредитной организации.

Все балансовые счета делятся на счета первого порядка — укрупненные (синтетические) и счета второго порядка — детализирующие (аналитические). Счета первого порядка обозначаются тремя цифрами. Номер счета второго порядка состоит из пяти знаков и строится путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка.

Например: сч. 107 (фонды банка) — счет первого порядка, синтетичес­кий, сч. 10701 (резервный фонд), сч. 10704 (другие фонды) — счета второго порядка, аналитические.

Все балансовые счета коммерческого банка сгруппированы в семи разделах по принципу экономически однородного содержания и отчасти ликвидности. Разделы баланса отражают определенные функции, вы­полняемые банком. Каждый из них имеет несколько подразделов, на­пример радел 3 «Межбанковские операции» — межбанковские расчеты и межбанковские кредиты и депозиты.

Балансовые счета бывают активными и пассивными. Баланс банка построен по принципу односторонней группировки счетов. При этом принцип последовательного перечисления статей баланса в зависимо­сти от номера счета не соответствует мировым стандартам, так как в одном его разделе могут быть активные и пассивные счета. Тем самым баланс представлен в виде оборотно-сальдовой или сальдовой ведомости. Односторонняя форма баланса, в которой ресурсы и их размещение показываются комплексно, лишь в некоторой степени облегчают анализ данных баланса.

На активных счетах учитываются: денежная наличность в кассах банка, краткосрочные и долгосрочные кредиты, дебиторская задолженность, затраты на капитальные вложения и другие активы и отвлеченные средства. Следовательно, актив баланса банка показывает вложение средств банка в кредитные и прочие операции.

На пассивных счетах отражаются фонды банка, остатки на расчетных счетах клиентов, депозиты, кредиторская задолженность, прибыль банка, другие пассивы и привлеченные средства. Следовательно, пассив баланса банка показывает источники собственных и привлеченных средств банка.

Рассмотрим разделы баланса коммерческого банка.

Раздел 1. «Капитал и фонды» — содержит счета по учету средств, выделенных банку в виде уставного и добавочного капитала акционерных и паевых банков, резервного фонда, а также по учету фондов специального назначения, фонда экономического стимулирования и т.д. Средства фондов используются на выплату заработной платы, премий, на социальные цели, строительство зданий, приобретение тех­ники, транспорта и др.

Раздел 2. «Денежные средства и драгоценные металлы» — содержит счета, на которых учитываются денежная наличность банков в кассах и в пути, платежные документы, денежные средства в банко­матах, а также драгоценные металлы и камни, которые наряду с другими активами банка являются обеспечением эмиссии.

Раздел 3. «Межбанковские операции» — включает счета для отра­жения операций по корреспондентским отношениям между банками, включая ЦБ РФ, расчеты с филиалами, расположенными на территорий РФ и за границей, а также расчеты на организованном рынке ценных бумаг, по брокерским операциям и обслуживанию выпуска ценных бумаг.

В нем учитываются кредиты, полученные от Банка России и других кредитных организаций, а также депозиты и другие привлеченные средства банков, просроченная задолженность и проценты по межбанковским операциям.

Раздел 4. «Операции с клиентами» — содержит расчетные (пассивные) и ссудные (активные) счета по кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам. В нем также открыты счета для учета просроченной задолженности по, ссудам. Счета разделены по предприятиям и организациям, имеющим государственную, федеральную и негосударственную собственность. Внебюджетные фонды представлены пенсионным, социального и обязательного медицинского страхования, занятости населения, экологическим, дорожным и др. Средства в расчетах отражают аккредитивы к оплате, расчетные чеки, ак­цептованные банком платежные поручения, инкассированную денежную выручку, невыплаченные переводы из-за границы, транзитные счета. Все депозиты и кредиты сгруппированы по срокам и субъектам привлечения и предоставления соответственно. Здесь же отражаются расчеты по отдельным операциям.

Раздел 5. «Операции с ценными бумагами» — отражает вложения в долговые обязательства, акции, учтенные векселя, которые группируются по срокам и принадлежности. В нем учитываются и ценные бумаги, выпущенные самим банком.

Раздел 6. «Средства и имущество» — отражает расчеты с дебиторами и кредиторами, учитывает основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и их износ, а также нематериальные активы.

Раздел 7. «Результаты деятельности» — содержит счета для учета операционных и других доходов и расходов, штрафов, пени, неустоек, расходов на содержание банковского аппарата управления, прибылей и убытков, а также, использования прибыли отчетного года и предшествующих лет.

При изучении балансов коммерческих банков (табл. 2) не следует оставлять без внимания вопрос о статьях, учитывающих гарантии банка с целью помочь клиентам получить финансирование у других креди­торов. Не будучи непосредственно сопряженными с вложением ресурсов банков, требующим наличия свободных средств, такие операции создают для коммерческих банков кредитные риски, аналогичные тем, которые возникают при предоставлении кредитов.

В Плане счетов бухгалтерского учета определены счета внутрибанковских операций коммерческих банков. Для достоверного отражения результатов деятельности коммерческих банков и подробного исследования итогов их работы должен активно использоваться аналитический учет.

Б. Счета доверительного управления

Бухгалтерский учёт операций по доверительному управлению ведется в коммерческих банках, выполняющих по договорам доверительного управления функции доверительных управляющих, обособленно — на специально выделенных счетах. Все операции по доверительному управлению совершаются только между этими счетами и внутри этих счетов. По операциям доверительного управления состав­ляется отдельный баланс.

В. Внебалансовые счета.

Внебалансовые счета по экономическому содержанию разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи.

Г. Срочные операции.

В настоящем разделе осуществляется учет сделок купли-продажи различных финансовых активов (драгоценных металлов, ценных бумаг, иностранной валюты и денежных средств), по которым дата рас­четов не совпадает с датой заключения сделки. В день наступления срока расчетов учет сделки на внебалансовых счетах прекращается с одновременным отражением на балансовых счетах. Д. Счета депо.

На счетах депо отражаются депозитарные операции с эмиссион­ными ценными бумагами, акциями, облигациями, государственными облигациями, с иными видами ценных бумаг, которые являются эмис­сионными в соответствии с действующим законодательством (и пере­даны кредитной организации ее клиентами для хранения и/или уче­та, для осуществления доверительного управления, для брокерских и иных операций), а также с ценными бумагами, принадлежащими ком­мерческим банкам на праве собственности или ином вещном праве.

В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второ­го порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков коммер­ческих банков, использования прибыли, отражающие результаты дея­тельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полу­ченные доходы в финансовом году. Это позволяет исследовать струк­туру и соотношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности конкретных операций банка, пофакторный анализ прибыли коммерческого банка. Счета по учету доходов и расходов закрываются в установленные сроки, в пос­ледний рабочий день путем перечисления сумм на счета «Прибыль отчетного года» или «Убытки отчетного года». Периодичность распределения прибыли кредитные организации устанавливают сами.

Отчет о прибылях и убытках составляется банками нарастающим итогом по каждой статье с начала года и представляется в соответ­ствующие органы в установленном порядке по итогам каждого квар Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru тала. Прибыль выявляется посредством вычитания из общей суммы доходов общей суммы расходов, прибавления суммы прибыли, отне­сенной непосредственно в кредит счета по учету прибыли, и вычита­ния суммы убытков, отнесенной прямо в дебет счета по учету убытков.

Структура Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru А. Балансовые счета

Раздел 1. Капитал и фонды

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Раздел 2. Денежные средства и драгоценные металлы

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Раздел 3.Межбанковские операции

Межбанковские расчеты

Межбанковские кредиты и депозиты

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Раздел 4.Операции с клиентами

Средства на счетах

Депозиты

Прочие привлеченные средства

Кредиты предоставленные

Прочие размещенные средства

Прочие активы и пассивы

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Раздел 5.Операции с ценными бумагами

Вложения в долговые обязательства

Вложения в акции

Учтенные векселя

Выпущенные банками ценные бумаги

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Раздел 6. Средства и имущество

Участие

Расчеты с дебиторами и кредиторами

Имущество банков

Доходы и расходы будущих периодов

Раздел 7. Результаты деятельности

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Б. Счета доверительного управления

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru В. Внебалансовые счета

Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций

Ценные бумаги

Расчетные операции и документы

Кредитные и лизинговые операции

Задолженность, списанная и вьнесенная за баланс из-за невозможности взыскания Источники финансирования капитальных вложений

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Г. Срочные операции Наличные сделки Срочные сделки Нереализованные курсовые разницы

Тема 2. Основы бухгалтерского учета и отчетности в коммерческом банке - student2.ru Д. Счета депо

2.3 Документация банковских операций

Специальная банковская документация разрабатывается и утверждается ЦБ РФ и обязательна к применению юридическими и физическими лицами, которые производят через банки расчетные, ссудные и прочие операции. Основные виды банковских документов, применяемых кредитными организациями при совершении банковских операций, представлены в таблице 4. Перечисленные документы предназначены для регистрации операций, влияющих на балансовые показате­ли и подлежащих отражению на балансовых счетах.

Основные виды банковских документов

Виды групп документов Перечень документов в группе Назначение
Кассовые документы Объявления на взнос наличными чеки; расходные кассовые ордера; приходные кассовые ордера Оформление права приема и выдачи денежной наличности в рублях или валюте
Расчетные документы платежные поручения; платежные требования; авизо (сообщение) о зачислении или списании средств со счетов клиентов; аккредитивы; расчетные чеки, пр. Взыскание поставщиком с заказчика платежа за продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; погашение обязательств, задолженности перед бюджетом, Пенсионным фондом, прочими кредиторами; при обслуживании банком клиентов; при погашении собственных долгов
Мемориальные документы Мемориальные ордера Для оформления совершаемых внутрибанковских операций: ссуд выданных; ссуд погашенных; процентов начисленных; поступления и выбытия основных средств; начисления износа;, начисления заработной платы и различных начислений на нее; при учете произведенных расходов; при учете полученных доходов; расчете прибыли

Для ведения информации о деятельности банка по внебалансовым показателям используются документы, представленные в таблице.

Формы документов унифицированы, стандартны, их реквизиты предусмотрены положением о расчетных документах. Важным и обязательным фактором является наличие в документе информации аналитического и синтетического характера, указания кор­респондирующих счетов и суммы (денежного выражения) совершаемой операции. Подписи материально ответственных лиц и контролеров све­ряются с их образцами. В результате ввода первичной бухгалтерской информации, зафиксированной в документах, и ее обработки бухгалте­рия получает все необходимые выходные данные как аналитического, так и синтетического характера, отчетные формы, балансы и пр.

Документы для осуществления записей на внебалансовых счетах

Внебалансовые ордера Приходные и расходные внебалансовые ордера по кассовым операциям, по всем другим операциям платежные и внебалансовые ордера Выданные гарантии, поручительства и др. виды обеспечения по выданным ссудам; аккредитивы, выставленные на имя клиентов банка; суммы лизинговых операций; неоплаченный объем уставного капитала

2.4 Бухгалтерская отчетность коммерческого банка. Анализ отчетности

Кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с правилами, приведеннными в Положении Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», они определяют единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми КО на территории Российской Федерации.

Основное назначение банковской отчетности — быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Банковская отчетность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им представление о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, предос­тавлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери по ссудам и т.п.

Управление современными банками базируется на использовании количественной информации, выраженной в денежных единицах. При этом бухгалтерская отчетность может включать и качественную информацию (неденежную), если она помогает анализу бухгалтерских отчетов.

Общепринято деление банковской отчетности на текущую бухгалтерскую отчетность и годовую бухгалтерскую отчетность, хотя пере­чень основных форм и прочей информации, представляемой банками в Центральный банк Российской Федерации в рамках официальной отчетности, насчитывает более пятидесяти наименований. Он включает в себя помимо общей финансовой отчетности данные о деятельнос­ти банков на основе финансовой и денежно-кредитной статистики, статистики платежного баланса и финансового рынка, бюджетной стати­стики. Периодичность составления и предоставления этих форм отчетности выстраивается таким образом: ежедневная, пятидневная, ежедекадная, ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая и годовая.

Бухгалтерский баланс коммерческого банка (или в соответствии с зарубежной терминологией — балансовый отчет) является основным документом, который формирует систему данных об имущественном и финансовом положении банка, о результатах его финансово-хозяйствен­ной деятельности.

Помимо бухгалтерского баланса в состав традиционной бухгалтерской отчетности включается также Отчет о прибылях и убытках.

Финансовый результат деятельности банка определяется на основе учетных данных в бухгалтерском балансе и в отчетности о прибылях и убытках по форме № 2, достоинством которой является четкая систематизация и структуризация доходов и расходов банка. Все доходы и расходы банка в этой форме сгруппированы по подразделам, в которых отражаются финансовые результаты от выполнения отдельных видов банковских операций.

В состав годового отчета российских коммерческих банков включаются следующие формы: бухгалтерский баланс в виде оборотной ведомости (по остаткам на конец года с учетом заключительных оборотов); отчет о прибылях и убытках; данные об использовании прибы­ли и фондов, из нее создаваемых; расчет резерва под возможные поте­ри по ссудам; размер собственного капитала банка; сведения о кредит­ной, ресурсной политике банка, его внешнеэкономической деятельно­сти, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях; отчет о состоянии внутреннего контроля в банке; пояснительная записка. Годовой отчет банка подается в ЦБ РФ.

Бухгалтерский отчет за прошедший год представляется коммерческими банками с учетом информации по всем подведомственным филиалам и представительствам.

Для сравнения в странах с развитой рыночной экономикой ис­пользуются следующие формы отчетности: балансовый отчет, счет прибылей и убытков, отчет о движении источников финансирования, отчет об изменении акционерного капитала, пояснения к финансовой отчетности и аудиторское заключение.

Положение Банка России № 302-П заменило Положение Банка России № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредит­ных организациях, расположенных на территории РФ». Изменения правил ведения бухгалтерского учета призваны максимально прибли­зить российские нормы .бухгалтерского учета к требованиям МСФО. Основные отличия от предыдущих правил: использование метода «на­числения» при отражении доходов и расходов; переоценка активов и обязательств по текущей («справедливой») стоимости; поправка по­рядка учета ценных бумаг; уточнение терминологии и принципов ве­дения учета; упорядочение использования счетов учета.

В основе построения агрегированного балансового отчета, в соответствии с Инструкцией № 17 (в отличие от традиционного бухгалтер­ского баланса банка), лежит группировка статей отчета по их эконо­мическому содержанию — актив, обязательства и собственные средства. При этом активы группируются по степени убывания их ликвид­ности, а пассивы — по мере их востребования (погашения), что вполне согласуется с укоренившимся в практике западных банков принци­пом составления отчетности.

Форма отчета о прибылях и убытках общей финансовой отчетнос­ти также принципиально отличается от традиционного отчета о при­былях и убытках. Эта форма отчетности является экономической мо­делью формирования показателей финансовых результатов банка. Она построена на принципах соотнесения групп полученных доходов, классифицированных в зависимости от их источников, с соответствующи­ми им группами расходов (процентных, прочих операционных, теку­щих доходов и расходов). Преимущество данной формы отчета состо­ит в наличии возможности осуществлять формирование финансовых результатов банка в определенной последовательности, поэтапно, че­рез промежуточные результаты. При этом предусматривается выделе­ние чистых процентных, операционных, текущих, чистых текущих доходов, чистой прибыли. Это позволяет отслеживать этапы аккуму­ляции прибыли и ее окончательную величину, активно управлять про­цессом формирования доходов и расходов банка.

Указанием ЦБ РФ от 26.08.2008 № 2055-У «О внесении изме­нений в Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк РФ» вво­дятся новые требования к составлению отчетности кредитными орга­низациями.

Значительные изменения внесены в Указание Банка России, ко­торым установлен перечень, формы отчетности кредитных организа­ций, а также порядок их составления и представления в ЦБ РФ (далее Указание № 1376-У). Так, в частности, новой редакции изложены:

форма отчетности, содержащая сведения о заключении договора на проведение аудиторской проверки кредитной организации, банковс­кой (консолидированной) группы (форма 0409024); форма, в соответ­ствии с которой представляются сведения об аффилированных лицах, принадлежащих к группе лиц, к которой принадлежит кредитная орга­низация (форма 0409052); форма, предназначенная для расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации (форма 0409110); отчет по ценным бумагам (форма 0409711). Соответственно изменен и порядок их заполнения. Уточнено, что отчетность по форме 0409102 «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации» со­ставляется в соответствии с порядком, изложенным в Положении ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П, а также определен порядок представления данного отчета реорганизуемыми кредитными организациями. Кроме того, вводятсяв действие новые формы отчетности: «Сведения о цен­ных бумагах, приобретенных кредитной организацией» (форма 0409116), «Данные о крупных ссудах» (форма 0409117), «Сведения о жилищ­ных кредитах» (форма 0409316). По форме с кодом 0409118 теперь должны отражаться данные о концентрации кредитного риска (ранее - данные о крупных кредитах). Отчет заполняется по заемщикам (группе связанных заемщиков), в отношении которых у кредитной организа­ции возникает максимальный кредитный риск (Н6), определяемый в соответствии с главой 4 Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И. С учетом внесенных изменений, установлено, что отдельные формы отчетности, предусмотренные в приложении 2 к Указанию № 1376-У, составляются с 1 октября 2008 года; формы отчетности 0409116, 0409117, 0409118, 0409711 составляются с 1 января 2009 года.

2.5 Годовая бухгалтерская отчетность коммерческого банка. Анализ и аудит годовой отчетности

В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих банков включаются:

Годовой баланс (ф. № 1);

Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

Приложение к балансу об использовании прибыли (ф. № 3)

Справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (ф. № 5)

Отчет о хищениях и просчетах (ф. № 113);

Справка об остатках средств на корреспондентских счетах и субсчетах;

Отчет по труду (ф. № 1-Т);

Объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.

Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце отчетного года проводят подготовительную работу:

1)проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчетов;

2)анализируют дебиторско-кредиторскую задолженность, принимают активные меры по ее погашению;

3)нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки;

4)анализируют кредитный портфель и принимают меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке;

5)аналогичная работа проводится по всем другим видам активов (вложениям в ценные бумаги, совместной хозяйственной деятельности и др.) с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов;

6)по результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений, оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадежные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.

Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. В этих целях составляются проверочные ведомости.

Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчета возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банков. Главный бухгалтер банка обязан до подписания годового отчета лично сверить отчетные данные всех форм с данными баланса на 1 января ново­го года с учетом заключительных оборотов, с актами ревизий, инвента­ризации денежных средств, имущества и материалов. Отчет о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, отнесенные на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгалтерского учета. В объяснительной записке по годовому отчету оценивается состояние учета в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.

Годовой отчет коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью ее является подтверждение достоверности полноты и реальности отчета, соответствие постановки бухгалтерского учета действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчет коммерческие банки представляют Банку России с положительным аудиторс­ким подтверждением его достоверности и публикуют в печати.

МОДУЛЬ 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИЙ БАНКА. ЕГО ПРИБЫЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ

Наши рекомендации