МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ственно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды
ственно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.
3. «Англо-американский» тип: государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе за счет налоговых льгот.
Точнее было бы говорить не о «национальных» типах, а о разных механизмах финансирования: 1) централизованно, непосредственно через государственные структуры; 2) государственные средства объединяются с привлекаемыми иными средствами и вкладываются через независимые или местные структуры, т. е. с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства; 3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип «длинной руки»).
Наиболее эффективная система децентрализованного финансирования культуры создана в CHIA. В основе американской системы — сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения именно крупным фирмам выгодна благотворительность.
Конечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть доходов. Но зато объем средств, направленных на социальные нужды, оказывается больше суммы недополученных налогов. Кроме того, правительство освобождается от забот относительно определения целесообразности затрат на культуру, от забот, связанных с распределением средств и техническим контролем их использования. Никакие амбиции властей не в состоянии предусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие культурных процессов. Поэтому выигрывает, в конечном сче* те, не только фирма, но и государство в целом.
В самом общем виде возможные источники финансирования деятельности в сфере культуры можно представить в виде схемы (рис. 3).
Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их
2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ|:>
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ |§ Г ГОСУДАРСТВЕННЫЕ \ С СОБСТВЕННЫЕ j|
Благотворительные
средства
Спонсорские средства
Гранты
Членские взносы
Резервные взносы
Заемные средства,
кредиты
Г
Прямое финансирование: содержание госсети учреждений, программы (федеральные, региональные, отраслевые, межотраслевые) Финансирование потребителя Косвенное финансирование (льготы)
Доходы от основной
деятельности
Доходы
от предпринимательской
деятельности
Рис. 3
Рис. 3 Источники финансирования деятельности в сфере культуры
уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально-технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищен ные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие миниму? средств текущего содержания, поддержки деятельности сети учреждений, прежде всего — госсети. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам.
С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования из средств бюджета образуются фонды развития культуры и искусства, целью которых является финансирование не
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
сложившейся сети учреждений культуры, а осуществления конкретной деятельности (социальный заказ). Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующих фондов развития культуры и искусства. (Подробнее о технологии разработки таких программ см. в следующем разделе.) Программное финансирование фактически является распространением на бюджетные средства механизма договорных отношений. Иначе говоря, с 1989 г. бюджетные средства стали выделяться не только в виде дотации (на «факт бытия»), но и в хозрасчетной «упаковке» (договор, акт сдачи-приемки и т. д.).
Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ (например, «Программа развития народов Российского Севера»), местных комплексных программ, входящих отдельной строкой в соответствующие бюджеты (программы «Народы России», «Санкт-Петер-бург-2003» и т. п.).
Примером удачного опыта аккумулирования бюджетных средств из различных источников является деятельность Комитета по культуре Красноярского края, обеспечившего на основе сотрудничества и взаимодействия с другими отраслями на краевом и федеральном уровне ситуацию, когда на протяжении нескольких лет доля финансирования сферы культуры в консолидированном краевом бюджете превышает 11%.
Следует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры. Поддерживается, фактически, не потребитель, а выступающий «от его имени» производитель (учреждения культуры). Таким образом, не существует полной гарантии защиты потребителя (а бюджетные средства должны давать налогоплательщику определенные гарантии в сфере культуры) от производителя, который может требовать себе средства на реализацию невостребованной потребителем деятельности — ситуация отнюдь не редкая в сфере культуры, когда деньги идут на оплату «факта бытия» учреждения культуры и «плода больного воображения» его работников.
Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование
2. ОРГАНИЗАЦИОННО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
потребителя» в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его группах и категориях, которые нуждаются в гарантированных бюджетных средствах (малоимущие, дети, этнические меньшинства и т. п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т. п.). Эти чеки и прочее гасятся в соответствующих учреждениях культуры и оплачиваются учреждениям культуры под гарантии бюджета. В этом случае снимается проблема компенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культуры начинают «охотиться» за такими клиентами, реализуя тем самым необходимый минимум услуг.
Организации культуры отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.
Источники финансирования организаций культуры делятся на три группы: Ш привлеченные средства; Ш государственные средства, И собственные средства.
К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.
Наличие различных источников финансирования в структуре доходов организаций культуры определяется национальными особенностями менеджмента в сфере культуры. В России, Франции, Германии традиционно доминируют государственные источники финансирования, тогда как в США — привлеченные и собственные источники финансирования. Опыт финансирования сферы культуры США представляет большой интерес в силу наибольшей диверсификации доходов организаций культуры среди стран мира. Важную роль в финансировании сферы культуры играют членские взносы. Так, в доходах Метрополитен-музея
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Рис. 4.
Источники финансирования
Метрополитен-музея в 2000 г.
12% — входная плата, экскурсии, лекции; 29% — гранты, благотворительные вклады, пожертвования; 22% — целевые взносы; 14% — членские взносы; 15% — власти Нью-Йорка; 8% — коммерческая деятельность. Источник: The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 1999-2000.
членские взносы в 2000 г. составили 14% всех поступлений (рис. 4). Членские взносы как источник финансирования сферы культуры ассоциированы с деятельностью благотворительной организации, действующей на базе организации культуры. Чаще всего это общество или клуб друзей. Целями таких обществ (клубов) друзей являются вовлечение физических и юридических лиц в деятельность организации культуры, а также привлечение финансовых средств через систему членских взносов.
В зависимости от типов участников выделяются два вида членства — индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида — годовое, срочное (5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и привилегированных членов, доноров, покровителей организации культуры и др.
Различные категории членства дают разные преимущества вкладчикам. Прежде всего, члены имеют право на бесплатное или льготное посещение выставок, концертов, специальных мероприятий, закрытых встреч и юбилейных вечеров, как на территории организации культуры, так и за ее пределами. Вместе с тем, члены общества постоянно получают новости из жизни организации культуры через присылаемые журналы, информационные бюллетени, приглашения, а также имеют скидки на ее печатную и сувенирную продукцию.
Кроме того, привилегированные члены, доноры и покровители могут принимать непосредственное участие в управлении обществом друзей. Они получают право голоса на Совете общества, главном органе управления благотворительной организации, наравне с персоналом организации культуры. На заседаниях Совета, которые проходят несколько раз в год, члены участвуют в рассмотрении
2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 139
29%
12%
22%
15%
Л Г
8%
J3.
задач и направлений деятельности общества, утверждении бюджета расходов и доходов, а также в анализе результатов работы организации.
Таким образом, популярность системы членства можно объяснить тем, что она является своеобразной формой участия в деятельности организации культуры и предусматривает большое число привилегий для вкладчиков.
На сегодняшний день в России примерами обществ друзей являются Клубы друзей Государственного Эрмитажа, Русского музея, Мариинского театра, Московского Художественного академического театра и др. Например, в Клуб друзей Эрмитажа, объединяющий такие крупные коммерческие компании, как Кока-Кола, Самсунг Электронике, IBM, БалтОНЭКСИМ Банк, Ингосстрах и др., может вступить как физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре категории членства. Каждый человек, внесший 100, 200, 500 американских долларов и выше, вправе считаться простым или привилегированным членом Клуба друзей Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства, которые значительно отличаются по суммам — от 2000 до 100 000 американских долларов и выше. Предприятия и организации могут стать простыми и почетными корпоративными членами, рядовыми и официальными спонсорами или покровителями Эрмитажа.
Все взносы в Клуб друзей носят целевой характер. Другими словами, сам вкладчик определяет направления расходования средств, например, на реставрацию музейных помещений, экспонатов, образовательные программы и т. д. Со своей стороны, музей предоставляет своим членам ряд привилегий. Так, все юридические лица получают Почетный диплом «Коллективного члена Клуба друзей Эрмитажа», а для руководителей компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение музея и участие в клубных мероприятиях. Кроме того, названия организаций, внесших значительные благотворительные средства, включаются в список «Спонсоры и благотворители Государственного Эрмитажа» в годовом отчете, выставочных каталогах музея и средствах массовой информации, а также заносятся на j Доску почетных спонсоров Эрмитажа. Официальным спонсорам и покровителям музея предоставляется приоритет-
Но
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Рис. 5 Источники финансирования 50.
Государственного Эрмитажа
в 2000 г. 40-
3% — выездные выставки; 21% — входная 3о-плата, экскурсии, лекции; 33% — гранты, пожертвования; 2% — благотворительные 20-(членские) взносы; 34% — бюджетное финансирование; 7% — коммерческая дея- 10-тельность. Источник: Данные внутренней отчетности Государственного Эрмитажа. -
ное право на проведение корпоративных мероприятий в стенах Эрмитажа и участие руководителей компаний в совете Клуба друзей. Для индивидуальных членов привилегии ограничиваются получением персональной карточки и регулярной информации об открытиях выставок, проведении концертов и клубных мероприятий.
В цепом, согласно структуре доходов российских учреждений культуры, доля членских взносов в их бюджетах остается достаточно низкой по сравнению с американскими организациями. Так, членские взносы Государственного Эрмитажа составляют 2% от общих доходов, тогда как в Метропслитен-музее — 14% (см. рис. 4, 5).
Среди привлеченных источников финансирования организаций культуры особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.
Отдельное место в системе заемного финансирования некоммерческих организаций культуры занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, обычно называемые мунисами (munis).
Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями.
За рубежом существует несколько типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосрочные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя используются в основном для преодоления временных денежных затруднений некоммерческих организаций, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций.
Кроме того, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные безусловной гарантией республиканских
33% 34%
21%
2%
7%
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Специальные налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются с помощью отдельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций.
Однако муниципальные облигации и другие заемные средства не всегда используются организациями культуры. Привлечение заемных средств оправдано, если они способствуют реализации высокодоходных проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности возможно в случае тяжелого экономического положения организации культуры как единственно возможный вид финансирования, а также в случаях, если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить доходы от основной деятельности.
В 90-е гг. в американской сфере культуры получило развитие новое направление привлеченного финансирования — резервные взносы (reserve endowment). В 2000 г. резервные взносы Метрополитен-музея достигли 22% от суммарных доходов (см. рис. 4).
Резервные взносы представляют особую форму привлечения средств физических и юридических лиц в организацию культуры для сохранения и продвижения культурного наследия в обществе. Так, цель подобных взносов Метрополитен-музея заключается в «сохранении имеющегося культурного достояния для последующих поколений, а также в изучении предметов искусства и доступе к ним самых широких слоев населения».
В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются организацией культуры на счетах банков и инвестиционных институтов с целью получения стабильных процентов. Главной особенностью резервных взносов является запрет на использование самой суммы взноса на финансирование расходов организации культуры. Организация культуры вправе распоряжаться только накопленными процентами с этой суммы, причем сам взнос никогда не возвращается вкладчику.