Iii. этапы написания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Цель написания курсовой работы ………………..………….…..……. | |
II. Основные требования, предъявляемые к курсовым работам …… | |
III. Этапы написания курсовой работы ……………....…..……..…… | |
3.1. Выбор темы …………………….......…………………………... | |
3.2. Подбор литературы ……………………….......……….……... | |
3.3. Изучение подобранной литературы, составление плана курсовой работы …………………………..…………......……………... | |
3.4. Особенности работы с литературой …………………........… | |
IV. Подбор и обработка статистических данных ……......................… | |
V. Рекомендации по написанию курсовой работы ……....................... | |
VI. Типичные ошибки, встречающиеся при написании курсовой работы …………………………………………………….……................... | |
VII. Порядок оформления курсовой работы ……………………….. | |
VIII. Защита и требования к оценке курсовой работы ………................ | |
IX. Тематика курсовых работ .................................................................... | |
X. Примеры содержаний курсовых работ ................................................ | |
XI. Список рекомендуемой литературы для написания курсовой работы .............................................................................................................. | |
XII. Приложения ……………………….....……………………………… |
I. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа имеет целью углубить знания по важным экономическим проблемам, научить студентов самостоятельно применять полученные знания при подготовке научно-аналитических материалов, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и теоретического обоснования принимаемых решений в социально-экономической сфере.
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
Написание курсовой работы является одной из важных форм самостоятельной творческой работы студента, которая способствует более глубокому овладению учебных дисциплин, пониманию научных основ экономической политики государства в современных условиях, углублению знаний и навыков по избранной специальности.
В результате написания курсовой работы могут формироваться следующие компетенции, определенные ФГОС:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- способность к сбору и анализу исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
- способность осуществления сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность выбора инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).
В курсовой работе на высоком научном и методическом уровне должны быть раскрыты вопросы выбранной темы.
Курсовая работа пишется самостоятельно, доступным языком, призвана вырабатывать навыки работы с литературой, знакомит с требованиями по написанию и оформлению выдержек и сносок из учебников, книг и пособий, прививает интерес к научным исследованиям.
В курсовой работе должны быть широко использованы первоисточники: труды российских и зарубежных экономистов; статистические данные, опубликованные в периодических изданиях, справочниках; фактический материал.
Для курсовой работы по общетеоретическим проблемам особое значение имеет определение логической структуры в соответствии с научным методом исследования. Обязательным требованием к курсовой работе является отражение в ней экономического аспекта темы.
III. ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Процесс подготовки и защиты курсовойработы состоит из ряда последовательных этапов: выбор темы и согласование ее с научным руководителем; подбор литературы; оформление организационных документов; изучение требований к оформлению работы; изучение подобранной литературы; написание работы; защита работы.
Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа подготовки курсовой работы.
Выбор темы
Выбор темы начинается с ознакомления с тематикой, разработанной кафедрой, после чего выбирается интересующая тема.
В случае избрания студентом темы, материал которой еще не изучался, последний самостоятельно и углубленно изучает соответствующий раздел дисциплины, учебные пособия, рекомендованную литературу, после чего приступает к разработке выбранной темы.
Рекомендованные кафедрой темы выбираются студентами с учетом исключения их повторения в учебной группе.
Подбор литературы
Правильный подбор экономической и другой специальной литературы в значительной мере определяет качество написания курсовой работы.
Подбор литературы рекомендуется начать с выяснения места темы в изучаемой дисциплине. С этой целью необходимо ознакомиться с учебной программой, просмотреть планы семинарских занятий, рекомендованную к ним обязательную и дополнительную литературу.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (законы и подзаконные акты), научные издания (книги и периодические издания), статистические данные. Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.
При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.).
Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии и ссылки на другие нормативные акты. Недостатком использования данных систем является то, что версии этих документов не являются официальными и поэтому иногда содержат ошибки. Следовательно, получив первичную информацию при помощи справочно-информационных систем, достоверность данных следует подтвердить по официальным источникам.
Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в методических кабинетах кафедр, библиотеках вуза и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние за год номера журналов, в которых помещается указатель статей, опубликованных за год.
Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Информация анализируется в следующем порядке: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т.д.); аннотация; оглавление; введение или предисловие; справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.); иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.
Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Например, среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, широко известны такие, как «Финансы и статистика», «ИНФРА-М», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.
Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положений. Однако их следует оценивать критически.
Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга.
Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, раскрытие цели подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей.
Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.
Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности положений, выдвигаемых автором. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучив список литературы, можно получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области. Иллюстративный материал в представляющих интерес главах позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем, как правило, свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.
Поскольку первое предложение, как правило, отражает основную мысль абзаца, то для уяснения смысла текста в целом достаточно прочитать начальные предложения.
При наличии достаточного времени вызвавший интерес материал изучается более внимательно с необходимыми пометками. При необходимости сведения могут быть выписаны или ксерокопированы.
В ходе изучения литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список литературы.