Основы организации бухгалтерского учета в коммерческом банке

В силу того, что коммерческие банки как институт денежно-кредитной системы появились в нашей стране после большого перерыва, возникли сложности с организацией их деятельности. Эти сложности проявлялись во всех сферах деятельности банка, в том числе в организации бухгалтерского учета. Система бухгалтерского учета в коммерческих банках во многом носит отпечаток организации этих операций в специализированных учреждениях бывшего государственного банка. Кроме того, поскольку коммерческие банки выполняют в обществе очень важные функции, от успешного осуществления которых зависит развитие общества с экономикой, построенной на рыночных принципах, их деятельность подвержена довольно строгой регламентации со стороны государственных органов. Это получает выражение и в довольно строгой регламентации бухгалтерской деятельности коммерческих банков, что дополнительно усугубляется пережитками излишней централизованности денежно-кредитной сферы в экономике страны в недавнем прошлом.

В настоящее время по-прежнему обязательной для всех коммерческих банков является единая форма организации бухгалтерского учета, разработанная в 1988 году в ходе реформы банковской системы, когда из структуры Госбанка СССР выделились специализированные банки и было принято решение о возможности существования коммерческих и кооперативных банков.

Следует отметить, что разработанная тогда и подвергавшаяся впоследствии лишь непринципиальным изменениям система была ориентирована прежде всего на государственные специализированные банки и предназначалась для отражения выполняемых ими операций. Единая для всех банков форма учета должна была позволить осуществлять прежнее административное руководство в денежно-кредитной сфере, но в несколько изменившихся условиях.

Так, например:

1 Способ учета налично-денежного оборота был разработан исходя из потребностей контроля за выполнением кассового плана и административного (нерыночного) регулирования денежного обращения;

2 Единообразная информация учета ссудных операций формировалась таким образом, чтобы позволить составить Государственный и отраслевые кредитные планы, осуществлять государственное регулирование кредитных ресурсов и ссудной задолженности предприятий и организаций;

3. Учет операций по финансированию капитальных затрат был органи зован исходя из потребностей такого самостоятельного раздела Государственного плана, как план капитального строительства.

Таких примеров можно привести много. Вывод из этого таков: система бухгалтерского учета, которая действует в настоящее время и которой в значительной степени руководствуются коммерческие банки, была сформирована исходя из потребностей административного регулирования денежно-кредитной сферы и потому сейчас мешает коммерческим банкам эффективно осуществлять свои функции.

Существует, на наш взгляд, еще один аргумент против сложившейся системы бухгалтерского учета. За последние годы в экономике, и особенно в денежно-кредитной сфере, появились новые операции. Принципы учета их зачастую находятся в противоречии с логикой учета операций, заложенной в существующей системе бухгалтерского учета в коммерческих банках. Поэтому отражение их в рамках существующей системы противоречиво и в ряде случаев искажает результаты деятельности банка и их оценку.

В подтверждение приведенных тезисов рассмотрим принципы построения плана счетов бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса коммерческого банка.

План счетов и бухгалтерский баланс коммерческого банка

План счетов бухгалтерского синтетического учета одновременно представляет собой номенклатуру статей бухгалтерского баланса банка. Из анализа действующего бухгалтерского баланса предметно видно, исходя из каких соображений и в соответствии с какими принципами формировалась система бухгалтерского учета.

Структура бухгалтерского баланса несет в себе информацию о функ циональной деятельности банка, отражает принципы учета отдельных банковских операций.

Основные разделы в номенклатуре баланса банков выделены таким образом, чтобы позволить осуществлять государственное регулирование соответствующих сфер. То есть балансовые и внебалансовые счета сгруппированы в разделы по так называемым экономически однородным признакам учитываемых денежных средств, кредитных ресурсов и операций.

Поэтому для построения баланса был выбран принцип односторонней группировки счетов: в каждом разделе могут быть активные, пассивные и активно-пассивные счета. Этот принцип, положенный в основу структуры баланса, малоценен с точки зрения самого банка; он не позволяет быстро делать вывод относительно деятельности коммерческого банка исходя из его критериев, зато по нему можно определить объем операций по расчетам с бюджетом и бюджетными учреждениями, финансированию капитальных вложений и т. п.

Примечательной чертой является также ведомственно-отраслевая группировка в балансе контрагентов банка. Этот принцип был заложен в определение структуры баланса Госбанка СССР еще в 1932 году в связи с реорганизацией центрального управления народным хозяйством.

В то же время в зарубежных коммерческих банках применяются совершенно другие структуры баланса и планов счетов. Наиболее важным в этой структуре является то, что статьи по активу баланса располагаются по степени убывания ликвидности, а по пассиву — по степени уменьшения востребования средств. Эта структура баланса в наибольшей степени отвечает принципам функционирования коммерческого банка, имеет очень аналитичную форму (т. е. на ее базе легко осуществлять анализ), легко читается. Характерно, что государственные органы в странах с рыночной экономикой законодательно закрепляют именно такую форму баланса, а не ту, которая, быть может, была бы удобнее для них с точки зрения макроэкономического анализа.

1.3. Структура бухгалтерской службы в коммерческом банке "Восток"

В силу того, что бухгалтерская служба в коммерческом банке занимает особое место (а это связано, в свою очередь, с особыми функциями коммерческих банков, состоящими в обеспечении народного хозяйства средствами платежа), ей присуща структура, отличная от той, что формируется на коммерческих предприятиях.

Важная роль в осуществлении учетных функций отведена в банке ответственным исполнителям, занимающимся операционной работой. На них ложится основная нагрузка по формированию первичной бухгалтерской информации. В связи с филиальной структурой банка и сосредоточением основного объема операционной работы в филиалах надежность соответствующей информации во многом зависит от единообразия осуществления соответствующих операционных функций. Реализация пакета "Операционный день", которая осуществлена в настоящее время во всех филиалах банка, позволяет во многом решить указанную проблему и служит базой для дальнейшей автоматизации бухгалтерских функций.

Для следующего этапа автоматизации важным является установление надежной связи между центральным Правлением и филиалами. Стратегия автоматизации операционных функций должна быть в существенной степени согласована со вступлением банка в международную систему электронных расчетов S.W.I.F.T. Такая стратегия в банке имеется, она построена на верных исходных принципах и позволяет существенно поднять качество первичной бухгалтерской работы. Необходимо только привлечь к этой работе специалистов из центральной бухгалтерии (в лице главного бухгалтера или его заместителя) с тем, чтобы принципы авто матизации не расходились с общей логикой осуществления бухгалтерских функций и в точности соблюдались требования (внутрибанковские и внешние) к организации учетно-операционной работы, поскольку основная ответственность за надлежащее осуществление учета расчетных, кредитных, денежных и других операций лежит на главном бухгалтере.

Что касается организации учетных операций в центральной бухгалте рии, то здесь она поставлена надлежащим образом: произведено распределение счетов бухгалтерского учета между ответственными исполнителями, структурирована первичная аналитическая работа, осуществляется постановка ряда задач бухгалтерского учета для автоматизированного их осуществления, налажен контроль за своевременным прохождением соответствующих первичных бухгалтерских документов.

Таким образом, можно сказать, что организация текущей учетной и операционной работы поставлена верно, ведутся работы по автоматизации этих бухгалтерских функций, своевременное осуществление которых будет способствовать дальнейшему развитию банка.

Однако существует, на наш взгляд, еще ряд функций бухгалтерского учета, которые требуют своего совершенствования или постановки.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Необходимым атрибутом бухгалтерской деятельности является осуществление контроля. Внутрибанковский контроль можно условно разделить на текущий и последующий.

Функцией текущего контроля является проверка соответствия выполняемых операций, оформления документов разработанным самим банком и государственными органами правилам и инструкциям. Сюда же относится проверка регистров аналитического и синтетического учета. В связи с филиальной структурой банка основной объем работы по текущему контролю приходится на долю сотрудников филиалов. Центральная же бухгалтерия может контролировать выполнение этих функций лишь по результатам ревизий и проверок.

Более сложным и важным с точки зрения выполнения банком своих функций является последующий контроль. Его целью является определение на основе предварительного анализа степени рациональности выполнения банком всех операций. Дело в том, что решения по осуществлению тех или иных операций выполняют функциональные службы и руководство филиалов. На бухгалтерии же лежит функция проверки — на основе фактических данных — того, насколько рациональными были принятые соответствующими руководителями решения, способствовали ли они реализации выработанной Правлением банка стратегии. Осуществление этого последующего контроля в банке требует совершенствования. Необходим соответствующий методический инструментарий (методики анализа бухгалтерской информации — баланса, данных синтетического и аналитического учета, первичной бухгалтерской информации), а также налаженная система осуществления этой контрольной функции. В бухгалтерии банка понимают, что такие функции должны осуществляться, но большая загруженность работников текущей учетной работой не позволяет пока это делать.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА. Выполнение этих функций бухгалтерской службой банка должно соблюдаться по определению, в противном случае само функционирование банка станет невозможно. Под функциями финансового учета нами понимаются составление баланса и счетов доходов и расходов по требованию ЦБ, для других внешних пользователей и для публикаций, контроль за правильностью отражения их в учете с точки зрения требований ЦБ и налоговых органов. Следует сказать, что выполнение этих функций поставлено в банке хорошо, чему в значительной степени способствует ведение учета в соответствии с существующей и рекомендованной ЦБ системой бухгалтерского учета для коммерческих банков.

Оглавление

Для перехода к нужной странице нажмите клавишу Ctrl и щелкните нужную строку

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКАБ «ВОСТОК» 1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК "ВОСТОК" КАК БОЛЬШАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 2

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКАБ "ВОСТОК". 3

Обобщенная модель системы управления финансовой деятельностью коммерческого банка 3

Модель финансового рынка банковских услуг. 4

Модель финансовой деятельности коммерческого банка. 5

Модель формирования кредитных ресурсов. 6

Модель оптимизации управления финансовой деятельностью филиалов. 8

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА.. 8

Системный подход к построению организаций. 8

Оперативное управление банком "Восток" как большой системой. 10

Управление развитием банка "Восток" как большой системы.. 11

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МКАБ "ВОСТОК" И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 15

Методы прогнозирования в деятельности банка. 18

Совершенствование работы МКАБ в рыночной экономике. 19

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МКАБ "ВОСТОК". 20

Структура внешних информационных потоков. 20

Информация о рынке. 21

Рынок информации и информационных услуг. 22

Обмен информацией с государственными органами. 23

Структура информации о банке. 24

Собственная подготовка информации. 25

Собственная информационная сеть. 25

АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ МКАБ «ВОСТОК». 28

Наши рекомендации