Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами по нормативам установленным БК РФ (ст.50 БК), например:

§ налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

§ налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

§ акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

§ акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

§ водного налога – 100%; и др.

Налоги, предусмотренные спец. налоговыми режимами - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с налоговым законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии с общим перечнем этих доходов указанных в вопросе 1 (ст. 54 БК РФ).

Примеры неналоговых доходов ФБ

• от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ, доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями - по нормативу 100 процентов;

• от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

• лицензионные сборы - по нормативу 100 процентов;

• и др.

В доходах федерального бюджета, кроме общего перечня неналоговых доходов также учитываются:

§ прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативу 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, установленному Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" По итогам 2014 года данный норматив установлен в размере 75%;

§ доходы от внешнеэкономической деятельности.

Безвозмездные поступления, предусмотренные бюджетным законодательством.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы (ст. 56 БК РФ). В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от всех региональных налогов по нормативу 100%:

§ налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

§ налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

§ транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами:

§ налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

§ налога на доходы физических лиц - по нормативу 85 процентов;

§ акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

§ акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

§ акцизов на автомобильный бензин – 100%;

§ налога, взимаемого в связи с применением УСН – по нормативу 100%;

§ ЕСХН – 30 % и др.

Налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

Полномочия законодательных органов субъектов РФ по формированию доходов бюджетов заключаются в праве введения региональных налогов, установления ставок по ним и предоставления налоговых льгот в пределах, установленных налоговым законодательством (транспортный налог; налог на имущество организаций).

В случаях, определенных налоговым законодательством, органы власти субъектов РФ имеют право предоставления льгот по федеральным налогам (например, по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков может быть снижена ставка налога на прибыль до 13,5%).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с общим перечнем таких доходов, указанных в вопросе 1 (ст. 57 БК РФ).

Примеры неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ - по нормативу 100 процентов;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, - по нормативу 100 процентов;

• доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов РФ;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов РФ;

• плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 %;

• и др.

Безвозмездные поступления – дотации, субсидии, субвенции и другие виды в соответствии с БК РФ.

Источниками формирования доходов местных бюджетов являются:

Налоговые доходы.

В местные бюджеты зачисляются доходы от федеральных, региональных, местных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Доходы от местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц) зачисляются во все местные бюджеты по нормативу 100%.

В бюджеты городских поселений зачисляются (ст. 61 БК РФ):

§ налог на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

§ единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 50 процентов;

§ отдельные виды государственной пошлины - по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению (ст. 61.1 БК РФ):

§ налог на доходы физических лиц взимаемый на территориях городских поселений - по нормативу 5 процентов;

§ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

§ единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 50 процентов;

§ отдельные виды государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

В бюджет городского округа будут зачисляться (ст. 61.2 БК РФ):

§ налог на доходы физических лиц - по нормативу 15 процентов;

§ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

§ единый сельскохозяйственный налог - по нормативу100 процентов;

§ отдельные виды государственной пошлины - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты городских округов с внутригородским делением зачисляются:

§ налог на доходы физических лиц - по нормативу 15 процентов;

§ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 процентов;

§ единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 100 процентов;

§ отдельные виды государственной пошлины – по нормативу 100 процентов;

§ налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты внутригородских районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом субъекта РФ о бюджете.

Также в бюджеты внутригородских районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского округа с внутригородским делением по нормативам отчислений, установленным представительными органами городских округов с внутригородским делением о бюджете.

В бюджеты сельских поселений подлежат зачислению:

§ налог на доходы физических лиц - по нормативу 2 процента;

§ единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30 процентов;

§ отдельные виды государственной пошлины - по нормативу 100 процентов.

Также в бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом субъекта РФ о бюджете.

Кроме этого в бюджеты сельских поселений подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии с решением о бюджете.

2. Неналоговые доходы(ст. 62 БК РФ) местных бюджетов формируются в соответствии с общим перечнем таких доходов, указанных в вопросе 1 (ст. 62 БК РФ)

Например, за счет:

1) доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

2) доходов от продажи муниципального имущества, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

3) доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями;

4) части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;

5) средств самообложения граждан. Вопросы их введения и использования решаются на местном референдуме (сходе граждан). Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей МО, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может быть более 30% от общего числа жителей МО. Для них размер платежа может быть уменьшен (ст. 56 ФЗ №131).

6) других поступлений в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и решениями представительных органов МО.

3. Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы в виде дотаций, субсидий и субвенций и др. в соответствии с БК РФ и ФЗ № 131.

Наши рекомендации